Home / По страницам истории / Там, где учил апостол Фома

Там, где учил апостол Фома

Третий год в Индии российские специалисты возводят атомную электростанцию Куданкулам. По настоятельной просьбе наших соотечественников уже через три месяца после начала работ, в декабре 2012 года, на строительной площадке был обустроен храм-часовня преподобного Серафима Саровского.

На атомную станцию приезжают преподаватели Нижегородской духовной семинарии. Они ведут просветительскую и пастырскую работу среди русскоязычных сотрудников предприятия, совершают уставные богослужения – молебны, панихиды, требы и, конечно, Божественную литургию.

Слово Божие на протяжении многих веков звучало в самых разных частях мира. Даже в таких экзотических и далеких, как полуостров Индостан: христианские храмы есть в южных индийских штатах Керала и Тамил Наду, куда не каждый паломник, тем более турист, сможет добраться. Началось дело просвещения Южной и впоследствии всей Индии около двух тысяч лет назад, когда на древнюю землю Малабара (штат Керала) ступил просветитель Индии святой апостол Фома.

В рамках пастырских поездок в Индию представители семинарии всегда находят время посетить места, связанные с именем святого апостола Фомы, его подвижнического служения, мученичества и блаженной кончины, общины в современных индийских штатах Керала и Тамил Наду, которые отсчитывают начало своей истории от святого апостола. В частности, маланкарский приход в городе Тхирувитамкоде, именуемый на местном наречии Арапалли.

Древняя история

Церковное предание, основанное на повествовании древнего текста, известного под названием «Деяния Фомы», гласит, что когда все апостолы были в Иерусалиме, «они поделили страны между собой, дабы каждый из них мог проповедовать в стране, которая выпала ему… И выпала по жребию и по разделу Индия Фоме апостолу». Но Фома не согласился с выбором. Тогда в ночном видении ему явился Господь и сказал: «Не бойся, Фома, ведь благодать Моя с тобой». Но и после этого апостол продолжал сомневаться.

Оказавшись бессильными перед лицом сомнений апостола Фомы, другие апостолы воззвали в молитве к Господу, Который не замедлил откликнуться. По свидетельству манускрипта, «в это же время в Иерусалиме находился некто Хаббан, доверенное лицо индийского царя Гундофара. Он искал искусного средиземноморского плотника для постройки дворца. Господь предстал перед этим купцом и сказал, что у него есть раб-архитектор, которого он хочет продать». Таким образом, Фома, проданный индийскому купцу, был вынужден отправиться в далекую страну Индию.

По прибытии в Пунджаб, где правил царь Гундофар, апостол получил крупную сумму денег на строительство, но сразу раздал все деньги нищим и стал путешествовать по побережью, проповедуя христианство. Спустя некоторое время царь поинтересовался, как продвигается строительство дворца, и узнал, что дворец не построен, а присланный плотник ходит по городам и деревням, подает бедным и поучает их о новом Боге, исцеляет болезни и изгоняет демонов. На прямой вопрос царя о дворце апостол сказал, что дворец построен, но увидеть его царь сможет только после своей смерти, за что и попал в темницу.

Вскоре после этого умирает брат царя по имени Гад. В пристанище мертвых он видит прекрасный дворец и просит разрешения поселиться в нем, но ему говорят: «Нет, это дворец, который христианин построил для твоего брата». Гад является в видении своему брату и сообщает, что его дворец на самом деле построен и что он великолепен. После этого, как свидетельствуют «Деяния», царь Гундофар принял Крещение из рук апостола. И многие другие также уверовали во Христа.

Местный южноиндийский вариант «Деяний Фомы» гласит, что в 50–52 годах апостол Фома прибыл вовсе не в Пунджаб, а на побережье Малабара, где обосновался в старинном порту Музирис и там основал семь церквей. По местному преданию, в 63 году апостол основал еще одну церковь – восьмую – в городе Тхирувитамкоде, который был столицей одноименного южноиндийского княжества. Церковь объединила вокруг себя членов христианских семей княжества и находилась под защитой местного раджи. Со временем этот храм стал местом массового паломничества всех христиан Южной Индии.

Сегодня храм находится под юрисдикцией одной из Дохалкидонских Церквей – Маланкарской Сирийской Церкви – и является местом паломничества индийских христиан, в большинстве своем проживающих именно в южных индийских штатах Керала и Тамил Наду.

Радушный прием

Впервые древний храм святого апостола Фомы группа паломников из Нижнего Новгорода посетила в сентябре 2012 года. В ее составе были сотрудник компании «НИАЭП» Иван Коновалов, заместитель начальника строительства АЭС «Куданкулам» Александр Кваша и преподаватели Нижегородской духовной семинарии священник Олег Стручков и я. В рождественские дни 2014 года маланкарскую общину посетили священник Игорь Балабанов и выпускник семинарии Максим Должинец в сопровождении сотрудников станции и прихожан храма-часовни.

И вот в Пасхальные дни 2015 года мы с протоиереем Олегом Стручковым вновь побывали у наших маланкарских друзей. На пороге древнего храма нас уже ждали настоятель храма рамбан-джан (отец) Барслиби, приходские работники, многочисленные паломники и студенты Маланкарской семинарии в городе Нагпур (штат Махараштра). Гостей из далекой и загадочной для каждого индуса России они встретили с распростертыми объятиями и искренней христианской любовью. Для нас провели подробную экскурсию по древнему храму и небольшому музею, расположенному в здании паломнического центра.

Русские паломники исполнили в древнем храме пасхальные песнопения. По просьбе настоятеля маланкарской общины православные гости отслужили панихида на могиле русского паломника Валерия Солонина, почившего здесь в 2009 году. Как сказали сотрудники храма, этот человек появился неожиданно и так же неожиданно отошел в иной мир.

Затем состоялась трапеза, к которой были поданы местные напитки и деликатесы индийской кухни. Отец Барслиби живо интересовался нынешним положением Русской Церкви и поделился надеждой когда-нибудь посетить Россию.

– Сидя за одним столом с темнокожим седовласым старцем и угощаясь жареным бананом, – поделился потом отец Олег, – я пришел к очень важному для меня заключению. Радушие и гостеприимство, доброжелательность и искренний интерес к истории Православия на Русской земле со стороны маланкарского священника заставили задуматься об универсальности христианских ценностей, которые объединяют совершенно разных людей вокруг евангельских истин.

Завершилась встреча общим снимком на память и пожеланием увидеться снова. Для каждого из нас это была возможность пройти по стопам одного из двенадцати самых близких к Христу учеников.

Алексей ДЬЯКОНОВ,
кандидат богословия, преподаватель НДС

Публикация сайта Нижегородской митрополии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *