Сегодня мало кто в Орле представляет себе место расположения Лутова кладбища – в наше время почти ничего не напоминает о нем. Это изрытый колесами строительной техники участок земли на левом берегу реки Оки в микрорайоне Новая Ботаника рядом с насаждениями бывшего Ботанического сада (в настоящее время парк «Ботаника» – памятник садово-парковой архитектуры). Здесь по благословению митрополита Орловского и Болховского Антония вскоре начнется строительство храма во имя святителя Николая Чудотворца.
На основании документов, хранящихся в Государственном архиве Орловской области, можно утверждать, что кладбище было открыто за чертой города в 1783 году старообрядцами, приемлющими священство, для орловских купцов и мещан, которые состояли в расколе. Оно находилось на арендованной земле, принадлежащей некоему старику Лутову. По имени бывшего владельца данные земли и кладбище получили название Лутовских. Впоследствии земельный участок был полностью выкуплен старообрядцами.
В эпоху Николая I (1825-1855) старообрядцев насильно обращали в единоверие. Под влиянием этих обстоятельств орловская беглопоповская верхушка старообрядческого купечества в 30-х годах XIX века объявляет о своем желании перейти в единоверие, что создает принципиально новую ситуацию в орловском старообрядчестве.
В 1835 году «оставшись без беглых попов, умеренные орловские беглопоповцы во главе с купцами Борисом Афиногеновым Васильевым, Никитой Степановым Масленниковым и Семионом Ивановым Соломатиным изъявили согласие присоединиться к Православной Церкви на правах единоверия». Ими же в ноябре 1839 года был составлен и в числе 50 семейств подписан «приговор о том, чтобы просить Государя Императора о даровании им особого старообрядческого епископа для поставления священников и диаконов и для заведывания ими, равно как и всеми старообрядцами в России».
В этом же обращении старообрядцы просили «передать единоверцам и переосвятить в церкви обе беглопоповщинские часовни в городе, со всею их утварью, ризницею, книгами и т.п., а также передать в пользу сих церквей занимаемую ими землю и окружающие их дома и выдать церковному старосте или попечителю книгу для сбора подаяний на ремонт церковных зданий и утвари».
Эти обстоятельства повлияли на ситуацию с молитвенными зданиями староверов. Сразу после перехода в единоверие старшин орловской деревянной поповской часовни у губернатора возникла необходимость воздвигнуть единоверческую церковь в городе Орле, чтобы эти первые единоверцы могли совершать там богослужения.
15 ноября 1840 года Орловский епископ Евлампий отправил в Синод представление, в котором просил обратить в единоверческие храмы две старообрядческие часовни в Орле. Одной из них должна была стать Николо-Лутовская кладбищенская часовня. Несмотря на согласие большого числа староверов-поповцев примкнуть к единоверию, а также прошение владыки Евлампия и представление губернатора Васильчикова в Министерство внутренних дел, Синод не торопился с решением этого вопроса, «главным образом потому, что министр внутренних дел граф Ал. Григ. Строганов не давал своего заключения об обращении раскольнических часовен Орла в единоверческие церкви; он затруднялся сделать это, так как далеко не все раскольники были согласны на единоверие и подписались под приговором об этом».
Стремясь быстрее узаконить существования единоверческого общества в Орле, епископ Евлампий, не дожидаясь решения Синода и Министерства внутренних дел, сначала разрешил единоверческому священнику Васильеву отправлять требы по домам, а чуть позже, в марте 1841 года, передал в ведение единоверцев Лутовскую часовню, прикрепив ее к общине Успенской Новоблагословенной единоверческой церкви Орла.
С 25 марта часовня перешла единоверцам, и лишь 19 декабря император приказал Лутовскую часовню по соглашению с епархиальным архиереем обратить в единоверческую церковь. Богослужения в ней стали совершаться с 23 апреля 1842 года. Вскоре при Лутовской церкви окончательно сформировался единоверческий приход со своим священником и старостой.
Что касается самого кладбища, то на нем были похоронены именитые старообрядческие и единоверческие купцы, приносящие значительный доход в бюджет города. Среди них – С.И. Соломатин, М.Г. Зюзюкин, М.Д. Карякин, И.М. Суханов, А.Б. Суханов, П.Б. Суханов, И.Д. Суханов, П.Т. Радин, Н.В. Иноземцев, Н.С. Масленников, Н.М. Суханов, Б.А. Васильев, Т.М. Соломатин, Г.А. Ситников (он же Радин – устроитель часовни) и многие другие.
В 1884 года на месте Лутовской часовни церковным старостой купцом А.И. Чубыкиным была сооружена новая, тоже деревянная, церковь.
