Home / По страницам истории / Тысячелетняя святыня у дороги

Тысячелетняя святыня у дороги

Наверное, каждому человеку хотелось в какой-то момент не только узнать, но и по-настоящему ощутить историю: побывать там, где трудились и молились люди много поколений назад, увидеть то, что было дорого далеким предкам, посетить место, имеющее даже не многовековую, а тысячелетнюю историю. О том, сколько таких мест, напоминают нам глянцевые фотографии из разных уголков мира. Но порой мы даже не задумываемся, что древняя святыня тысячу лет стояла совсем рядом – на развилке сельской дороги…

Хранитель вселенной

По учению Православной Церкви, богообщение как источник благодатной жизненной силы для всякого человека было утеряно в грехопадении. Только Крестная жертва Господа нашего Иисуса Христа открыла доступ к этой живительной силе, питающей человека здесь и ведущей в жизнь вечную. Поэтому христиане почитают крест и постоянно прибегают к нему как источнику неиссякаемой благодатной силы: носят крест на теле, осеняют себя крестным знамением, имеют крест в своих домах, поклоняются ему в храмах, ставят на развилках дорог, у поселений, на кладбищах.

История обретения кировского скифского креста

Гранитный поклонный крест был найден во время земляных работ в деревне Городец Кировского района Могилевской области Белоруссии на глубине полутора-двух метров. Оказался он там в XX веке – советские времена он еще застал на развилке дорог деревень Стража и Городец, и раньше над ним была небольшая часовня.

На протяжении веков крест был объектом поклонения и молитвы Богу, а когда пришло время гонений за веру, даже камням стало трудно выдержать натиск богоборных сил, и известными Богу судьбами крест оказался под землей. Но временно: настала пора, и он засвидетельствовал миру, что Бог поругаем не бывает. В 2013 году крест был извлечен из земли.

Исследуя каменные кресты, ученые сталкиваются с проблемой их датировки. На сегодняшний день нет методики определения их возраста. На территории Восточной Европы есть только один крест с точно известной датой вырубки, он находится в Тверском музее, и дата на нем просто высечена. Во всех остальных случаях возраст определяется или по историческому контексту находок, или по форме креста. До XVI века мастерами использовались простые инструменты – зубило и молоток, что требовало силы и неимоверного терпения. Кресты вырубались из цельной каменной глыбы и имели округлые концы. На них редко присутствовало изображение, которое чаще всего вытесывалось вглубь камня. Объемная, выступающая вырубка рисунка была очень трудоемка и грозила порчей всего изделия в случае ошибки мастера.

Всего на территории Белоруссии известно около 150 каменных крестов. Барельефов среди них нет, на некоторых присутствуют рисунки в виде углублений в камне. Уже поэтому кировский крест является уникальным: он имеет выпуклые изображения не только с обеих сторон креста, но также и по бокам.

Прорись изображений на скифском кресте. Работа группы историков археологического центра при исторической
кафедре МГУ им. А.Кулешова (руководитель профессор И.А. Марзалюк)

С одной стороны креста изображен Спаситель, с другой – святой князь Владимир. Изображения бегущих животных на гранях позволили специалистам отнести его ко времени угасания скифской культуры – XI веку (подобные рельефные изображения есть на крестах из скифских курганов у станицы Келермесская в России). Это один из древнейших каменных крестов Белорусской земли.

Краткая история скифов

Скифы – древнейшая пранародность, предки многих современных европейских народов. Христианизация и развитие городов на стыке I–II тысячелетий вытеснили скифскую культуру, которая была скотоводческой и кочевой. Сами же скифские племена стали фундаментом для формирования более оседлых национальных форм.

Вот что о скифах говорит «Повесть временных лет»: «Пошел Олег на греков, оставив Игоря в Киеве: взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки Великая Скифь». Здесь идет речь о знаменитом походе князя Олега на Византию в 907 году. Таким образом, автор «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец называет скифами предков современных россиян, украинцев, белорусов.

Жили скифы и в тех краях, которые связаны с древним каменным крестом: близ деревни Каменка Бобруйского района Могилевской области Белоруссии находится каскад скифских курганов. Принятие христианства Русью в 988 году стало началом великого культурного расцвета. Именно в это время, на стыке скифской и христианской цивилизаций, появилась уникальная форма взаимопроникновения культур – скифский поклонный крест.

Скифская культура

Религией скифов было язычество. У них существовал пантеон своих «божеств», верховным из которых считался Арес – бог войны. Вместе с тем сильны были тотемные верования – представления о том, что у каждого рода есть свое животное-покровитель. С последним обстоятельством связана необычайная распространенность изображений животных в скифской культуре. Существует определение анималистического или звериного стиля в скифских изображениях. По мнению академика Б. А. Рыбакова, именно характерные изображения зверей являются главным признаком скифской культуры. Животные изображаются с необычайной живостью, всегда в движении, как правило, в рельефе.

Резьба по камню – тоже принадлежность скифской культуры. Науке известно множество скифских каменных изваяний. Животные символизировали силу, богатство, успех.

Естественно, эти представления позже были вытеснены христианской культурой. Но древний автор поклонного креста вложил в него свои представления о силе и могуществе Господа Иисуса Христа: и по всем его граням несутся тельцы и кони. Все силы и власти, олицетворяемые бегущими животными, принадлежат одному Богу, и теперь Он, а не бездушные идолы, будет охранять это место и людей.

В настоящее время поклонный скифский крест находится в притворе Покровского храма города Кировска. Продолжаются архивные и археологические изыскания, касающиеся определения точной датировки и истории поклонного креста. Эту работу ведут настоятель Покровского храма апририерей Димитрий Первий, возглавляющий епархиальную комиссию по канонизации святых, и доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент Национальной академии наук Беларуси Игорь Марзалюк.

Древний крест помнит поклонение множества поколений благочестивых предков жителей этой земли, воодушевляет их потомков в наше неспокойное время с верою и молитвой прибегать к единственному подателю всяких благ для человека – Господу нашему Иисусу Христу.

В основе материала –
публикация сайта «Собор.by»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *