Home / По страницам истории / Время собирать камни

Время собирать камни

Стоял в сибирском селе Шибково просторный и красивый деревянный храм. Все, что осталось от него, – камни фундамента, некоторые документы в архивах, ставшие надгробными памятниками купольные кресты, да воспоминания местных жителей, которые со временем переходят в разряд семейных легенд.

Мед в церковных главках

В 1930-е годы церковь закрыли и использовали для хозяйственных и иных нужд, а через несколько десятилетий деревянное здание полностью уничтожил пожар.

В школьном музее села хранится фотография, на которой видно фрагмент фасада храма во время размещения в нем клуба, и масштабный рисунок этого же фасада, выполненный первым милиционером Искитима Иваном Ильичом Лизогубом, вероятно, в 1930-х годах, когда здание оставалось сохранным, а ликвидированы были только колокола.

Братья Михаил и Виктор Юшковы рассказывали, что в их детстве, когда церковь была колхозным зерноскладом, у детей была забава − зерна.

Любопытные мальчишки лазили по крыше и видели, что в барабанах четырех малых главок, между кружалами, дикие пчелы устроили соты. Когда во время войны об этом узнали взрослые, Александр Койнов стал снимать главки и откачал довольно много меда.

С куполов – на кладбище

О том, что кресты с храма стоят на могилах на кладбище, помнит Александр Дюков. Надписи на могилах не уцелели, но троих из шести человек, покоящихся там, он назвал. Это Варвара Дюкова (родная тетя Александра Андреевича), Николай Трутнев, Дмитрий Жабин.

Галина Торбеева со слов Ивана Лизогуба знает, что в церкви похоронен какой-то святой. Иван Ильич запрещал детям копаться около храма. Эту информацию подтвердил и другой житель села, не пожелавший назвать себя. Он сказал, что в село были привезены мощи какого-то святого, «над ними и был поставлен храм».

От матери Галина Торбеева слышала, что сорванные со стен храма и из иконостаса иконы свалили в ограде и плясали на них. Одну из икон удалось сохранить сторожу и певчему храма Ивану Егорову, хранится она у его потомков в семье Галины Ивановны Ежей.

Кино и бильярд в храме

В 1964 году здание церкви было отремонтировано и переделано под клуб. В центральной части храма и трапезной располагался зрительный зал, расставлены ряды стульев. Сцену подняли значительно выше уровня солеи. По воспоминаниям Любови Ивановны Бурьяк, работавшей киномехаником, в бывшем дьяконнике стояло пианино, в углу зрительного зала — бильярдный стол. Над сценой висел экран для демонстрации фильмов, отгородивший алтарную абсиду. Кинобудка разместилась в противоположном конце здания, в притворе, чуть ниже перекрытия. Подняться в нее можно было по лестнице, ведшей прежде на колокольню, шатер и звонница которой были сломаны.

Перекрытие, устроенное на уровне хоров, отделило подкупольное пространство в отдельный этаж, где разместили библиотеку. Вдоль северного фасада, снаружи, устроили металлическую лестницу с деревянными ступенями. Зимой постоянно образовывалась наледь, и библиотекарю Зинаиде Бордун приходилось долбить лед, чтобы попасть на рабочее место.

Зинаида Григорьевна точно запомнила дату пожара. Буквально накануне она перевезла последние книги из библиотеки в новое кирпичное здание, в котором она находится и по сей день. В ночь со 2-го на 3-е сентября 1983 года случился пожар. Приехали пять пожарных машин, но церковь была полностью объята огнем, стены и перекрытие рухнули внутрь здания, и тушить не стали. К утру над дымящимся пепелищем торчал только остов металлической лестницы.

Главные инструменты – лопата и топор

Воспоминания об уничтоженном сельском храме удалось собрать во время церковно-исторической экспедиции в село Шибково Искитимского района Новосибирской области, которая состоялась летом 2012 года.

Несколько лет кафедра основ архитектурного проектирования, истории архитектуры и градостроительства Новосибирской государственной архитектурно-художественной академии плодотворно сотрудничает с Новосибирской митрополией Русской Православной Церкви. Студенты первого курса проходят обмерно-геодезическую практику на объектах, выбранных совместно митрополией и кафедрой.

Главными орудиями экспедиции стали лопата и топор. Были расчищены все углы здания, в них установлены колышки, натянут шнур. Это позволило даже в недоступных местах зафиксировать толщину фундамента, а в двух случаях удалось обнаружить остатки обгорелых брусьев и увидеть, как опирались деревянные стены на фундамент. В углах здания были найдены горки гвоздей, что говорит о том, что стены были обшиты рейкой-шалевкой, закрепленной по углам вертикальными досками, имитировавшими пилястры.

Водосвятный молебен на месте западной паперти храма Покрова Пресвятой Богородицы совершил отец Игорь Затолокин (ныне благочинный Северного округа Искитимской епархии – прим.).

Чертежи и документы

Дальше работа продолжилась уже в Новосибирске – в архивах. Здесь были найдены типовой проект, по которому был построен шибковский храм, и фотографии церкви в селе Колбинка Молчановского района Томской области, выполненной по этому же проекту в 1911 г. и сгоревшей в июле 2009 года.

Найдены имена священников, служивших в храме Покрова Богородицы в селе Шибково. Метрические книги храма, фиксировавшие сведения о совершении Таинств крещения, браковенчания и чина отпевания, хранящиеся в ГАНО, начинаются с марта 1917 года − возможно, это и есть время освящения храма.

С марта по сентябрь записи выполнены священником Леонидом Горчаковским, в дальнейшем таинства совершал священник Михаил Жерновков, а с октября 1917 года в число клира вошел  псаломщик Михаил Анашкин.

Дата закрытия храма, взятая из литературы, документально подтверждена (постановление о закрытии вынесено Облисполкомом 23 декабря 1938 года). В июле 1939-го здание церкви пустовало и не использовалось.

По материалам обмеров фундамента храма, чертежам типового проекта, рисунку Ивана Лизогуба и фотографии фрагмента южного фасада Антону Костикову удалось создать объемную модель храма, в программе «SketchUp» создан короткий фильм, позволяющий осмотреть здание снаружи и изнутри.

Натальей Васильевой и Валентиной Гнеушевой проведены обмеры крестов с храма, установленных на могилах сельского кладбища. Анастасией Кузевановой и Анастасией Капелевой графически восстановлены отсутствующие в типовом проекте западный и восточный фасады.

Так удалось хотя бы отчасти восстановить память о храме села Шибково – одной из множества святынь, уничтоженных по лицу Руси во время гонений.

 

В основе материала – статья Ирины РОСТОВЦЕВОЙ,
 опубликованная 
журналом «Живоносный Источник» №1 (6) за 2012 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *