Home / По страницам истории / Новая жизнь «Забайкальского Афона»

Новая жизнь «Забайкальского Афона»


Всего около столетия просуществовал в отрогах Малханского хребта созданный трудами преподобного Варлаама Чикойского монастырь. Но и за это короткое по историческим меркам время обитель, прозванная в народе «Забайкальским Афоном», стала местом духовного притяжения для множества людей, у места упокоения основателя монастыря происходило немало исцелений, а трудами и молитвами насельников монастыря сотни и сотни раскольников и иноверцев вошли в ограду Церкви.

Что было, что осталось

Монастырь находился на юго-западе нынешней Читинской области, в шести километрах к югу от села Урлук Красночикойского района и в 180 километрах к востоку от Кяхты, старинного торгового центра этого региона.

Высота окружающих обитель горных вершин достигает 1300 метров. Монастырские строения размещались на 100-150 метров ниже от этих отметок. С гребня хребта открывается круговая панорама, в которую входят все населенные пункты, которые находятся на расстоянии пятнадцати-двадцати километров.

Вокруг нет горизонтальных площадок большой площади, поэтому центральная часть зданий монастыря располагалась на насыпной террасе, ширина которой составляет 25 метров. Монастырские строения сохранялись до конца 20-х годов прошлого века, а сейчас от них остались разрушенные фундаменты и каменные основания других зданий. Кое-где сохранились части построек из дерева и кирпича, колодцы и многое другое. На наиболее крутых участках склона были деревянные или каменные лестницы.

Колодцы – одна из местных достопримечательностей. Их насчитывалось около тридцати. Они представляют собой деревянные срубы шириной один-два метра. Глубина – от пяти до девяти метров. До настоящего времени хорошо сохранились три колодца, а остальные затянуло травой. Уровень воды в сохранившихся колодцах поднялся до краев. В русле ручья, который протекает из центральной части монастыря, были устроены две каменные дамбы.

Основная часть построек была сосредоточена вокруг храма. Близко к нему находились три больших здания. Ко второму храму, который построили в ста метрах от собора, вела еловая аллея.

Возле северной стены главного храма сохранились остатки двух склепов. Рядом с ними – каменные надгробия, выполненные в виде прямоугольных плит. Одна плита сохранилась только частично: фрагмент с надписью утрачен. На второй плите различима выбитая надпись, по которой можно установить, что захоронение относится ко второй половине XIX столетия. По сведениям местного населения, еще до начала 70-х годов прошлого века вокруг склепов сохранялось ограждение, выполненное из металлических цепей.

Крестьянин, ссыльный, молитвенник, учитель

Обломок чугунного надгробия с могилы настоятеля монастыря игумена Варлаама находится в школьном музее села Урлук. Местоположение его захоронения сейчас уже неизвестно. Земля, в которой лежал Варлаам, была влажная, гроб весь истлел и рассыпался, но игуменский крест на груди святого сохранился, как новый. Мощи святого были переложены в заранее заготовленную раку и привезены в Читу. Они выставлены для почитания в Казанском кафедральном соборе. Праздничные службы в дни поминовения святого Варлаама в Чите совершаются 5 февраля, в день его кончины (†1846), и 21 августа, в день обретения мощей.

Чикойский монастырь был широко известен в конце XIX – начале XX столетий. Его история берет начало с появления в Чикойских горах Василия Надежина.

Кем был этот Василий, которого Церковь почитает как преподобного Варлаама Чикойского? Родился он в 1774 году в селе Маресево Лукояновского уезда Нижегородской губернии. Родители его были крепостными П.И. Воронцова. В Маресеве Василий вступил в брак с Дарьей Алексеевой, так как своих детей у них не было, они брали на воспитание сирот.

Однажды Василий исчез из дома, никому ничего не сообщив. Объявился он в 1811 году в Киево-Печерской лавре, но, не имея при себе документов, был отправлен в ссылку в Сибирь за бродяжничество. Из Иркутска, где он нашел себе прибежище у мощей Иннокентия Иркутского в Вознесенском монастыре, отправлен был на поселение за Байкал, в село Малокударинское Урлукской волости. В тех местах и было положено начало его трудам. Он старался приютиться около храмов, исполнял при них обязанности сторожа и другие послушания, своим поведением притягивал к себе любовь и уважение прихожан и других людей.

В 1820 году в семи верстах от селения Урлук и в трех верстах от селения Галдановка в глухой чаще леса он построил себе келью и поставил большой крест. Весть об удивительном пустыннике разнеслась по Чикою. Уже в 1828-м здесь возводится часовня, а рядом строится еще несколько келий (сейчас от этих построек ничего не осталось).

В 1931 году часовня преобразуется в церковь, ниже по склону возводится двухэтажный настоятельский корпус.

Перед монастырем была поставлена задача «обращать в православную веру бурят…». В 1839-м при обители открылось училище, где детей обучали читать и писать, учили молиться, воспитывали в православном духе – впервые дети местных крестьян получили возможность овладеть грамотой. Обучением занимался сам настоятель отец Варлаам. Под его руководством в селениях на реке Чикой было создано более десяти единоверческих церквей.

Второй храм на территории монастыря был заложен в 1836 году; строительство завершилось спустя пять лет. К этому времени Чикойский горный скит переведен в разряд заштатных монастырей, иеромонах Варлаам возведен в сан игумена Чикойского Иоанно-Предтеченского мужского заштатного монастыря.

Тем временем в обители возводится еще два больших строения: странноприимный дом и корпус для братии. Также можно предположить, что устройство дорог было проведено примерно в то же время, так как для возведения второго храма был использован привозной кирпич. Имевшаяся тропа не подходила для его подвоза, поэтому возникла необходимость строительства пути для конных повозок. Время прокладки дороги подтверждается и тем, что для нее использовался такой же кирпич, как и для других сооружений этого периода.

Насельники обители разводили скот, завели пашни, разбили огород. Монастырская казна пополнялась за счет пожертвований богатых кяхтинских купцов. Например, проценты от банковского вклада в 50 тысяч рублей ассигнациями купца первой гильдии Пахолкова ежегодно отчислялись монастырю.

Около 25 лет старец продолжал трудиться на пользу окрестных жителей. В январе 1846 года совершил миссионерское путешествие по селениям Урлукской волости. Из этой игумен Варлаам возвращался уже больным, и 23 января, на 71-м году жизни, он предал дух свой в руки Божии. Тело его было предано земле напротив алтаря монастырского храма.

Окрестные жители и в XIX столетии, и в бурном прошлом веке, и ныне почитают игумена Варлаама. До революции и закрытия монастыря постоянно заказывались по нему панихиды.

В 1915 году монастырь прекратил существование из-за исчезновения в колодцах воды. Насельники были переведены Новоселенинский монастырь. Окончательно уничтожена гороная обитель была в 30-е годы прошлого века: поборники атеизма вырубили даже аллеи из кедров и елей. Монастырские иконы, которые не успели забрать и спасти местные жители, вывезли и сожгли на окраине леса.

Восстановление «Забайкальского Афона»

Обитель, на не слишком длинную историю выпало столько перипетий, может быть восстановлена. В 2015 году митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир благословил восстановление Иоанно-Предтеченского Варлаамо-Чикойского мужского монастыря, дабы там, где подвизался благословленный преподобным Серафимом Саровским Забайкальский чудотворец Варлаам, вновь затеплился огонек молитвенной жизни.

Сейчас на месте разрушенной обители действует архиерейское подворье.

– Мы уже провели большую работу: очистили территорию от мусора, построили келии для братии, но главное – организована молитвенная жизнь, регулярно совершаются богослужения, – рассказал иеромонах Евстафий (Третьяков). – Монастырь удален от Читы на 700 километров, а само село Урлук весьма немногочисленно. Поэтому нам нужна помощь.

В продолжении дела возрождения «Забайкальского Афона» может принять участие каждый с помощью платформы «Начинание». На собранные средства силами местных умельцев будут изготовлены четыре купола. Один купол установят на часовню на месте разрушенного монастырского храма Рождества Иоанна Предтечи, а три – на храм пророка Божия Илии, в котором на данный момент уже совершается Божественная литургия. Увенчивающие храмы в настоящее время ветхие конструкции не только не украшают их, но и не дают герметичности крыше.

Уже сейчас место подвигов преподобного Варлаама Чикойского вновь стало местом паломничеств. В частности, около месяца назад была совершена традиционная поездка в село Урлук Красночикойского района на крестный ход, который из года в год собирает сотни людей. К сожалению, тогда путь паломников трагически оборвался: один из автобусов с возвращавшимися после крестного хода людьми перевернулся на трассе. Трагедия произошла на 702-м километре федеральной трассы «Байкал», где проводились ремонтные работы. Погибли двенадцать человек, более тридцати были доставлены в больницы. Священники и монашествующие помогали извлекать раненых из перевернувшегося автобуса, оказывали им психологическую помощь. Чтобы поддержать пострадавших, на место страшной аварии прибыл митрополит Димитрий, посещавший в тот день окрестные села.

О том, как можно внести свой вклад в восстановление горного монастыря, основанного преподобным Варлаамом Чикойским, можно узнать на странице проекта на платформе «Начинание».

В основе публикации – статья с сайта села Красный Чикой,
материалы сайта Читинской епархии
и платформы «Начинание»

Иллюстрации со страницы «Забайкальского Афона»
в сети «В контакте»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *