Home / По страницам истории / Соприкосновение с живой историей

Соприкосновение с живой историей

«Не огорчайтесь выше меры в несчастии…» − под таким названием 15 ноября в Девятинском клубе при московском храме Девяти мучеников Кизических прошла встреча с Евгенией Николаевной Викторовой, правнучкой протоиерея Валентина Амфитеатрова − удивительного священника, жившего на рубеже XIX – XX веков в Москве.

Как редко нам, современным россиянам, присуще знание о своих предках дальше бабушек и дедушек. Конечно, есть на то причины объективные, в том числе исторические, но во многом это следствие нашей собственной духовной лени, а также равнодушия, которые как бы парализуют нас, отбивая всяческое желание интересоваться собственными предками, своим родом, хранить и передавать живую историю своей семьи.

Между тем, встречаясь с такими людьми, как правнучка отца Валентина, начинаешь понимать, почти чувствовать, что на самом деле существует наитеснейшая связь с теми, кто предшествовал нам по роду. И это не только простая историческая связь, но и связь душевная, духовная. Они молятся о нас, мы поминаем их в своих молитвах, и эта молитвенная память, возможно, − единственное, что связывает нас со всей мировой историей и уж тем более с историей России.

За те краткие три часа, которые пролетели на одном дыхании, перед аудиторией, собравшейся в крошечном помещении воскресной школы, предстала жизнь протоиерея Валентина Амфитеатрова (1 (14) сентября 1836 – 20 июля (2 августа) 1908). Перед нами, словно на кадрах кинохроники, мелькали сюжеты о детстве и юности, о рукоположении и начале служения молодого пастыря, о его рано почившей супруге и разных судьбах детей батюшки, а также о его таких разных, но верных духовных чадах.

Отец Валентин прожил трудную жизнь − как сказала Евгения Николаевна, в скорбях, в бедности, в постоянном труде, но именно терпение и несение трудного, но радостного для него креста было жизненной целью пастыря. Примечательно, что уже в одиннадцать лет он думал о том, как помочь страждущим людям.

Такой думающий и отзывчивый сердцем человек мог родиться только в глубоко верующей семье. А в роду будущего отца Валентина были такие выдающиеся люди, как святитель Филарет, митрополит Киевский и Галицкий, ныне прославленный в лике святых, и его племянники: Яков Косьмич Амфитеатров, профессор Киевской духовной академии, родоначальник русской гомилетики, Яков Гаврилович, в дальнейшем архиепископ Казанский и Свияжский Антоний, и Егор Васильевич Амфитеатров, преподаватель общей словесности в Московской духовной академии, о лекциях которого очень тепло отзывались все его студенты.

Валентин Амфитеатров также был очень хорошим педагогом. После женитьбы на сестре своего ученика и близкого друга А.И. Чупрова он стал готовиться к рукоположению. 14 сентября 1860 года (по старому стилю) Валентин был рукоположен во диакона, а на следующий день − во иерея. Причем сам батюшка глубоко почитал эти дни: каждый год в первый их них своим детям он дарил подарки, говоря: «Это от дьякона», а на следующий, также одаривая чад, отмечал: «Это от иерея». Традицию продолжила в своей семье и Любовь Валентиновна, дочь батюшки, так она дошла и до внуков и правнуков.

Первый храм в Москве, где служил отец Валентин, – приходская церковь во имя святых царей Константина и Елены, что в Тайнинском саду Кремля. Вот только прихода в ней практически не было. Храм был пустой, запущенный, но батюшка все звонил и служил, и потихоньку люди потянулись к нему. Именно здесь раскрылся его дар служения Богу и людям, здесь стал собираться круг его духовных чад, которых он опекал более двадцати лет, не только входя в проблемы и скорби каждого чада, но и его семьи.

Батюшка Валентин всех своих чад называл «деточки», а они ему говорили по-простому: «Ты, батюшка». Он с большим вниманием относился к каждому приходящему к нему, но особенно заботился об осиротевших детях, пристраивал их в состоятельные семьи и внимательно следил за воспитанием; мальчиков впоследствии направлял в училище, девушкам справлял приданое. Своих средств у него не хватало, но он всеми силами старался организовать взаимную помощь среди своих прихожан.

Начиная с 1892 года, он десять лет служил в Архангельском соборе. В эти годы он уже сильно ослабел и терял зрение. Но несмотря на то, что с 1902 года он больше не мог предстоять пред престолом Божиим, что было большим горем для него и для его паствы, он каждый день, кроме последних двух перед кончиной, принимал у себя в жилище (в доме Рыбаковых на Смоленской набережной) посетителей.

Весть о кончине разнеслась очень быстро, в «Церковных ведомостях» писали, что в Москву едут поезда, наполненные людьми, желающими проститься со своим любимым пастырем. Отпевали его в приходском храме святителя Николая на Щепах два архипастыря, один из них − епископ Трифон (Туркестанов), с которым батюшка был дружен.

Сам отец Валентин не хотел пышных похорон. При этом доверенное лицо протоиерея Валентина А.К. Цыркин по его просьбе распорядился вырыть очень глубокую могилу − более 3,5 метров. Возможно, именно это прозорливое пожелание помогло спасти могилу протоиерея Валентина от разорения, потому что, когда ее пытались вскрыть в тридцатые годы, выкапываемая яма стала очень быстро наполняться водой, что мешало дальнейшей работе. Поэтому тело священника так и покоится в месте первоначального погребения.

На данный момент решение о прославлении батюшки в лике святых не принято, однако уже теперь исполняется его духовное завещание: «Когда умру, идите на мою могилку и поведайте мне всё, что вам нужно, и я услышу вас, и не успеете вы еще отойти от неё, как я всё исполню и дам вам. Если кто даже и за версту от моей могилки обратится ко мне, то и к тому я отзовусь».

Несколько месяцев назад, 2 августа, я была свидетелем того, как десятки, если не сотни людей пришли на Ваганьковское кладбище помолиться за панихидой, отслуженной на могиле отца Валентина. Я видела, с какими любовью, теплом и верой они говорили о нем как о предстоящем пред Престолом Божиим заступнике и ходатае, о том, какую помощь они обрели по молитвам батюшки.

О батюшке можно прочитать в книгах его духовной дочери Анны Ивановны Зерцаловой, причисленной к лику святых новомучеников и исповедников Российских в 2000 году; сохранились и его проповеди, они переизданы и доступны для современного читателя.

История семьи Амфитеатровых очень обширна и богата интересными лицами и сюжетами − в рамках одной встречи охватить все их было совершенно невозможно, поэтому мы искренне надеемся, что с Евгенией Николаевной нам еще удастся встретиться и побеседовать о других членах рода Амфитеатровых, судьба которых тесно переплетается с историей Российского государства и Русской Православной Церкви.

По моему глубокому убеждению, именно соприкосновение с живой историей в лицах, как произошло на этой встрече, рождает в нас неподдельное чувство сопричастности к истории России, помогает понять, что от того, как живем мы, может зависеть то, как будут жить наши дети, внуки и правнуки, смогут ли они вспомнить о своих предках добрым словом или захотят побыстрее забыть о нашем существовании.

Ирина Микурова

 

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *