На нашей земле на протяжении столетий, а особенно в XX веке, просияли своими подвигами тысячи святых. Наверное, все мы в какой-то мере можем называть себя потомками молящихся за Отечество наше святых Церкви Русской. Но сколь ответственно знать, что в твоем роду, всего за несколько поколений до тебя, был настоящий святой, которому молятся многие люди, и ты не можешь опозорить его память. О том, каково это узнать, что твой прапрадед – прославленный Церковью священномученик, как случайно сохранившаяся в семейном архиве фотография помогла в написании иконы святого, как память о родном новомученике влияет на жизнь его родных уже в наше время, рассказал в интервью праправнук диакона Василия Кашина, принявшего мученическую кончину в конце 1918 года на Пермской земле.
Расскажите, пожалуйста, когда Вы впервые узнали, что Ваш прапрадед – священномученик? Как Вы открывали для себя личность священномученика Василия?
– Господь направил меня и мою супругу в храм, когда мы оба заболели. Супруга в это время была в положении. Так сложились обстоятельства, что мы в это время находились с ней далеко от дома, в другом регионе. Ситуация была сложная. Для себя принял решение, что единственный выход – идти в храм. Познакомился с местным священником, стал посещать богослужения.
В одном из разговоров с клириком храма зашла речь про рассказы моего дедушки о том, его дед являлся священнослужителем и «был забит красными». Он говорил, что пострадал мой прапрадед где-то на Урале, ориентировочно в Перми. Тогда священник мне сказал, что 2000 году на Архиерейском Соборе многие убиенные священнослужители были причислены к лику святых. Предложил узнать, нет ли среди них моего прапрадеда. Я стал искать информацию. В интернете нашел информацию о священномученике Кашине, пострадавшем в Мордовии. Он тоже был причислен к лику святых, но по имевшейся я информации понял, что это не мой прапрадед – семья у него была другая. Позже мне попалась очень краткая справка про священномученика Василия Кашина, который служил диаконом и пострадал в Перми – был убит с десятью мучениками 17 декабря 1919 года. Развернутого жизнеописания тогда я не нашел.
С этой информацией пришел к священнику, показал ее родственникам. Священник сказал, что если диакон Василий причислен к лику святых, то по общим правилам ему должна быть написана икона, составлены молитвословия и житие. Тогда я позвонил в синодальную комиссию по канонизации, где мне объяснили, что очень многие священнослужители, пострадавшие в 1918 и 1937 годах, причислены к лику святых, но не всем составлены службы и написаны образы. Сказали, что была подана заявка на канонизацию диакона Василия Кашина, и он был канонизирован. Потом обращался еще в какие-то церковные структуры… В итоге Господь привел меня в Пермь, где я связался с епархиальным отделом по церковной истории и канонизации святых. Там подтвердили информацию: есть такой священномученик.
_______
Василий Михайлович Кашин родился 30 декабря 1875 г. в Юго-Камском заводе Пермского уезда, в семье псаломщика (позднее священника) Михаила Александровича Кашина. Сам он диаконом стал в 1902 году. В Свято-Троицкой церкви села Сылвенско-Троицкое Пермского уезда он служил с 1018 года. В семье отца Василия и его супруги Александры Сергеевны было восемь детей, младшему из которых 17 (4) декабря 1918 года исполнился год. В этот день диакон Василий Кашин был убит отступавшими из села красноармейцами. Вместе с ним пострадали десять прихожан.
______
Священномученику Василию была написана икона. Расскажите, на основании чего удалось восстановить его образ?
– У нас в семье сохранилась фотография, на которой изображен священномученик Василий с матушкой. Несколько фотографий также было найдено в Пермском архиве усилиями епархиального отдела по канонизации. Мой дедушка, увидев фотографии, подтвердил, что на них изображен Василий Кашин. У священномученика Василия, по одним данным, было восемь сыновей, по другим (как рассказывал дедушка) – шестеро, некоторые из них после убиения отца переехали жить в Горький (ныне Нижний Новгород). Один из восьмерых сыновей, вроде, был даже отправлен в ссылку в Архангельск. Один из сыновей убиенного священнослужителя, приехавших в Горький, – отец моего дедушки. Один сын вроде бы даже оставался в Перми. Сохранилась переписка между братьями – детьми Василия Кашина. Я пробовал искать родственников по другим линиям, но связь теряется.
Удостоверившись, что на фотографии, которая у нас есть, изображен действительно священномученик Василий, мы обратились за благословением к митрополиту Пермскому и Кунгурскому Мефодию для написания образа отца Василия. Получив благословение, обратились к иконописцам из Татарстана, и они на основании фотографии создали образ.
В Пермь икону священномученика Василия я впервые привез в 2015 году, по благословению владыки Мефодия отвез образ в Свято-Троицкий храм села Троица. Это было первое знакомство с селом, с храмом. Затем на основании составленного образа был напечатан тираж молельных домашних икон. Я раздал небольшие образы священномученика родственникам. Теперь у всех потомков Василия Кашина дома есть его святой образ. По благословению владыки Мефодия также были составлены кондак, тропарь, молитва и житие.
В 2016 году Вы принимали участие в освящении и установке поклонного креста рядом с местом предполагаемого захоронения священномученика Василия и десяти мучеников. Расскажите, пожалуйста, об этом событии.
– В 2016 году с благословения митрополита Мефодия в селе Троица был установлен поклонный крест рядом с тем местом, где некогда находился храм, в котором служил священномученик Василий Кашин. Там же, на прихрамовой территории, вместе с десятью мучениками был похоронен диакон Василий. Сейчас на этом участке построили коттедж, земля находится в частной собственности; возможно, здание стоит на мощах.
Когда точно был разрушено здание храма, неизвестно. На фотографии 1960 года Свято-Троицкий храм уже разрушен. Его пытались взорвать, но те, кто это делал, пожалели взрывчатки, и один из углов храма еще сутки стоял, не падал. После этот угол снесли. Тракторист, который разрушал оставшийся фундамент, трагически погиб. Трагически судьбы складываются и у людей, живших или живущих в коттедже, построенном на территории, где стоял храм.
Пару лет назад Пермской епархии удалось согласовать с властными структурами вопрос о выделении небольшого участка земли рядом с тем местом, где стоял храм, чтобы установить на нем поклонный крест. Освящение и установка креста состоялась в августе 2016 года. Я присутствовал на этом событии. Это был мой второй приезд в Пермь. Все было торжественно и красиво: установили крест, освятили его, приложились.
На днях мне рассказали, что еще жив священник, который служил в прежнем Свято-Троицком храме до его разрушения. Есть шанс, что он может знать точное место захоронения священномученика Василия Кашина и мучеников, с ним пострадавших.
Какова была участь матушки и детей диакона Василия после его мученической кончины?
– Эта история до конца неизвестна. Знаю, что один из сыновей уехал в Горький, где работал на заводе в военное время. Икону священномученика Василия я показывал родным, приехал с этой иконой к дедушке. Увидев икону, он очень обрадовался. Прошло три-четыре дня после этого, и дедушка почил. Слава Богу, молитвами священномученика Василия в день кончины дедушки его пособоровали и причастили. Всю жизнь он говорил, как рад, что его предок – священномученик. Слава Богу, в последний день жизни он причастился. Через три-четыре часа после причастия дедушка отошел ко Господу.
Скажите, Вы в своей жизни чувствуете покровительство священномученика Василия?
– У меня происходят перемены в жизни: сейчас начался какой-то новый путь. Многие задают вопрос о том, не желаю ли я принять священный сан. Пока мы с семьей, наверное, еще не готовы к этому. Есть мысль поступить в семинарию, но, как мне сказал один священнослужитель, заочное образование в семинарии подразумевает, что человек уже готов быть священнослужителем. Пока все это сложно. Супруга моя тоже понимает, что если станет матушкой, то ей нужно быть готовой к любым переездам, готовой отправиться туда, куда меня направят служить.
Сейчас я алтарничаю в храме, учусь на курсах клиросного чтения. В начале своего воцерковления часто ездил к священнику, который служил в одном из храмов Нижегородской области. Он сказал: «Если время настанет, если это Ваше, то Вы придете к священному сану. Надо молиться, и тогда все управится по воле Божией».
Когда два года назад меня благословили помогать в алтаре, первое богослужение, на которое я пришел, было Всенощное бдение в канун празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской. Я стоял в алтаре и думал: вот сейчас священномученик Василий тоже молится вместе с нами… Через несколько месяцев, на Пасху, мне благословили носить подрясник. Для меня это была большая честь, большая ответственность!
А в конце 2018 года в селе Троицком в храме, освященном, как и прежняя церковь, в честь Святой Троицы, отметили сотую годовщину мученической кончины священномученика Василия. На богослужение вы приехали всей семьей – с женой и дочерью…
– Богослужение было торжественным. Мы стояли на литургии и просто радовались тому, как все происходило. Было очень красиво. Порадовало, что людей в храме было много.
Тогда за несколько дней нашего пребывания в Перми было много событий, людей, встреч, которые нас духовно обогатили Была встреча с владыкой Мефодием, который нас благословил. Не все еще осознано – даты, события… Но это очень, очень греет душу и раскрывает сердце.
Подготовила Ольга ТРОИЦКАЯ
В основе материала
– публикация портала Пермской митрополии