Пасхальные дни – время обмениваться поздравлениями, как неформальными приветствиями или открытками в мессенджерах, так и поздравительными посланиями в случае публичных персон. Подобные официальные поздравления – совершенно особый жанр, и порой хранящиеся в архивах послания могут очень многое сказать как об отправителе и адресате, так и об эпохе, к которой эти документы относятся.
Поздравления с праздником Высокопреосвященных Владык – отдельная тема сохранившихся до наших дней документов Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. По документации РГАДА, поздравления из стен обители преподобного Сергия касаются двух митрополитов Московских – священномученика Владимира (Богоявленского) и Сергия (Ляпидевского) – в общей сложности менее чем за десять лет.
Документов с поздравлениями сохранилось относительно немного, причем некоторые из тех, что числились в описях, были изъяты из фонда. Так, выбыли «поздравительные» дела за 1899, 1902, 1905, 1906 годы. Выбывшие, несохранившиеся документы касаются тех лет, когда на Московской кафедре был митрополит Владимир (Богоявленский). А вслед за этим периодом – с 1907 по 1917 год – поздравительных адресов нет совсем: вероятно, их перестали принимать на хранение. Таким образом, сохранились письма самых последних лет XIX и самого начала XX столетия.
Поздравления составлялись в бытность настоятелями лавры архимандрита Павла (1891–1904 гг.) и архимандрита Товия (1904– 1915 гг.). В архивном деле за 1897 год содержатся два поздравления с Рождеством Христовым – за 1896 и 1897 годы. В это время, с 1893 года, Московскую кафедру занимал митрополит Сергий (Ляпидевский). Современники сравнивали владыку Сергия со святителем Филаретом (Дроздовым) «за любовь к церковности». Он почитал праздники, связанные с историей Русской Церкви и с русской историей, поэтому особенно любил и обитель преподобного Сергия.
Братия лавры во главе со своим настоятелем поздравляла митрополита Сергия такими словами:
«Празднуя день спасительного пришествия во плоти на землю нашего Господа и воспевая славу Рождшагося Младенца-Бога, приносим Вашему Высокопреосвященству от лица всего братства обители преподобного Сергия и Вам сие искреннее поздравление с сим светлым праздником и молим Обновителя нашего естества, да обновит Он и укрепит и Ваши старческие силы на благо нам и на потребу всей Церкви».
Поздравление было отправлено за подписью архимандрита Павла и шести лиц из Духовного собора.
Вверху записана ответная благодарность владыки:
«За приветствие и доброе отношение ответствую желанием, да благодать Богомладенца Иисуса укрепляет младенчествующих в жизни монашеской братии, и да совершенствует искусившихся в иноческом подвиге».
Поздравление за следующий год, которое приводится ниже, является черновиком: здесь нет подписей членов Духовного собора, и в нем не отразились делопроизводственные детали – нет вообще никаких дополнительных помет.
«Слава в вышних Богу воспели днесь пред пастырями Ангелы, и земле повелевается ныне благовестить радость велию. И мы ныне, насельники обители преподобного Сергия, празднуя и воспевая Славу Божию, приносим Вашему Преосвященству, Милостивейшему нашему архипастырю и отцу, радостное приветствие с радостнейшим событием сегодняшнего дня: нас бо ради родися Отроча младо – Превечный Бог! Молим Его, да Слава Господня, осиявшая днесь Вифлеемских пастырей, сияет выну в сердце нашего доброго Архипастыря».
Оба процитированных поздравления с праздником Рождества Христова адресовались в Петербург. Преосвященный Сергий находился в тогдашней столице как раз в период праздников и, вероятно, всякий раз – на заседании Священного Синода. Письма отправлялись на Фонтанное подворье Троице-Сергиевой лавры, его эконому иеромонаху Дамиану. И, согласно документам, «рождественские пакеты» с поздравлениями нужно было представлять Московскому владыке «в первый день Рождества Христова»: именно такая формулировка находится в черновиках и сопроводительных бумагах этих торжественных адресов.
Троицкий архимандрит Павел (Глебов), один из составителей процитированных поздравлений, известен в истории Сергиевой лавры как усердный строитель подведомственной лавре Зосимовой пустыни, собиратель ее многочисленной братии; там он и был похоронен.
*
В 1903 году в стенах лавры было составлено поздравление с праздником Рождества Христова на имя Преосвященного Владыки Владимира (Богоявленского).
Известны труды будущего священномученика Владимира на разных поприщах. О Владыке можно было бы сообщить разные замечательные сведения: например, он призывал духовенство епархии чаще совершать богослужения и поучать паству – сам же он каждую неделю произносил на московском подворье Троице-Сергиевой лавры проповеди, в которых затрагивал вопросы общественной жизни, веры и морали, науки, проблемы церковной дисциплины.
«Усерднейше приносим Вашему Преосвященству от лица всей братии вверенной отеческому попечению Вашему Обители преподобного Сергия искреннейшие поздравления с настоящим всерадостным и высокоторжественным праздником пришествия на землю Спасителя нашего, принесшего с собою мир и благоволение. Молим Его благостыню, да умирит Он и ныне воздвизаемое возмущение земли и моря, и да дарует нам в мире и тишине встретить и радостно препроводить грядущее лето и многия лета».
Видимо, здесь пожелание мира – «умирения земли и моря» – следует воспринимать как красочный оборот речи: в 1903 году не было никаких существенных природных катаклизмов на территории России и даже незначительных военных действий.
Еще одно поздравление датировано 25 декабря 1904 года.
«…Приносим Вам, милостивому своему Архипастырю и Отцу, искреннее поздравление… Молим Его благостыню, да молитвами Вашими подаст земли нашей мир и благоволение, возвещенные ангелами в день Рождества Его».
И в этом варианте поздравления мы также видим пожелания мира, покоя. Однако на сей раз адрес имеет другое звучание: в 1904 году началась тяжелая русско-японская война.
Поздравления митрополиту Владимиру отправлялись из Троице-Сергиевой обители в бытность ее наместником архимандрита Товия (Цымбала), одного из замечательных настоятелей лавры конца XIX – начала XX веков. С 1889 года иеромонах Товия являлся членом учрежденного Собора лавры, исполнял должности начальника свечной палаты, эконома, казначея; он был ризничим в эпоху, когда в обитель приезжали для снятия копий документов, икон, рисунков из различных столичных заведений. Был награжден орденом Св. Владимира II степени, орденом Св. Анны II степени.
*
Что касается пасхального периода, то хотелось бы процитировать поздравление, написанное в стенах Троице-Сергиевой лавры. Оно отличается особой торжественностью, и в то же время в нем необычайно теплые ноты, поскольку великий праздник Пасхи – время особо доверительных пожеланий и приветствий.
«Вверенная отеческому попечению Вашего Высокопреосвященства обитель преподобного Сергия, торжествуя ныне победу Жизни над смертью и воспевая радостно Воскресшего Жизнодавца, приносит Вам, милостивому своему Архипастырю и отцу, сие всерадостное праздничное приветствие – Христос воскресе! Молим Воскресшего Жизнодавца о ниспослании Вам великих милостей и небесных дарований, особенно за то отеческое попечение о нас, которое Вы всегда так ощутительно проявляете, и которое дает нам возможность мирного и безмятежного пребывания, наполняя чувством глубокой благодарности сердца наши…»
Имеется и ответ митрополита Владимира, написанный на том же листе:
«Сердечно благодарю и… приветствую дорогую Лавру с великим праздником христианского мира. Усердно молю рождшагося Господа, да продолжает Он и впредь изливать на нее свои милости, как изливал доселе».
*
Особняком стоит документ с кратким ответным словом митрополита Владимира – на поздравление его от братии с его Днем Ангела – с памятью равноапостольного князя Владимира. Оно имеет заголовок: «Благодарность Его Высокопреосвященства за приветствие от братии по случаю дня его Ангела» с пометой «Прочитать братии в трапезе»:
«Тронутый молитвенно-благожелательным приветствием братии лавры по случаю дня моего Ангела, прошу Духовный собор передать братии мою сердечную благодарность: молю всеблагого Бога, да укрепляет Он ее, при молитвенном содействии святого равноапостольного князя Владимира, Своею благодатию, дабы оно восходило от силы к силе, от совершенства к совершенству нравственному, дондеже достигнет в меру возраста и исполнения Христова (Еф. 4.13). Смиренный Владимир, митрополит Московский».
*
Торжественные адреса писались всегда от руки, в фонде нет напечатанных поздравлений. Оформлялись они канцеляристами, как правило, хорошим каллиграфическим почерком. Сохранность писем прекрасная.
Эти поздравления рубежа XIX–XX веков показывают образ мыслей и восприятие мира насельниками Троице-Сергиевой лавры. Их тексты составлены по правилам церковного этикета и нормам принятого тогда в Российской империи делопроизводства. Они передают отношение к Высокопреосвященному как к отцу, желание передать духовные переживания, написать поэтичные, проникнутые эмоциями поздравления. В свою очередь, монашествующие получали искренние письма благодарности, в которых чувства столь же просты и понятны.
Публикация журнала
«Московские епархиальные ведомости»
Материал подготовлен
Щелковским благочинием