О людях, живших одним-двумя поколениями раньше нас, можно узнать разными путями. Один из источников – свидетельство родных, другой – воспоминания знакомых и сослуживцев. Порой доступен бывает и третий источник – статьи, публикации в прессе. И особенно драгоценным источником могут оказаться собственные свидетельства человека, оставленные им, например, в дневниковых записях. О митрофорном протоиерее Владимире Жоховом, сто лет со дня рождения которого отмечается в нынешнем году, о необычной судьбе этого пастыря и его примечательном «библейском дневнике» мы, по счастью, имеем возможность узнать сразу из четырех источников.
Источник первый
Свидетельствует старший сын отца Владимира А.В. Жохов, заведующий кафедрой социально-гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Пермской духовной семинарии:
«Беззаветная отдача сил исполнению пастырских обязанностей, проникновенное и благоговейное отправление богослужений, красноречивые и доходчивые душеспасительные проповеди – эти качества снискали любовь и уважение прихожан к протоиерею Свято-Троицкого кафедрального собора г. Перми. Старинный русский род Жоховых известен более 600 лет. Один из представителей этого рода был участником Куликовской битвы под предводительством благоверного князя Димитрия Донского.
Родился отец Владимир в благочестивой верующей семье. Уже в три года научился читать, и его первыми книгами для чтения были Библия и книги религиозного содержания. Еще в раннем детстве он почувствовал тягу к храму, церковным службам. В возрасте двенадцати лет по своей инициативе испросил разрешения у настоятеля церкви в Архангельске прислуживать во время богослужений. Позднее, работая художником в Ленинграде, он в выходные дни исполнял в храме обязанности иподиакона.
Великая Отечественная война застала Владимира Жохова на действительной службе в рядах Красной Армии – он служил недалеко от западной границы в кавалерийском полку. Любовь к лошадям, этим прекрасным благородным животным, батюшка пронес до конца своих дней.
В августе 1941 года недалеко от Львова во время боя сержант Жохов был контужен и ранен. 14 суток находился в бессознательном состоянии. Придя в себя уже в госпитале, стал горячо молиться об исцелении перед образом Ченстоховской иконы Божией Матери – этот образок ему был подарен девушкой-полячкой перед самым началом войны. Тут же он дал обет Богу по выздоровлении полностью посвятить свою жизнь служению Церкви Христовой.
После демобилизации, еще не будучи священнослужителем, в январе-феврале 1945 года Владимир Жохов состоял членом Поместного Собора Русской Православной Церкви. По возвращении на жительство в Архангельск он был рукоположен в сан диакона, а 4 ноября 1945 года, в день празднования Казанской иконы Божией Матери, – во иерея.
До 1961 года отец Владимир служил в Архангельской епархии настоятелем храмов в Мурманске, Котласе, Красноборске, Сыктывкаре. Как молодого и деятельного священника с хорошими организаторскими способностями его направляли туда, где наиболее нужны были эти качества. В Мурманске ему довелось заново возрождать церковную жизнь после 22-летнего отсутствия храма. В Котласе при отце Владимире был приведен в порядок храм, открытый после долгого перерыва. Приход около Сыктывкара в селе Кочпон был единственным на всю Коми Республику. Отец Владимир содействовал открытию в Коми АССР еще одной церкви и двух молитвенных домов, и был назначен благочинным. В бытность свою настоятелем он везде проявлял большое усердие и заботу о благоустройстве и украшении храмов.
С 1961 года и до выхода на пенсию в связи с заболеванием и сложной операцией о. Владимир служил в Свято-Троицком кафедральном соборе нашего города. Среди церковных и светских наград батюшки значатся орден Отечественной войны (I степени), орден святого равноапостольного князя Владимира (III степени), орден преподобного Сергия Радонежского (III степени) и восемь медалей.
В послании Святейшего Патриарха Пимена Одесской духовной семинарии от 13 декабря 1975 г. есть мудрое наставление: «… без знания Библии и без усвоения ее духа пастырское душепопечение не может иметь силы. Поэтому чтение Библии и размышление над ней сделайте правилом своей жизни». Отец Владимир начал углубленное постоянное изучение Библии по потребности души еще задолго до принятия священного сана, и это навсегда стало основой его духовной жизни. Потом, будучи протоиереем, он в течение нескольких лет написал большой труд в форме дневника под названием «Библейские открытки», где в сжатом виде изложил свои размышления над каждой главой всей Библиис краткими нравственными выводами, при ежедневном прочтении одной порядковой главы (всего 1361 глава).
Вынужденный по состоянию здоровья уйти за штат, отец Владимир не терял связи с Матерью Церковью, а в бессмертной Книге Жизни – святой Библии он находил, как и всегда, нетленную пищу для поддержания силы духа.
Скончался отец Владимир Жохов в юбилейный год тысячелетия Крещения Руси 23 сентября 1988 года на 72-м году жизни. Последними словами батюшки, по свидетельству его сестры Нины Платоновны Жоховой, находящейся в момент кончины рядом с ним, были: «Все мы – строительный материал в руках Господа».
Источник второй
А вот что вспоминает служивший с отцом Владимиром протоиерей Иоанн Патласов:
«Отец Владимир был красивым батюшкой. Служил он в Свято-Троицком кафедральном соборе. Был прекрасным человеком. У него было хорошее воспитание, и сам он детей воспитал. Один или два раза я был у него в гостях. Он мне подарил книгу «Православные беседы».
Знаю, что он вел каждый день дневник, он мне его даже показывал. В нем отец Владимир записывал, какое евангельское и апостольское чтение установлено в тот или иной день. Затем он высказывал свои мысли на евангельский отрывок. Еще он записывал, куда ходил, что делал».
Источник третий
Еще одно свидетельство о батюшке – статья в «Православной энциклопедии», составленная на основе целого ряда прошлых публикаций:
Личность [отца Владимира Жохова] и его деятельность привлекали людей в храм, где он служил. По воспоминаниям сыктывкарцев, он был человеком весьма образованным, собрал большую библиотеку и всегда находился в центре культурной жизни города. Вечерами он импровизировал на лютне и исполнял в домашнем кругу на память многие арии из опер. В доме его собирались солисты музыкально-драматического театра, художники. Как боевой офицер он на равных общался с представителями светской власти. В 1960 году [уполномоченный по делам религии по Коми АССР] Рочев добился лишения [отца Владимира Жохова] регистрации в Сыктывкаре. Около года священник ездил с женой и детьми по всей стране в поисках места службы, но везде получал отказ. На Новодевичьем кладбище в Москве он встретил Председателя Президиума Верховного Совета К.Е. Ворошилова, который сказал, что в его стране нет «бродячих» священников и дал ему бумагу: «Священника Жохова принять в любой приход страны». В 1961 году с этой бумагой он был принят архиепископом Сергием (Лариным) в Пермскую епархию в клир Троицкого кафедрального собора Перми. С 1975 года исполнял обязанности ключаря собора. В 1978 году по болезни вышел за штат, но в воскресные и праздничные дни помогал соборному причту за богослужениями.
По свидетельству современников, Ж. был хорошим проповедником. В 1987 году к конкурсу на лучший проект храма-памятника Победы на Поклонной горе в Москве представил свой чертеж, высоко оцененный комиссией. В 1993 году по просьбе сыктывкарцев этот проект участвовал в конкурсе на лучшее архитектурное решение сыктывкарского храма во имя святого Стефана Пермского…
Отец Владимир составил родословную потомственных дворян Жоховых по Костромской линии до XIV в. (хранится в фондах Костромского музея-заповедника), ее научный уровень высоко оценил председатель археографической комиссии РАН С.О. Шмидт. С 1966 по 1970 год священник работал над циклом «Библейские открытки», помещая под каждым числом месяца собственный комментарий с краткими дневниковыми записями на очередную главу Библии – от книги Бытие до Евангелия от Иоанна. Также он работал над толкованием Апокалипсиса.
Православный священник, отец Владимир Жохов главным комментатором Библии в баптистском журнале «Братский вестник». В семейном архиве сохранились переписка батюшки со многими представителями интеллигенции того времени, принадлежащие ему стихи, литературоведческое исследование произведений У. Шекспира, уникальная коллекция марок.
Источник четвертый
И последнее свидетельство – отрывки из собственного дневника пастыря с размышлениями над страницами Священного Писания и кратким рассказом о повседневных делах:
1 мая 1966 г. Воскресенье (о расслабленном).
БЫТИЕ гл. 22, ст.1-14. «Бог искушал Авраама» (Быт. 22. 1). Слово «искушал» приведено здесь в значении «экзаменовал», испытывал Авраама, т.к. Бог «не искушает никого» (Иак. 1. 13). Некоторые слова, в том числе и современные (например, «реакция») выражают несколько понятий. Слово «искушение» чаще всего означает греховный соблазн, в данном же случае мы видим высший подвиг веры.
«Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт. 21. 12). Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить, почему и получил его в предзнаменование» (Евр. 11. 17-19).
Господь не требует от тебя непосильных жертв, но взирая на жертвоприношение Авраама, самоотверженно неси свой крест. Не щади для Бога даже самого дорогого и единственного – жизни своей, чтобы сберечь ее для вечности! (сравни Мк. 8. 34-35).
Рядовые чтения: на утрени Лк. 24. 1-12, на Литургии Деян. 9. 32-42, Ин. 5. 1-15.
В соборе сегодня была только одна ранняя Литургия, которую совершал митрофорный протоиерей Николай Логинов в сослужении игумена Иоанна (Чувызгалова) и священника Иоанна (Сексяева). Я был помогающим за Литургией и выходил вместе с причтом на молебен. Наш Архипастырь совершал Литургию в своей домашней церкви. В 18 часов вечерня с утреней и акафистом Воскресению Христову совершались архиерейским служением.
2 мая 1966 г. Понедельник.
БЫТИЕ гл.23, ст.1-20. После кончины Сарры Авраам похоронил ее «в пещере поля в Махпеле, против Мамре, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской» (Быт. 23. 19). До сего времени «обитал он на земле обетованной; как на чужой» (Евр. 11. 9), но теперь приобрел Авраам в постоянное владение поле Ефроново с пещерой, на той обетованной земле, которая была предназначена Богом в наследие потомству Авраама, Исаака и Иакова (Быт. 15. 18. Исх. 33.1).
«Вера побудила Авраама купить погребальное место в знак того, что земля, которая не была его собственностью в жизни, будет его собственностью по смерти, то есть будет принадлежать его потомству. Промысл открывает в сем происшествии еще высшую истину, что обетования отца верующих только начинаются в настоящей жизни, но вернее и полнее усваиваются по смерти» (Митрополит Филарет).
«…Странники мы пред Тобою и пришельцы, как и все отцы наши; как тень дни наши на земле и нет ничего прочного (1 Пар. 29. 15). «Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Пс. 118. 19). Наша обетованная земля – небесный Ханаан. Заблаговременно подумай о переселении туда. Живя на земле, «… приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах» (Лк. 12. 33), как «доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1 Тим. 6. 19).
Рядовые чтения: Деян. 10. 1-16, Ин. 6. 55-69.
С этого дня у меня начинается требная неделя. Ежедневно, около 9 час. утра, кроме больших праздников, через регистратора за прилавком свечного ящика в соборе очередному священнику вручаются квитанции с адресами вызовов к тяжело больным. Ужинал я сегодня у Архиепископа Леонида. Домой вернулся в 11 час. вечера.
3 мая 1966 г. Вторник.
БЫТИЕ гл. 24, ст. 1-67. Предсказание о рождении Исаака, благословение в нем всех народов, жертвенная покорность отцу и многое другое позволяют усматривать в личности Исаака прообраз Господа нашего Иисуса Христа. Бракосочетание же Исаака с Ревеккой указывает на обручение Христа с Церковью. Слуга Авраама, посланный за невестой для Исаака, олицетворяет собою Божиих послов – Пророков и Апостолов, возвещающих тебе волю Господа, зовущих душу твою, как невесту Христову, к сочетанию со Христом.
«…Как жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой» (Исаия 62. 5). «И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа» (Осия 2. 20). «…Я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою» (2 Кор. 11. 2), говорит апостол Павел, обращаясь к верующим.
В Священном Писании любовь между Богом и душой человека часто изображается на символическом языке любви земной.
«Положи меня, как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь: люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее – стрелы огненные; она – пламень весьма сильный» (Песнь Песней 8. 6).
Разве не волнует твою душу этот голос Премудрости Божественной? Отзовись на зов Любви!
Рядовые чтения: Деян.10,21-33, Иоан.7,1-13.
Сегодня я совершал требоисправления на домах по приглашению прихожан. Наш Анатолий гостит и ночует сегодня дома.
4 мая 1966 г. Среда.
БЫТИЕ гл. 25, ст. 1-34. В семье Авраама Исаак, рожденный Саррою, был особенным избранником Божиим. «…Так было и с Ревеккою, когда она зачала в одно время двух сыновей от Исаака, отца нашего. Ибо, когда они еще не родились, и не сделали ничего доброго или худого (дабы изволение Божие в избрании происходило не от дел, но от Призывающего), сказано было ей: «Больший будет в порабощении у меньшего» (Быт. 25. 29), как и написано: «Иакова Я возлюбил, а Исава возненавидел» (Малахии 1. 2-3).
Слово «ВОЗНЕНАВИДЕЛ» относится не к Исаву, а к народу Идумейскому, который происходил от Исава и делал много зла Богоизбранному народу Израильскому, родоначальником которого был Иаков. За это и ПРОГНЕВАЛСЯ на них Господь, предав Идумею опустошению.
По смыслу ВСЕГО Божественного учения, чувство ненависти может возникать в сердце только по отношению ко грехам, которыми бывают одержимы иногда даже самые любимые нами люди. И если исправление невозможно, то нужно решительно разрывать узы общения с таковыми. Наблюдай, чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр. 12. 16).
Относясь с подчеркнутым пренебрежением к своему первородству (Быт. 25. 32), Исав показал этим свое недостоинство быть первенцем, на которого распространялись особые благословения и привилегии, а потому и лишился через чревоугодие чести своего первородства (первенства).
Помни обетования Божии! Полюби воздержание и ради малого не пренебрегай великим. «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мф. 19. 30).
Рядовые чтения: Деян. 14. 6-18. Ин. 7. 14-30.
Сегодня я ходил по адресам с требами. Вечером за богослужением я принимал участие в чтении акафиста св. Николаю.
5 мая 1966 г. Четверг.
БЫТИЕ гл. 26, ст. 1-35. Среди различных жизненных испытаний Господь чудесно хранил, укреплял и утешал праотца нашего Исаака, повторяя ему обетования, данные Аврааму:
«Умножу потомство твое, как звезды небесные; и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные, за то, что Авраам, отец твой, послушался гласа Моего и соблюдал, что Мною заповедано было соблюдать: повеления Мои, уставы Мои и законы Мои» (Быт. 26. 4-5).
Божие благословение простирается на всех истинно верующих людей как духовных потомков Авраама, Исаака и Иакова. Промысл Божий хранит праведников. Если ты, также слушая и читая Слово Божие, соблюдаешь повеления Господни и к Всевышнему прибегаешь в дни скорби, то «не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему. Ибо Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на все путях твоих» (Пс. 90. 10-11).
«Да будет имя Господне благословенно отныне и во век. От восхода солнца до запада, да будет прославляемо имя Господне» (Пс. 112. 2-3).
Рядовые чтения: Деян. 10. 34-43, Ин. 8. 12-20.
С утра я совершал требы на домах по приглашению верующих. Завтра память св. великомученика и победоносца Георгия – престольный праздник в левом, Георгиевском, приделе нашего собора. Всенощное бдение совершалось архиерейским служением.
6 мая 1966 г. Пятница.
БЫТИЕ гл. 27, ст. 1-46. Характер к поведение старшего сына Иcава не нравилось родителям его, т.к. он легкомысленно пренебрег своим первородством (Быт. 26. 34), взял в жены двух язычниц, которые «были в тягость Исааку и Ревекке» (Быт. 26. 35).
По предопределению Божию Исав не мог быть во главе народа Богоизбранного, но Исаак, будучи в летах преклонных, хотел по обычаю преподать первое отцовское благословение первенцу своему Исаву.
Смелая и находчивая Ревекка неожиданно вынудила Иакова хитростью опередить своего брата. Иаков возражал и вежливо заметил матери, что таким поступком можно навлечь на себя проклятие, а не благословение (Быт. 27. 12). Ревекка же, уверенная в том, что предпочтение следует отдавать достойнейшему, но справедливости, а не по старшинству, вспоминая данное ей предсказание, что «больший будет служить меньшему» (Быт. 25. 23), зная, что в силу безграничной любви к ней Исаак и Исав не скажут ей за это дело даже обидного слова, она заставила Иакова подчиниться.
Уступая материнской настойчивости, Иаков повиновался и первым получил от отца благословение с вдохновенными пророческими благопожеланиями… Когда хитрость раскрылась, Исаак сильно смутился, но видя в странном поступке Ревекки действие воли Божией, ни мало не прогневался, а наоборот, заступился за Иакова: «…я благословил его? Он и будет благословен» (Быт. 27. 33). «Ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою» (Пс. 134. 4).
Рядовые чтения: Деян. 10,44-11,10. Иоан. 8,21-30.
Сегодня, по случаю престольного праздника в Георгиевском приделе собора, поздняя Литургия совершалась архиерейским служением. Я был в числе сослужащих. Наш сын воин Анатолий сегодня именинник.
В основе материала –
подготовленная Ольгой ТРОИЦКОЙ
публикация сайта Пермской митрополии