Когда сейчас говорят о железнодорожных храмах, в сознании появляется образ вокзальной часовни, в которую приходят помолиться перед путешествием пассажиры поездов, однако в прошлом церковные здания, построенные на той или иной станции в дальних уголках необъятной страны, становились центрами огромных по территории приходов, охватывавших несколько разъездов и станций вдоль «железки». Такие церкви были следующим шагом от миссионерских посещений священниками местных народов и переселенцев к обычной приходской жизни. Об одной из них, построенной в начале XX века на станции Бира в Приамурье, и пойдет рассказ.
В 1897 году была проведена первая всероссийская перепись населения. Согласно ей, «в Верхне-Хинганском горном округе местные тунгусы переписаны по реке Большой Бире и ея притокам. В улусе Биринская Ярмарка оказалось 16 хозяйств в 55 душ». Задолго до появления железнодорожной станции Бира данную местность под названием Биринская Ярмарка посещали миссионеры Благовещенской епархии во главе с иеромонахом Палладием.
Инфантьев в книге 1912 года «Новый край» пишет: «К северу Амурской области скуп пушнины производится на инородческих собраниях-ярмарках (сугланах). Но сюда же …приезжают и миссионеры священники для исполнения треб, так как почти все инородцы считаются христианами. Здесь совершается крещение родившихся в течение года, служение панихид по умершим, исповедь, причастие и венчание. Причем венчание совершается обыкновенно под открытым небом посередине тайги… Десятка два брачующихся пар становятся в ряд, и священник всех их венчает разом, водя вокруг кедра… В Амурской области такие сугланы происходят на Чекундинском складе по р.Бурее и в селении Катон по реке Бире».
«Благовещенския епархиальныя ведомости» в №10 за 1903 год сообщают: «В деле устной проповеди и совершения богослужения у инородцев в отчётном году трудились …начальник Благовещенской духовной миссии – иеромонах Палладий, 14 миссионеров-священников, 10 псаломщиков и 5 катехизаторов… Каждый… миссионер находящийся в его ведении инородческия поселения и стойбища посетил в отчётный год не менее двух раз. При объездах своих миссионеры некрещеным инородцам проповедовали истины спасения…, обучали же молитвам, объясняли заповеди… Обходили все юрты крещеных инородцев и окропляли их святою водою».
Так продолжалось до 1912 года, когда началось возведение Бирской православной железнодорожной церкви, и был совершен перевод священнослужителей на станцию Бира, о чём сообщили «Благовещенския епархиальныя ведомости»: «Причт (в полном составе своем) церкви ст. Ерофей Павлович, западной части новостроющейся Амурской ж/д, резолюциею Его Преосвященства от 28 февраля 1912г. за № 720, перемещён на станцию Бира, Восточной части дороги».
В обязанности «разъездного железнодорожнаго причта» входило окормление населения из близлежащих железнодорожных поселков данного «благочинническаго участка». Имена псаломщиков Бирского разъездного причта сообщают епархиальные ведомости: «…На вакантное место псаломщика разъездного притча ст. Биры, Восточнаго участка Амурской ж/д…, резолюциею Его Преосвященства от 23 октября сего года, за №3196, определён и.д. псаломщика запасной младший унтер-офицер, происходящий из крестьян деревни Дубенок, Ардатовскаго уезда, Симбирской губернии, Кондратий Максимов Гальчин. Псаломщик разъездного притча ст.Бира,… Иаковъ Доманюкъ, согласно просьбы его… от 19 октября сего года, от занимаемой им должности псаломщика уволен».
После введения в действие Бирской железнодорожной церкви начались службы и исполнение треб, стали вестись метрические книги. Первая запись в таковой сделана 17 мая 1912 года, когда было совершено Таинство крещения над некой Марией Озеревой: «…родилась 4 апреля, крещена 17 мая – Мария. Родители: крестьянин Енисейской губернии, Канскаго уезда, Устианской волости, того же и села – Парфирий Михайлович Озерев и жена законная – Наталия Христофоровна, оба православнаго вероисповедания…» Записи вел иеромонах Феодот, в миру бывший Феодотом Ильюшенковым.
Благодаря сохранившимся метрическим книгам мы сейчас имеем хорошее представление о проживавших в Бире сто лет назад людях. В книгах регистрировались новорожденные дети от родителей, приехавших со всей необъятной территории Российской империи, включая Польшу, Финляндию, Украину, Кавказ. Причем некоторые родители, пожелавшие окрестить своих детей в Бирской церкви, были как старообрядческого, так и римско-католического и даже магометанского вероисповедания! Всего за 1912 год (с июля) было крещено 30 мальчиков и 32 девочки (всего 62 новорожденных). Записи вели иеромонах Феодот и псаломщик Иаков Доманюк. С 23 октября исполняющим обязанности псаломщика стал Кондратий Гальчин.
Из Бирской метрической книги новорожденных за 1914 год мы узнаем, что у Кондрата родился сын: «…родился 25.03.1914 г. Гальчин Виталий, сын псаломщика ст. Бира Кондрата Максимовича и Татианы Иоановны, из крестьян Симбирской губернии, Ардатовскаго уезда, Лобаскинской волости, деревни Дубенок…»
«Благовещенския епархиальныя ведомости» в №24 за 1912 год сообщают о том, когда читались в храме проповеди: «Список священнослужителям Благовещенской епархии, коим назначается произнесение очередных проповедей в будущем 1913 году. …№110 священник иеромонах Феодот — 12 апреля, 28 июля, 24 ноября. …12 апреля, Великая пятница (за вечерней, после выноса святой Плащаницы);…28 июля, воскресенье, Неделя 8-я по Пятидесятнице;…24 ноября, воскресенье, Неделя 25-я по Пятидесятнице…».
Сфера ответственности разъездного железнодорожного причта станции Бира охватывала район от разъезда Биракан до станции Икуры включительно.
А в мае 1913 года появился «Бирский разъездной переселенческий причт», в обязанности которого входило окормление жителей поселков вне линии железной дороги. Правда, осенью того же года причт из Биры переехал в село Александровку – нынешний Бирофельд. Из приказов по епархии: «Священник села Благословеннаго, Амурской области, Вениамин Пошивалов, согласно прошению, резолюциею Его Преосвященства, от 22 сентября сего года за 2667, перемещен на должность священника разъездного переселенческаго причта Биры, ныне Александровки, Амурской области,… Псаломщик церкви села Доле-Троицкаго, Амурской области, Симеон Симилейский, согласно прошению, резолюциею Его Преосвященства, отъ 22 сентября сего года за №2124, перемещён на должность псаломщика разъездного переселенческаго поселка Биры причта, ныне села Александровки , VIII благочинническаго участка, Амурской области». Иногда этот причт назывался «Вторым Бирским переселенческим приходом».
Тем временем в Бирской железнодорожной церкви за 1913 год было крещено 198 детей – 87 мальчиков и 111 девочек. Потрясающая рождаемость для Биры и ближайших железнодорожных пунктов!
«Благовещенския епархиальныя ведомости» в декабре 1913 года пишут: «Список священнослужителей Епархии, коим назначается произнесение очередных проповедей в будующем 1914 году…№109 Иеромонах Феодот 27 апреля, 22 июня, 12 октября 1914г.…27 апреля, воскресенье; неделя 4-я «О расслабленном»; 22 июня, воскресенье; неделя 4-я по Пятидесятнице; 12 окт., воскресенье; неделя 20-я по Пятидесятнице».
За 1914 год в Бирской церкви совершено Таинство крещения над 86 мальчиками и 87 девочками (итого – 173 ребенка); метрическую книгу вели иеромонах Феодот и псаломщик (с 17 сентября 1914 года) Степан Дрожжин. В Бирской метрической книге за 1912 год имеется запись, что 20 октября того года у крестьян Стефана Андреевича Дрожжина и его законной жены Парасковии Андреевны, приехавших в Биру из Томской губернии, Мариинскаго уезда, Таженно-Вершинской волости, дер. Рождественка, родился сын Димитрий. Очень скоро Степан Дрожжин стал очередным псаломщиком церкви на станции Бира.
Всего за 1915 год было крещено 82 мальчиков и 83 девочки (итого – 165 новорожденных).
С 30 апреля псаломщиком стал Иван Казаковский, с ноября – Савва Дворниченко, который прибыл в Биру из Черниговской губернии.
«Благовещенския епархиальныя ведомости» в 1915 году сообщали о приезде в Биру архипастыря: «Маршрут поездки Преосвященнейшаго Евгения, Епископа Приамурскаго и Благовещенскаго, для обозрения приходов Епархии:…13 июля ст.Бира. Молебен … При поездке Владыку сопровождают: ответственный Епархиальный наблюдатель священник Е. Добротворский, ответственный протодиакон, два иподиакона и три певца. В посещаемых местах Владыка имеет обозревать храмы, часовни и школы». Далее сообщалось, что «…Его Преосвященством награждены: 2 сентября 1915 г., за усердное и полезное служение Церкви Божией набедренниками: … состоящий в должности священника разъездного причта на ст. Бира … иеромонах Феодот».
В следующем году епархиальное издание упоминает о том что «крестьянин Вукол Палиоха, согласно прошению, резолюциею Его Преосвященства от 28 марта сего года за №1306 допущен к исполнению обязанностей псаломщика при церкви станции Бира». Он был родом из Амурской области, где и начал свою службу как псаломщик в селе Константиноградовском. Однажды с этим человеком случился немалый конфуз. «Благовещенския епархиальныя ведомости» писали о беседе Вукола с епископом: «Псаломщик Вукол Палиоха сын крестьянина обучался в одноклассно-церковно-приходской школе. На псаломщической должности 6 лет… Преподав благословение, Владыка посетил на малое время дом священника, где испытывал псаломщика в сознательном чтении псалмов. Псаломщик отвечал несколько разсеянно и показал себя мало развитым человеком…» В том же 1916 году епархиальный журнал извещает об уходе Вукола: «Резолюциями… от 5 декабря за № 4030 крестьянин Вукол Палиоха освобожден от исполнения псаломщика при церкви ст. Бира, …и к отправлению этих обязанностей допущен, …крестьянин Никифор Александров».
«Благовещенския епархиальныя ведомости» в начале революционного 1917-го сообщили, что «в виду того, что церковныя причты на станциях Ам. ж/д Ин, Бира и Облучье в настоящее время получают содержание как железнодорожные, то отпуск средств на содержание означенных причтов как разъездных, из кредита переселенческаго Управления, с 1 января 1917 года прекращается, и наличный состав причтов остается на тех же станциях на содержании от Управления железной дороги…»
Далее начались страшные события революции и гражданской войны. «Епархиальные ведомости», из которых удалось почерпнуть немало информации о жизни прихода железнодорожной церкви в прежние годы, были закрыты большевиками. Но Бирская церковь еще продолжала действовать! И лишь в 1930 году «Тихоокеанская звезда» сообщает: «ЗАКРОЕМ ЦЕРКВИ, СОЗДАДИМ НОВЫЕ КЛУБЫ И ШКОЛЫ. Собрание женщин ст. Бира единогласно вынесло постановление о закрытии церкви и передачи её под клуб. Бирская жен-организация призывает всех остальных женщин энергичнее бороться за передачу поповских хором на культурные нужды».
С этими женщинами, конечно же, никто спорить не стал. После закрытия церкви прихожанам удалось спасти от уничтожения некоторую утварь и несколько икон . Старожилы поселка рассказывали, что в здании церкви какое-то время действовал «Дом пионеров», который впоследствии тоже был закрыт. Однако около закрытого храма собирались люди и продолжали молиться, что сильно раздражало местных коммунистов. И в 1942 году деревянное здание церкви неожиданно… сгорело. Причем огнем были уничтожены все церкви на нынешней территории ЕАО, и все они сгорели почти одновременно. Местные власти, чтобы успокоить народ, объявили, что Бирскую церковь поджег какой-то умалишенный молодой человек. Его тело вскоре было найдено за чертой поселка в петле. Было объявлено о самоубийстве «поджигателя». Но, как вспоминали люди, на самоубийство это совсем не было похоже…
В Бире и сейчас есть жители, которые помнят железнодорожную церковь, уничтоженную в годы государственного атеизма.
В основе материала –
статья Александра БЕЛОГО,
опубликованная сайтом Биробиджанской епархии