Об особой любви народа Руси к празднику Успения Пресвятой Богородицы, говорит, в том числе именование в честь него Киево-Печерской лавры, а затем и еще двух лавр – в Почаеве и в Святогорье. А на северо-восточных русских землях Успенские соборы нередко становились духовным средоточием крепостей-кремлей, от которых потом брали свое начало города. Кроме всем известного московского, это кремли Коломны, Ростова, Рязани, Тулы, Астрахани, а также Тобольска, где был построен Софийско-Успенский собор.
«Увенчан» Успенским собором был и костромской кремль, историческое ядро города Костромы, занимавший высокий холм на левом берегу Волги. Вот только до нашего времени значимых построек от него не осталось – два собора и колокольня были уничтожены в прошлом веке, в разгар гонений на верующих и борьбы с «памятниками религиозного культа».
Согласно археологическим исследованиям, город возник в устье реки Сула, вверх по течению Волги. Деревянные укрепления города неоднократно горели и были подвержены нападениям новгородских ушкуйников. После очередного разорения в 1416 году кремль был перенесен на возвышенное место. Из росписных книг 1678 года следует, что кремль был обнесен деревянной стеной с многочисленными башнями — Чудовой, Тайничной, Наугольной, Водяной, Вознесенской, Богословской, Ильинской, Воскресенской, Спасской и Пречистенской.
Первое каменное здание кремля и всего города – Успенский собор – датируется началом правления царя Ивана Грозного. В связи с особым почтением, которое династия Романовых оказывала хранившейся в соборе Феодоровской иконе Божией Матери, он был в XVII веке расширен, к основному строению был добавлен обширный Феодоровского придела.
В 1922 году кремлевские храмы были переданы обновленцам, а в 1929 году закрыты, в них разместили зернохранилища. И хотя соборы находились на учете как «памятники старины первой категории», президиум горсовета в 1933 году обратился в Наркомпрос с предложением снести эти строения «для расширения площади парка культуры и отдыха». Взорвали соборы на следующий год, кирпич и щебенку от них продали на строительство льнокомбината имени Зворыкина.
«По свидетельствам краеведов, незадолго до взрыва двое молодых московских художников – Чудаков и Чижов – приехали в Кострому и за несколько дней успели, пусть и не полностью, обмерить Успенский и Богоявленский соборы. Вместо лесов они использовали стремянки подрывников, которые в это же время закладывали в стены храмов взрывчатку», – рассказывается в блоге «Наследие С.М. Прокудина-Горского». Кстати, сохранился датируемый 1910 годом черно-белый снимок этого замечательного фотохудожника, запечатлевший храмовый ансамбль костромского кремля.
В состав ансамбля до его разрушения входили: Успенский собор (XVI-XIX века); Богоявленский собор с колокольней (XVIII-XIX века); два дома соборного причта (1780-е годы) и каменная ограда с несколькими воротами и калитками (XVIII-XIX в.). После уничтожения соборов и колокольни в историческом центре Костромы образовался пустырь, который поспешили занять памятником Ленину. Он был поставлен на пьедестал, подготовленный в 1913-м во время празднования 300-летия царствующей династии для грандиозного памятника в честь Дома Романовых.
По свидетельству искусствоведов, культурная общественность города задумалась о воссоздании исторических строений кремля еще в 80-х годах прошлого века. Однако воплощаться в жизнь эти надежды начали совсем недавно: декабрем прошлого года датировано подписанное в администрации этого региона распоряжение по воссозданию храмового комплекса костромского кремля.
Ранее при проведении археологических экспедиций на территории кремля были обнаружены фрагменты сохранившихся фундаментов, что позволяет, в частности, определить координаты месторасположения ряда строений и воссоздать объекты на историческом месте.
Распоряжение предполагало заключение трехстороннего соглашения между администрацией Костромской области, Костромской епархией и «Корпорацией ВИТ» о взаимодействии по проектированию и воссозданию храмового комплекса в период до 2020 года. Поддержку восстановлению костромского кремля оказывает и Министерство культуры России.
Работы не откладываются в дальний ящик: в прошлом месяце было получено экспертное разрешение на воссоздание кремлевской колокольни, а 3 августа областные власти выдали разрешение на ее строительство. И вот уже 17 августа поступила информация о том, что на строительной площадке костромского кремля проходят работы по возведению колокольни Богоявленского собора. В подготовленный котлован было вдавлено более 130 свай, которые затем были скреплены бетонной стяжкой. Пока основание набирает прочность, на стройплощадку доставляется кирпич. Следующий этап – возведение монолитных элементов колокольни.
Однако, пожалуй, главным смысловым этапом возрождения построек костромского кремля станет воссоздание собора в честь Успения Пресвятой Богородицы, который на протяжении столетий был местом пребывания чудотворной Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы.
Закладной камень в его основание совершил 19 июля 2015 года Патриарх Московский и всея Руси «На месте, где мы стоим, некогда был центр города, здесь находился кремль — сердце Костромы. И трудно представить, чем нужно было руководствоваться, чтобы уничтожить это место и тем самым нанести глубокую рану городу, его истории, духовному состоянию народа, – сказал тогда Предстоятель Русской Православной Церкви. – Сегодня, закладывая кафедральный собор, мы обязуемся восстановить его вместе со всем Костромским кремлем. Восстановить историческую память, восстановить крепостные стены, восстановить дивный по красоте вид, который открывался с Волги».
Дай Бог, чтобы через-какое-то время, читая слова старинного путеводителя, мы вновь смогли открыть для себя это удивительное зрелище:
«Приближаясь к Костроме по Волге, ещё с палубы парохода можно любоваться Успенским собором, стоящим на взгорье, в группе белых, златоверхих зданий. Собор, расположенный своею алтарной частью на север, сразу можно выделить из всей архитектурной группы уже по одному этому признаку, а также благодаря изумительному блеску его куполов, необычного силуэта: вытянутые луковицы с перехватывающими их вверху шейками и венчающими их еще более удлиненными, почти конусообразными, главами — покрыты гладко (без ребер) большими листами меди и так изумительно (богато) позолочены, что, блестящие в солнечный день, они не только не дают на них взглянуть, но распространяют ореол отраженного света над всем собором».
Валентина ГОРОДНИЧЕВА
Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси и
сайта Костромской епархии