Наступил праздник Рождества Пресвятой Богородицы, и вновь мы вспоминаем, что именно в этот день произошло одно из величайших, поворотных сражений российской истории – Куликовская битва. Сколько святых было на том поле воинской славы, и почему в нашей памяти с Куликовской битвой связываются и некоторые угодники Божии, которые, возможно, никогда не бывали в тех местах?
Благоверный великий князь Димитрий Донской
Конечно, первым из святых при упоминании Куликова поля на память приходит ставший предводителем русского войска в том судьбоносном сражении великий князь Московский Димитрий Иванович, получивший в народе прозвание Донской именно после Куликовской битвы.
Святой Димитрий родился в 1350 году, и уже в отроческом возрасте, после кончины своего отца, он становится Московским князем.
Практически на протяжении всей его жизни князю приходилось вести непрекращающиеся войны с многочисленными врагами. Кроме постоянного противостояния Руси держав внешних – Орды и Литвы, он должен был неусыпно помнить об опасности внутри русских распрей между князями. Читая историю, не успеваешь следить за грозовыми тучами, то и дело налетавшими в ту эпоху на Московское княжество и его властителя.
В 1370-е годы включился великий князь Димитрий Иоаннович в борьбу с Золотой Ордой. Это движение, вдохновляемое Русской Церковью, широко развивалось среди порабощенного народа. Приближался грозный 1380 год, когда на Русь двинулись войска Мамая. Собранные великим князем войска встретились с ордынскими полчищами возле реки Дон на поле, прозванном Куликовым. Много доблестных русских воинов полегло на поле том – летописи говорят, что из 150 тысяч воинов вернулось в Москву не более 40 тысяч, но победа в битве ознаменовала окончание ордынского ига.
В память о погибших на поле Куликовом был учрежден особый день их ежегодного поминовения, названный Димитриевской субботой, перед 26-м числом октября (день Ангела великого князя Димитрия Иоанновича). Позже он стал днем общего воспоминания усопших предков, Родительским днем.
С именем Димитрия Иоанновича связано строительство целого ряда новых монастырей и храмов, немала часть которых была посвящена памяти героев самой главной битвы его жизни.
Последние годы жизни великого князя были очень трудными. Уже осенью 1380 года, свидетельствуют летописи, Димитрия Иоанновича впервые посетили тяжелые болезни – сказалось нечеловеческое напряжение великого боя. В изнеможении была и вся Русская земля. Не успела она оправиться от страшных потерь в Куликовскую битву, как явился новый враг: 1382 год ознаменовался нашествием Тохтамыша, разорением Москвы. Другим большим горем для великого князя было возобновление междоусобиц между княжествами, тем не менее, мало-помалу продолжала постепенно объединяться русская земля, обессиленная раздорами удельных князей.
Хотя, по словам летописи, Димитрий Иоаннович был богатырского сложения – «бяше же крепок зело, и телом велик и широк, и плечист и чреват вельми и тяжек; брадою и власы черн; взором же дивен зело», – но и при этих мощных силах непрестанная 26-летняя бранная тревога должна была измучить его телесно и душевно. И в нестаром еще возрасте он почувствовал приближение смерти. 19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь. Он был похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.
Преподобный Сергий Радонежский
Готовясь выступить в поход, великий князь Димитрий Иоаннович счел долгом посетить обитель Живоначальной Троицы, чтобы там поклониться Единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия.
Святой старец успокоил великого князя надеждой на Бога: «Господь Бог тебе помощник; еще не приспело время тебе самому носить венец этой победы с вечным сном; но многим, без числа многим сотрудникам твоим плетутся венцы мученические с вечной памятью». И, осеняя преклонившегося перед ним великого князя святым крестом, богоносный Сергий воодушевленно произнес: «Иди, господине, небоязненно, Господь поможет тебе на безбожных врагов!» А затем, понизив голос, сказал тихо одному великому князю: «Победиши враги твоя»…
После битвы на поле Куликовом, возвратившись в Москву и распустив по домам воинов-победителей, великий князь Димитрий Иоаннович снова прибыл в обитель преподобного Сергия, чтобы воздать благодарение сильному во бранех Господу, лично поведать великому старцу о Богодарованной победе. В Троицком монастыре по погибшим воинам служились многочисленные панихиды.
Многие труды жизни святого князя Димитрия, его усилия по объединению русских земель, умирению вражды проходили при деятельной поддержке и по благословению Игумена земли Русской. Преподобный Сергий был крестным отцом двоих из двенадцати детей великого князя, в том числе его первенца.
Почувствовав приближение смерти, Димитрий Иоаннович послал за святым Сергием – преподобный был главным свидетелем при составлении его духовного завещания.
Пересвет и Ослябя
(преподобные Александр и Андрей Радонежские)
Когда перед битвой с Мамаем в обитель Живоначальной Троицы прибыл за благословением Московский князь Димитрий Иванович, в числе братии, подвизавшейся под руководством преподобного Сергия, были два инока-боярина: Александр Пересвет, бывший боярин брянский, и Андрей Ослябя, бывший боярин любецкий. Их мужество, храбрость и искусство воинское были еще у всех в свежей памяти: до принятия монашества оба они славились как доблестные воины, храбрые богатыри и люди очень опытные в военном деле.
Вот этих-то иноков-богатырей и попросил себе в свои полки великий князь у преподобного Сергия: он надеялся, что эти люди, посвятившие себя всецело Богу, своим мужеством могут служить примером для его воинства и тем самым сослужат ему великую службу. И преподобный Сергий исполнил просьбу: он тотчас же повелел Пересвету и Ослябе взамен лат и шлемов возложить на себя схимы, украшенные изображением Креста Христова: «Вот вам, дети мои, оружие нетленное», – сказал им преподобный.
Быстро разнеслась по полкам весть о посланцах Сергиевых, в лице их великий печальник Русской земли как бы сам посетил и благословил русское воинство, и это посещение в такую важную и решительную для всех минуту было сколько неожиданно, столько же и благовременно. Теперь и слабые духом воодушевились мужеством, и каждый воин, ободренный надеждой на молитвы великого старца, бесстрашно шел на битву.
Наступил грозный час Куликовской битвы, которая должна была решить участь тогдашней России. Вдруг с татарской стороны выехал вперед богатырь огромного роста, крепкого сложения, страшной наружности; звали его Челубей. Страшно было смотреть на этого великана. И хотя было среди них немало храбрых воинов, но никто не решался сам добровольно вызваться на такой подвиг. Прошло несколько минут томительного ожидания, и вот выступил один из Сергиевых иноков – схимонах Александр Пересвет. В одном схимническом одеянии, без лат и шлема, вооруженный тяжеловесным копьем, подобно молнии он устремился на своем быстром коне против страшного врага – оба богатыря пали замертво на землю.
Пал в битве и второй посланник преподобного Сергия – Ослябя. «И говорит Ослябя-чернец своему брату старцу Пересвету: Брат Пересвет, вижу на теле твоем раны тяжкие, уже, брат, лететь голове твоей на траву ковыль, а сыну моему Якову лежать на зеленой ковыль-траве на поле Куликовом, на речке Непрядве, за веру христианскую, и за землю Русскую, и за обиду великого князя Дмитрия Ивановича», – свидетельствует памятник древнерусской письменности «Задонщина».
Похоронены оба инока-воина были в Симоновом монастыре Москвы.
Патерик Троице-Сергиевой обители, в который входят более семидесяти пяти угодников Божиих, включает в себя и имена преподобных воинов схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби.
Святитель Алексий Московский
Казалось бы, как может быть связан с Куликовской битвой подвижник, чей жизненный путь завершился за два года до сражения? Однако именно святитель Алексий стал наставником рано осиротевшего князя Димитрия Донского – под его влиянием великий князь-отрок постигал науку государственного управления, заключавшуюся в сочетании силы и милосердия. Под руководством митрополита князь постепенно приобретал ту особую мудрость государственного правителя, которую современники связывали с его личностью.
По благословению митрополита князь Димитрий дважды в разные годы предпринимал путешествие в Орду, причем первое из них – в очень юном возрасте. Подобная поездка, конечно, сопровождалась смертельной опасностью, но была и крайне полезной князю. Он должен был собственными глазами увидеть положение дел: соприкоснуться с врагом, уже более века мучившим родную землю, с которым надо было уметь говорить, а также, проплыв по трем русским рекам, обозреть Русскую землю, которой ему надлежало править.
Поддержал владыка Алексий и труды московского князя по объединению земель. А союз Суздалем завершился по его благословению в 1366 году браком великого князя Димитрия и суздальской княжны Евдокии Димитриевны, ставшей верной подругой жизни святого князя.
Преподобная Ефросиния Московская
(великая княгиня Евдокия)
Дочь Суздальского князя Евдокия родилась в 1353 году. В 1367 году она стала супругой благоверного великого князя московского Димитрия Донского. Их счастливый семейный союз был залогом союза и мира между Московским и Суздальским княжествами. Любовь к мужу и детям княгини Евдокии освящалась ее любовью к Богу. Дела христианского милосердия супруги сочетали с подвигами поста и молитвы.
Княгиня по праву разделила с великим князем подвиг борьбы за освобождение Руси от монголо-татарского ига, – горячими молитвами и делами любви. В память победы на Куликовом поле Евдокия построила внутри Московского Кремля храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Он был расписан великими иконописцами Древней Руси Феофаном Греком и Симеоном Черным.
После кончины супруга Евдокия посвятила себя воспитанию детей, молитве и благотворительности. Она приняла монашество с именем Евфросиния и прославлена в лике преподобных.
Валентина ГОРОДНИЧЕВА
В публикации использованы материалы
Православной энциклопедии «Азбука веры»