После революции Лутовское кладбище вместе с постройками на нем было отобрано у общины Успенской единоверческой церкви. В 1926 году власти приняли постановление о новых условиях регистрации религиозных общин и условий аренды земли для осуществления захоронений. На основании данного постановления в 1927 году был заключен договор между орловским городским коммунальным отделом (Горкоммунотделом) в лице заведующего отделом благоустройства Головачева Михаила Алексеевича и уполномоченными представителями православной религиозной общины Успенской единоверческой церкви г. Орла Кулешовым Григорием Николаевичем, Ануфриевым Матвеем Яковлевичем и Антошиным Петром Васильевичем. Согласно этому договору, «община, принимая кладбище и прочее имущество, обязуется произвести на кладбище полное благоустройство по своему усмотрению, за исключением могил при них, оград и решеток». Община также приняла на себя все расходы по благоустройству кладбища и его содержанию, обязалась беречь все переданное имущество и пользоваться им соответственно с его назначением, а также взяла на себя ответственность за целость и сохранность врученного имущества. С 1 мая 1927 года община Успенской единоверческой церкви приступила к приведению кладбища в надлежащий вид и к производству ремонта находящихся на кладбище построек.
Церковь на кладбище была закрыта в 1929 году. 25 мая здание храма передали под клуб военных лагерей, однако вскоре он был разрушен.
Кладбище было ликвидировано после войны. С 1947 года его территория передается орловской плодово-ягодной станции имени И.В. Мичурина. Позже, после переезда отсюда и последующей реорганизации станции, здесь разместилось отделение ее правопреемника — Научно-исследовательского института селекции сортов плодовых культур.
Таким образом, исходя из имеющихся чертежей и документов, можно сказать, что Лутовское кладбище занимало площадь примерно в 2.530 га. Жилые постройки и часовня (церковь) располагались ближе к реке.
В октябре 2008 года на территории Лутова кладбища ОАО «Орелстрой» начало строительные работы. Уже при рытье котлована строители обнаружили остатки гробов и хорошо сохранившиеся человеческие скелеты. Были также найдены стеклянные пузырьки со следами смолистой жидкости, обитые железом деревянные кресты и другие предметы.
Находкой заинтересовалась пресса. В газете «Орловская среда» от 15 октября 2008 года появилась статья «А вдоль дороги все косточки русские», а корреспондент этой газеты Марина Снядкова сообщила о кощунственном факте в Московскую митрополию Русской Православной Старообрядческой Церкви. 1 ноября 2008 года Союз старообрядческих начетчиков разместил в сети интернет заявление «Остановить вандализм», в котором снос Лутова кладбища квалифицировался как ужасающий по своему варварству акт разорения. В обращении было также заявлено, что «останки уважаемых горожан, представители известных купеческих фамилий, священнослужителей были изъяты из земли и преданы поруганию».
Строительство было приостановлено в связи с наступившим экономическим кризисом. В конце 2010 года снова стал рассматриваться вопрос о продолжении строительства. Однако в связи с обращением орловского отделения Всероссийского общества охраны памятников к мэру города о необходимости сохранения кладбища компания «Орелстрой» ответила, что во избежание строительства на территории, которая ранее могла быть использована для захоронения людей, план застройки в микрорайоне «Ботаника» пересмотрен. Застройщик также заявил об изучении вопроса передачи соответствующей территории в пользу муниципалитета. Вскоре участок был передан городу.
В середине мая 2011 года территорию кладбища посетил правящий архиерей Орловской епархии Русской Православной Церкви архиепископ Пантелеимон. К этому времени котлован с вывороченными гробами был уже засыпан, но повсюду еще торчали человеческие кости и куски разрушенных мраморных надгробий. Владыка был потрясен увиденным. Он дал благословение на начало работ по созданию общины во имя святителя Николая Чудотворца и восстановлению православного храма на территории кладбища. Канонических препятствий для этого не было, поскольку, как было отмечено выше, орловские старообрядцы к моменту закрытия кладбища давно уже пребывали в единоверии, а кладбище и церковь, таким образом, находились в юрисдикции Русской Православной Церкви.
В феврале 2014 года инициативная группа общественности обратилась к архиепископу Орловскому и Ливенскому Антонию с просьбой благословить создание общины храма святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, и вскоре по архипастырскому благословению на учредительном собрании был принят устав православного прихода. Председателем приходского совета был избран протоиерей Игорь Гапаненок, имевший большой строительный опыт. За его плечами – восстановление Иоанно Богословского храма и строительство церкви Димитрия Солунского в Орловском районе, учреждение нового прихода в честь Курской Коренной иконы Божией Матери «Знамение» и начало строительства храма блаженной Матроны Московской в Северном районе Орла.
Через несколько месяцев община получила государственную регистрацию. Отец Игорь Гапаненок стал настоятелем прихода.
6 сентября прошлого года митрополит Орловский и Болховский Антоний совершил чин освящения камня и поклонного креста в основание строительства храма во имя святителя Николая Мирликийского в микрорайоне Новая Ботаника.
Трагическая история забвения и постепенного возрождения старинного Лутова кладбища дает как горький урок осознания непоправимости ошибок прошлого, так и свет надежды на возрождение духовных традиций так необходимых для нашего общего будущего.
Виктор ЛИВЦОВ,
почетный председатель Орловского отделения ВООПИиК,
профессор РАНХиГС
Станислав АБАКУМОВ,
доцент кафедры туризма и гостиничного дела ОГУ
Фото Евгения Борисова
Публикация сайта Орловской митрополии