Home / По страницам истории / Тайны русской деревни

Тайны русской деревни

Сегодня уже вряд ли где удастся найти настоящую деревню, налюбоваться ее почерневшими от времени избами, их самобытной красотой – небольшими окошками на улицу с резными наличниками, да высоким крыльцом с витиеватыми балясинами, пройтись по обширному крестьянскому двору, на котором не тесно было ни амбару с продовольственными припасами, ни сенному сараю, ни загону для скота и птицы. Жаль, но даже на самой исконно русской земле, таких домов теперь по пальцем перечесть. Где-то все это заросло бурьяном, где-то и вовсе ушло в землю. А если где и сохранился такой крестьянский дом со всем своим незамысловатым хозяйством, то на фоне помпезных особняков новых русских, нашедших уединение вдали от шума городского, он кажется древним убогим старцем, дни которого уже все сочтены. И, похоже, скоро, буквально вот-вот, этих столетних представителей деревянного зодчества, какими еще недавно славилась Матушка-Русь, не останется совсем. Разве что из живописных полотен художников или музейных экспозиций наши потомки станут узнавать, чем жила деревня век или два назад.

Наверное, вот так, однажды опечалившись этой исчезающей с лица земли древностью, истинный патриот и деревенский от самых своих корней Василий Гурьевич Смирнов задумал хотя бы что-то сохранить из того замечательного наследия, что осталось от предков. Долгими морозными зимами перетаскивал из умирающих деревень уцелевшие бревна старых избушек, амбаров, сараев, таща их на тракторе волоком по снегу. Перевозил все это добро в свое родное село Учма, что в Ярославской области, между Мышкиным и Угличем. И опять же сам, в одиночку, собирал, превращая их в те же строения, что были, давая им вторую жизнь. Ставил их на месте, где когда-то размещалась рыболовецкая артель, куда рыбаки сдавали свой улов, а колхозники принимали рыбу, сортировали, вялили и сдавали государству. Место это, надо сказать, очень красивое, находится под раскидистыми вековыми соснами, с прекрасным видом на Волгу.

Так началась история удивительного Учемского музея истории Кассиановой пустыни и судьбы русской деревни. Непонятное для современников название музея объясняется очень просто. В конце XV века, аккурат напротив села, тогда еще на крутом волжском берегу (это сейчас здесь, после появления Рыбинского водохранилища, осталась узкая коса и в половодье вода подходит к огородам) был построен монастырь – Учемская Успенская Кассианова пустынь. Ее появление связано со святым преподобным Кассианом Греком, принявшим постриг в известном Ферапонтовом монастыре, что ныне в Вологодской области. Путешествуя в Углич, он остановился на ночлег близ Учмы в ночь на Рождество Иоанна Предтечи. Когда он начал молиться у высокой ели, ему явился святой Иоанн и благословил его на строительство обители, пообещав свое покровительство. Поэтому один из храмов пустыни был освящен во имя этого угодника Божия.

Учемская пустынь с образованной при ней подмонастырской слободой пережила пожары и лихолетья, и даже польско-литовское нашествие. Но в 1764 году указом Екатерины Великой она была национализирована, земли и крестьяне перешли государству, а храмы стали приходскими. А полностью с лица земли она исчезла в годы советского богоборчества. Вся церковная утварь и представляющие хоть какую-то ценность вещи были разграблены, церковный кирпич разошелся на печки жителей окрестных деревень. И, казалось бы, уже ничто не напоминало о некогда существовавшей здесь монастырской жизни, если бы не народная память. До сих пор самым почитаемым праздником в Учме считается Иванов день. Его празднуют, как говорится, всем миром. Устраивают столы посреди села, каждый приносит свои угощения, пироги, выпивку… Даже в советское время этот праздник не был забыт. Столы, правда, не накрывали, но танцы до самого утра в местном клубе устраивали. «Бывало танцевали часов до шести утра», – вспоминает местная жительница, а теперь молодая пенсионерка Ольга.

Сейчас в селе опять же силами Василия Смирнова и других местных жителей построена деревянная церковь во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительнцы и преподобного Кассиана. На Иванов день в ней обязательно служится Литургия, а после на территории музейного комплекса накрывают столы и начинается совместная трапеза с длинными разговорами, воспоминаньями о прошлой жизни, об ушедших, с шутками и песнями.

Об этом празднике знают уже далеко за пределами Учмы, тем более что и музей свою годовщину приурочил к этой замечательной дате – дню Рождества Иоанна Предтечи. А поскольку у музея есть своя виртуальная жизнь, то и гости сюда приезжают из самых разных концов страны. Особенно много, более 100 человек, что для маленького села очень заметно, было их в этом году, ведь ныне музею исполнилось 15 лет. На его юбилей собралась музейная общественность не только из близлежащих Мышкина и Углича, но и из Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга. К этой дате были приурочены чтения на тему «Традиции русских престольных праздников».

А Василий Гурьевич познакомил собравшихся со своей уникальной экспозицией. Заметное место в ней отведено истории Кассиановой пустыни, где одним из первых экспонатов стала береза, проросшая сквозь оконную решетку взорванного храма и поднявшая ее из-под земли. Интересно выполнена художником Александром Калугиным карта странствий святого преподобного Кассиана Грека. В миру это князь Константин Мангупский (по городу Мангуп на территории нынешнего Крыма) из Византийского императорского рода, ближайший родственник Палеологов. Вместе с ними он бежал от турок сначала в Рим, потом оказался в Москве. На свадьбе Ивана III и Софии Палеолог подружился с угличским князем Андреем Большим, братом Ивана Васильевича, и перебрался в Ростов. Там познакомился с владыкой Ростовским и Ярославским Иоасафом и вслед за ним удалился в Ферапонтов монастырь, где и принял постриг с именем Кассиан.

Многие вещи, документы, письма, фотографии посвящены судьбе русской деревни, которая, увы, сегодня повсеместно умирает. И хорошо, что в этом музее можно поностальгировать по прошлому. Например, не только прикоснуться к довоенным и послевоенным традиционным предметам быта, но и услышать голоса сельчан, большинство из которых уже почили, их истории о непростой колхозной жизни с ее горестями и радостями. Можно рассмотреть одежду, в которой они ходили повседневно, и ту, в которую наряжались по праздникам, посидеть на звалинке, послушать их записанные на магнитофон песни и байки, поглядеть слайды.

На фотографии из альбома семьи Морозовых запечатлено 1 сентября (середина 70-х гг.), где школьники с букетами цветов стоят в прицепе трактора, отправляясь на занятия, а из кабины выглядывает улыбающийся тракторист, видно, очень хотел попасть в объектив. История эта обычная для деревни тех лет, когда повсеместно закрывались школы. И судьба эта не обошла Учму: ежедневно детям приходилось преодолевать три километра по лесу до соседней деревни Кирьяново и обратно. И не всегда ребятишкам так везло с транспортом, как в тот раз, что изображен на фото.

Говорят, после того, как в жизни Василия Гурьяновича появилась его жена и помощница Елена Анатольевна Наумова, музей заиграл новыми красками. Его коллекция стала более эстетичной, обрела более утонченную законченную форму. Поражает воображение так называемая башня вечности с фотографиями людей, которые в разные годы участвовали в жизни Учмы и создании музея. Это самые разные люди и, конечно, их было гораздо больше, чем тут размещено, говорит музейщик, и чтобы показать, сколько их на самом деле, снизу и сверху башни установлены зеркала. Когда в них смотришь, то изображения множатся и получается огромное количество людей.

Частью музейной экспозиции стала и построенная Василием Смирновым в 1993 году на холме, где много веков назад появилась Кассианова пустынь, памятная часовня. В ее основу он положил разбитый кирпич, оставшийся от Успенской соборной церкви.

И еще нельзя не отметить тот уголок живой природы, куда так удачно вписался музейный комплекс под открытым небом. Со стрекочущими кузнечиками в траве, кошками на деревенской изгороди и важно шествующим гусями, которые своим беспокойным гоготаньем встречают каждого посетителя.

Анна ПАНИНА

Фото сайта Учемского музея истории Кассиановой пустыни

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *