Home / По страницам истории / Синодики: про историю и про нас

Синодики: про историю и про нас

В рамках Переславского Феодоровского историко-культурного форума 17 и 24 сентября 2020 года в онлайн-режиме пройдет II научно-практическая конференция «Роль монастырей в формировании социокультурного пространства малых городов», заседания которой будут посвящены как историко-архивной тематике, так и современной социокультурной роли монастырей. Однако это не единственный просветительский проект форума. Так, 8 сентября состоялось награждение победителей Первого конкурса научно-исследовательских проектов студентов, аспирантов и молодых ученых по изучению истории русских православных монастырей, проведение которого инициировал в нынешнем году Феодоровский женский монастырь Переславля-Залесского. Одна из победивших в конкурсе работ называется «Документирование договорных отношений человека с Церковью во Вкладных книгах и Синодиках». О том, почему эта тема важна не только для монастыря и даже не только для исторической науки, рассказывают автор работы Евгения Лашманова, магистрант 2-го курса факультета документоведения технотронных архивов Историко-архивного института РГГУ, и её научный руководитель Анастасия Юрьевна Конькова, кандидат исторических наук, доцент кафедры документоведения, аудиовизуальных и научно-технических архивов Историко-архивного института РГГУ.

Почему для вас было важно участие в конкурсе Феодоровского женского монастыря?

Анастасия Конькова: Я участвовала в работе как научный руководитель магистранта. Идею подал наш декан Григорий Николаевич Ланской, который активно сотрудничает с Федоровским монастырем по линии Российского общества историков-архивистов. Он предложил сходить на презентацию историко-культурного форума. Это показалось мне очень интересным, я озвучила предложение своей ученице Евгении Лашмановой, зная, что она человек воцерковленный. Мы с ней решили, что сходим на презентацию и посмотрим. По итогам презентации у нас состоялась очень теплая беседа с организаторами конкурса.

Является ли работа «Документирование договорных отношений человека с Церковью во Вкладных книгах и Синодиках» частью какого-то более обширного исследования?

Анастасия Конькова: Тема была предложена как раз в вышеупомянутой беседе. Я сказала представителям монастыря, что мы с Евгенией представляем документоведческую школу Историко-Архивного института РГГУ. И мы начали рассуждать о том, чего хотел бы монастырь в первую очередь, что является предметом наших научных интересов, рассматривали разные варианты. В этом разговоре часто упоминались Синодики. Мы подумали: «Почему бы и нет?» После этого мы съездили в Переславский музей-заповедник, где посмотрели Синодики и убедились в том, что это очень интересный объект исследования. Многие современные священники даже не представляют, как велись поминальные книги в XVI-XVII веках, насколько это были информативные документы.

Мы думаем, что эту тему можно развивать. Например, на нашей кафедре документоведения защищают дипломные работы по церковному делопроизводству. И мы с организаторами говорили о том, что помимо работы по гранту Евгения могла бы изучать делопроизводство Феодоровского монастыря. Игумения монастыря матушка Даниила (Севериненко) и сотрудники монастырской канцелярии одобрили эту инициативу.

То есть наша работа, посвященная Синодикам, изначально не выглядела частью другого исследования, у нас не было никакого комплексного плана, но мы начали с Синодиков и уже видим, во что это может вырасти в дальнейшем. Из этого действительно может вырасти большая работа о монастырском делопроизводстве – совместно со вторым победителем конкурса Анной Слепцовой, молодым преподавателем Историко-Архивного института, которая дополнит тему архивными сюжетами. В перспективе, последовательно изучая материал, можно будет проследить историю церковного делопроизводства от прошлого к современности.

Евгения Лашманова: Эти исследования помогут выявить какие-то исторические факты, описать быт и нравы людей прошлого, что окажется ценным не только для исторической науки, так как результатами нашей работы могут заинтересоваться специалисты из других областей, например, филологи, искусствоведы и даже юристы: каждый может найти здесь что-то свое.

Зачем научному сообществу разработка таких тем?

Анастасия Конькова: Во-первых, каждый ученый выбирает тему, которая ему близка. Мы изучаем какой-то сегмент истории, который еще не изучен. Ваш вопрос выводит нас на современные предпочтения в науке, связанные с «цифровой» гуманитаристикой. Но и нашу работу мы тоже считаем интересной. В истории есть много ответов не только для ученых, но и вообще для всех людей. И то, что мы изучаем, показывает как раз один из таких ответов.

Синодики содержат историческую информацию. Как велика может быть их роль в восстановлении той или иной исторической картины?

Анастасия Конькова: Как раз недавно я задала матушке игуменье вопрос, как выглядят поминальные книги сегодня. Она ответила мне, что это просто перечень имен. А в XVI-XVII веках это был не просто перечень. Синодик – это книга памятования здравствующих и умерших. Поначалу в Синодиках записывали только покойных, потом стали поминать и здравствующих. И для того, чтобы священники могли поминать этих людей более осознанно, на полях или везде, где находили свободное место, записывали, например, обстоятельства смерти человека, ведь всегда смерти предшествует какая-то история. В Синодиках приводятся факты, события. Например, много умерших мужчин, а на полях записано о военных действиях. И такие записи могут помочь в реконструкции не только истории монастыря, но и вообще города Переславля.

Можно ли по Вкладным книгам и Синодикам проследить какие-то изменения в менталитете верующих людей, происходившие в течение нескольких веков? Если да, то можно ли сказать, что такие изменения происходили постепенно или же они менялись относительно резко в связи с теми или иными событиями?

Анастасия Конькова: Конечно. Когда мы стали изучать эти взаимосвязанные документы, то увидели, что иногда люди отторгали от себя в пользу монастыря, быть может, единственный имеющийся мешок зерна – чтобы в монастыре их поминали. Современный человек едва ли так поступит. А в те времена люди лучше понимали, что духовная жизнь важнее материальной. Это разница в представлениях, что важнее в жизни, в каких ее смыслах. В этом очень четко прослеживаются изменения.

Евгения Лашманова: Можно проследить также отношения Церкви и государственного аппарата. Например, по Вкладным книгам видно, что в определенный момент власть запретила Церкви получать вклады земельными наделами. А позже, в XIX веке, все вклады должны были проходить через государственный банк. Можно сказать, что это показывает и изменения нравов: государство стало контролировать процесс вложения средств частных лиц в Церковь. Что касается менталитета самих вкладчиков, то он, конечно, изменился – раньше человек больше заботился о своей душе и о душах своих ближних после смерти.

У вас к этой работе только научный интерес?

Анастасия Конькова: Не только. Есть интерес и просветительский, и житейский. Например, до этого я изучала брачные договоры, составлявшиеся в дореволюционной России. Там содержатся ответы на вопросы, как молодая пара должна была жить. И такой договор снимал очень многие проблемы. Сейчас у нас брачные договоры не заключаются, и молодая семья с этими проблемами очень быстро сталкивается. А раньше многое оговаривалось. И речь идет не только о деньгах, но о многом другом, например, вопросах проживания, организации быта. Применительно к теме Синодиков, безусловно, есть интерес и духовный.

Евгения Лашманова: Эта работа поможет монастырю восстановить историческую справедливость. Когда-то монастырь записал людей на вечное поминовение и должен выполнять эти обязательства. Но для меня также важно, чтобы в результате таких исследований и современные люди знакомились с Православием, со своей историей и культурой, чтобы можно было рассказать им об этом доступным языком. Может быть, научный труд многим покажется сложным, но если выходить за рамки печатного текста и по мере возможности рассказывать об этом на каких-то встречах, то это может стать интересным многим людям.

Беседовал Игорь ЛУНЁВ

На иллюстрации –
страницы Синодика Антониево-Сийского монастыря

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *