Век девятнадцатый характеризовался духовно-мировоззренческой деформацией. Как отмечает богослов и философ Н.А. Карасёв, в том столетии стали повально увлекаться оккультными формами мистики – спиритизма, магнетизма, ясновидения. Оккультизм стал проникать в Россию с Запада. В связи с оскудением православной мистики оккультные практики проникали как в среду знати, так и простого народа. Нужно заметить, что мистицизм такого содержания имел принципиальные отличия от того, который был в православном святоотеческом предании. Под мистицизмом в святоотеческой христианской традиции понимается, прежде всего, богообщение, происходящее таинственным, неведомым для человека способом. Однако к XIX веку, пишет Н.А. Карасёв, мистика ассоциировалась, прежде всего, с магией. Поэтому в среде православных проповедников термин «мистика» не использовался. Несмотря на вытеснение подлинной христианской духовности псевдодуховными практиками и продолжавшуюся секуляризацию российского общества, эпоха XIX века не была лишена столпов благочестия, одним из которых стал святитель Игнатий Брянчанинов, память которого мы празднуем 13 мая.
Нельзя не отметить, что различные формы мистицизма были духовной проблемой не только российского общества XIX века времён Игнатия Брянчанинова. Эта проблема имеет место быть и в современном обществе. Наибольшее увлечение различными оккультными практиками приходится на постсоветский период (особенно на рубеж 1990–2000 гг., когда люди стали попадать под влияние псевдоцелителей типа Чумака, Кашпировского и других). Несмотря на то, что в наше время как никогда стала доступна святоотеческая литература, до сих пор сохраняется интерес к различным гадалкам, прорицателям, псевдодуховным практикам. Вот почему важно узнавать о практике истинно духовной. Но прежде чем перейдём к знакомству с духовным опытом Игнатия Брянчанинова, вспомним какие жизненные обстоятельства сформировали этот уникальный опыт.
Епископ без духовного образования
Святитель Игнатий, в миру Дмитрий Александрович Брянчанинов (1807-1867), происходил из старинного дворянского рода, давшего России немало верных служителей Отечества и престола. Дмитрий рано научился читать, причем любимой книгой его было «Училище благочестия», в которой простым и ясным языком рассказывалось о жизни и подвигах древнехристианских святых. Учился в военном инженерном училище. По окончании учёбы служил в составе инженерной команды в Динабургской крепости. Однако в скором времени по состоянию здоровья ушёл в отставку. Поправив здоровье, он решил осуществить своё давнее намерение: стать монахом. Нужно сказать, что Игнатий Брянчанинов не имел профессионального духовного образования. Вероятней всего, определённые богословские знания он получил при непосредственном изучении творений Святых отцов Православной Церкви.
Опять же в отсутствии духовного образования можно видеть, как нам представляется, и определённые преимущества. Ведь духовное образование тех времён, по мысли философа Л.Е. Шапошникова, развивалось в рамках схоластических форм. Продолжая мысль автора, отметим, что схоластические формы предполагали заимствование определённых сегментов католического учения, которое стало в некотором смысле эталоном для духовного образования того времени. Недаром представитель русского зарубежья церковный историк Г. В. Флоровский писал, что в «пышный, мечтательный и смутный век» в русских семинариях царил «школьный латинизм». И возможно, отсутствие образования такого рода стало некой благоприятной средой для святителя, что в свою очередь помогло ему взглянуть на христианское учение без схоластического налёта.
Несмотря на то, что Игнатий Брянчанинов не использовал термин «мистика», он не делал различий между духовным и мистическим опытом. Слова «духовный» и «мистический» были для него взаимозаменяемыми. В своих трудах, посвящённых духовному опыту, он немалое внимание уделяет молитве, на чём и хотелось бы сконцентрировать внимание.
Примеры из Священного Писания
Тема молитвы в творениях Игнатия Брянчанинова представлена достаточно многогранно. Святитель затрагивал различные аспекты молитвы. В данном случае хотелось бы обратиться к таким видам молитвы, как устная и гласная, которым святитель уделяет немалое внимание в своем труде «Аскетические опыты».
Святой Игнатий Брянчанинов отделяет устную молитву от гласной. Схиархимандрит Авраам (Рейдман) поясняет, что устная молитва – это та молитва, которая произносится устами беззвучно. Гласная молитва – это молитва, произносимая вслух.
Повествуя об устной и гласной молитве, святитель Игнатий ссылается не только на сюжеты из Священного Писания, но и на мнения Отцов Церкви, чем, пожалуй, он отличался от таких своих видных современников, как Феофан Затворник и Филарет Дроздов. Для последних была характерна в большей мере определённая самостоятельность суждений в вопросах духовной жизни, но с опорой на Священное Писание.
Игнатий Брянчанинов пишет, что опыт устной и гласной молитвы мы можем найти на страницах Священного Писания. Гласная молитва, по его мнению, своими истоками восходит ко Христу. Затем апостолы от Спасителя переняли опыт этой молитвы. В качестве примера гласной молитвы Христа епископ приводит событие воскрешения Спасителем четверодневного Лазаря. Ещё святитель ссылается на сюжет из книги Деяний святых апостолов, где имеется случай гласной молитвы: заключённые в темнице апостол Павел и его спутник Сила молились и воспевали Бога вместе с прочими узниками.
Пример устной молитвы Игнатий Брянчанинов приводит из ветхозаветной истории: «Молитва святой Анны, матери пророка Самуила, приводимая часто святыми Отцами в образец молитвы, не была единственно умная. «Та, – говорит Писание, – глаголаше в сердце своем, токмо устне ея двизастеся, а глас ея не слышашеся» (1Цар. 1. 13).
Внимание – неизменный спутник молитвы
Вслед за преподобным Нилом Сорским Игнатий Брянчанинов говорит о важности внимания, которое должно сопутствовать устной и гласной молитве. Развивая свою мысль о внимании, он говорит о важности соединения ума, сердца, души и тела во время молитвы. «Устная молитва святых, – пишет святитель Игнатий, – была одушевлена вниманием и Божественной благодатью, соединявшей разделенные грехом силы человека воедино: от того она дышала такой сверхъестественной силой и производила такое чудное впечатление на слушателей».
Средством сохранения внимания Игнатий Брянчанинов считал чтение псалмов. Иерарх полагал, что лучше всего читать псалмы наизусть, как это делали иноки в раннехристианский период. Вот, что пишет касательно этого аспекта святитель: «чтение псалмов наизусть особенно способствует вниманию. Такое чтение – уже не чтение, как совершающееся не по книге, – а в полном смысле псалмопением может быть отправляемо в темной келье, при закрытых глазах, что все охраняет от рассеянности, между тем как светлая келья, необходимая для чтения по книге, и самое взирание на книгу рассевает и отторгает ум от сердца к внешности». Иными словами, чтение наизусть помогает молящемуся человеку сохранять некую внутреннюю цельность, что, в свою очередь, снижает степень рассеянности и отвлечения на внешнюю среду.
Залог духовного возрастания
Обратимся к особенностям устной и гласной молитвы, которые выделяет Игнатий Брянчанинов. По его мнению, устная и гласная молитва является неким духовным фундаментом. В научении этим видам молитвы он видит залог духовного возрастания: «Хочешь ли преуспеть в умной и сердечной молитве? Научись внимать в устной и гласной: внимательная устная молитва сама собой переходит в умную и сердечную».
На основании суждений Игнатия Брянчанинова можно выделить несколько уровней устной и гласной молитвы.
Первый уровень можно охарактеризовать как словесный. Обратимся к рекомендациям, которые святитель даёт на этом уровне: «Уста и язык, часто упражняющиеся в молитве и чтении Слова Божия, стяжевают освящение, соделываются неспособными к празднословию, смеху, к произнесению слов шуточных, срамных и гнилых».
Второй уровень связан с духовной бранью. Вот что пишет иерарх на этот счёт: «Хочешь ли научиться отгонять скоро и с силой помыслы, насеваемые общим врагом человечества? Отгоняй их, когда ты один в келье, гласной внимательной молитвой, произнося слова ее неспешно, с умилением. Оглашается воздух внимательной, устной и гласной молитвой – и объемлет трепет князей воздушных, расслабляются мышцы их, истлевают и рушатся сети их!»
Следующий уровень можно условно назвать духовным созерцанием. В этом случае человек непостижимым для разума способом соприкасается с горним миром: ангелами, святыми угодниками. Игнатий Брянчанинов приводит несколько таких примеров: «Святой Исаак Сирин упоминает о некотором блаженном старце, занимавшемся молитвенным чтением псалмов, которому попускалось ощущать чтение только в продолжении одной славы, после чего Божественное утешение овладевало им с такой силой, что он пребывал по целым дням в священном исступлении, не ощущая ни времени, ни себя. Преподобный Сергий Радонежский во время чтения акафиста был посещен Божией Матерью в сопровождении апостолов Петра и Иоанна».
Серафим Саровский, по словам Игнатия Брянчанинова, сподоблялся видеть ангелов, участвующих в духовных песнопениях. В некоторых случаях гласная молитва была сопряжена и с чудесными проявлениями, в чём мы можем убедиться на примере Илариона Суздальского, которого упоминает в своём труде святитель: «Когда он читал в церкви акафист, то слова вылетали из уст его, как бы огненные, с необъяснимой силой и действием на предстоящих». Ещё один подобный пример приводится Игнатием из Нового Завета: «Заключенные в темнице святые Апостол Павел и его спутник Сила в полночный час молились и воспевали Бога: прочие узники внимали им. Внезапно на голос их псалмопения трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзошася же абие двери вся, и всем узы ослабеша (Деян. 16.26)».
Приобщение к миру молитвы
Подводя итоги, скажем, что Игнатий Брянчанинов жил в период нарастающей дезориентации общества, с которым в мировоззренческой плоскости имеет определённое сходство и наша эпоха. Своими трудами святитель внёс значительный вклад в развитие духовного христианского опыта, основанного на традиции святоотеческой мысли, которая нередко предавалась забвению на фоне увлечения как знатью, так и народными слоями различными формами мистики.
Необходимым условием для молитвы Игнатий Брянчанинов считает внимание, которое надобно поддерживать, по мнению святителя, посредством чтения псалмов наизусть. Кроме того, на основании суждений святителя можно сказать, что устная и гласная молитвы являются неким начальным основанием, на котором как бы выстраивается здание молитвенного делания. Именно через них человек приобщается к миру молитвы, преуспевая в нём по мере своего духовного роста.
Александр КОРЕЦКИЙ
Публикация газеты
«Челябинские епархиальные ведомости»