Что такое Аркаим, про который так любят рассказывать приверженцы «альтернативной истории» и неоязычники? Древний город, исчезнувший подобно Атлантиде? След неведомой цивилизации? Или бесовское, «проклятое» место? А может, просто предмет будничной работы археологов, проясняющих историю нашей земли? Антинаучные и неоязыческие мифы об Аркаиме развенчивает известный археолог Федор Николаевич Петров.
Правда ли, что Аркаим погиб в результате катастрофы?
– Никаких археологических свидетельств катастрофической гибели древнего Аркаима нет. Поселение было оставлено его населением в довольно спокойной обстановке – представляющие ценность предметы люди забрали с собой. Археологи нашли лишь древний мусор да потерянные вещи. Если бы поселение погибало в огне внезапного пожара или штурма, обнаружились бы останки погибших. В Аркаиме же найдены захоронения мирного времени да, возможно, следы человеческого жертвоприношения в очень глубокой яме. Быть может, Аркаим опустел из-за истощения пастбищ.
––––––––
По урало-казахстанской степи разбросана так называемая «страна городов» – цепочка укрепленных поселений эпохи бронзы. Всего таких поселений археологи обнаружили двадцать семь. Кроме Аркаима можно назвать и другие похожие: Сарым-Саклы и Андреевское в Челябинской области, Аландское – в Оренбуржье, Улак – в Зауральской Башкирии. Все они относятся к синташтинской культуре, названной так учёными в честь первого раскопанного поселения в Синташте. Аркаим относительно хорошо сохранился. Сейчас археологами изучено 40% территории города, занимавшего площадь 8,5 тысяч квадратных километров. Объект интересный, важный для науки, но не уникальный. Это не самое древнее поселение в тех краях: предположительно Аркаим существовал 4000 лет назад, а на Урале обнаружены и памятники каменного века, которым более 7000-8000 лет.
––––––––
Возле комплекса Аркаим есть так называемая гора Шаманиха, или Лысая гора, на вершине которой спиралевидно выложены камни. Для чего это сделано?
– Гора не входит в музейный комплекс Аркаима, это просто одна из степных возвышенностей, с которой открывается хороший вид на Аркаимскую долину. Называть эту возвышенность «Шаманкой» полюбили так называемые экстрасенсы и эзотерики, которые начали приезжать на Аркаим после визита сюда «астролога» Тамары Глобы в 1991 году. С этой возвышенностью у них связан целый ряд очень далеких от науки представлений, каких-то ритуалов и мифоподобных фантазий. Они же и выложили уже много лет назад на вершине этой возвышенности спираль, которая каким-то образом участвует в их псевдоритуальной деятельности.
Никакого отношения ни к музейному комплексу заповедника «Аркаим», ни к научному изучению древности, ни к самому древнему Аркаиму это всё не имеет.
Кто давал названия близлежащим холмам: гора Покаяния, гора Здоровья, гора Счастья?
– Только крупные возвышенности имеют официальные названия, зафиксированные на географических картах. Новые «учителя» современных «эзотериков» произвольно придумывают какие-то новые названия отдельным возвышенностям. Гору Воронью переименовали в Гору Любви (да и само слово «Аркаим» тоже не слишком древнее, оно восходит к тюркскому «хребет», «основа» – прим.).
Имеются ли основания называть поселение Аркаим «местом силы» или «источником внеземных цивилизаций»?
– С точки зрения научного подхода, ни одно место на Земле сегодня не является тем, что так называемые «эзотерики» именуют «местом силы». Естественно, и Аркаим, как и любое другое место на нашей планете, не имеет отношения к так называемой экстрасенсорной силе и не связан ни с какими внеземными цивилизациями. Жаль, что некоторые люди в это верят, и переубедить их, как показывает опыт, очень сложно, а часто и вовсе невозможно.
Аркаим – не единственное древнее поселение бронзового века в этих местах, почему, на Ваш взгляд, именно этот комплекс овеян многими мифами и легендами?
– Скорее всего, это получилось в результате совпадения нескольких факторов. Открытие Аркаима и первые исследования на его территории происходили в те годы, когда в нашей стране наступил идейно-идеологический вакуум; в конце 1980-х, перед развалом Советского Союза, уже произошёл распад официальной советской идеологии, и образовавшаяся пустота начала заполняться очень разными вещами. В том числе начали широко распространяться различные нео- и псевдорелигиозные движения. Россия очень быстро оказалась втянута в круг современных движений оккультно-эзотерической и неоязыческой направленности, получивших широкое распространение в странах Западной Европы и Северной Америки со второй половины ХХ века.
Для движений этого круга характерно обращение к «медийным», известным археологическим памятникам. Это происходит и со Стоунхенджем, и с египетскими пирамидами, и с пирамидами Мезоамерики, и с дольменами Причерноморья – фактически со всеми довольно заметными археологическими памятниками, которые можно прямо или косвенно связать с языческой или неоязыческой тематикой. На территории Южного Зауралья таким вниманием пользуется не только Аркаим, но также и так называемые «дольмены» на острове Веры озера Тургояк, древние менгиры у поселка Ахуново в Зауральской Башкирии и т.д.
Всё это составляющие одного и того же культурного и социального процесса. Если говорить именно об Аркаиме, то формирование «оккультноэзотерического» внимания к этому археологическому памятнику и к окружающему его природному ландшафту произошло, во-первых, потому, что этот памятник пользовался с конца 1980-х гг. большой медийной известностью, был, как говорится, на слуху. Во-вторых, это стало результатом определенной позиции бывшего руководителя заповедника «Аркаим» Геннадия Борисовича Здановича. Он был готов поддерживать любые формы внимания к аркаимской тематике, и когда это внимание начали проявлять «экстрасенсы» и «неоязычники», Г.Б. Зданович начал поддерживать и их внимание: начал всё больше фантазировать, делать безответственные заявления, пропагандировать фантастический, очень далекий от науки, но приятный слуху «эзотериков» образ древнего Аркаима. При этом он использовал свой авторитет ученого, археолога – авторитет, несомненно, в свое время заслуженный, но его новые фантазии об Аркаиме имели всё меньше отношения к науке.
К сегодняшнему дню Геннадий Борисович уже много лет не руководит государственным заповедником, но то, что он делает в рамках своих частных проектов, – это, к сожалению, продолжение всё тех же тенденций. Теперь он со своим частным благотворительным фондом вернулся к археологическому комплексу Синташта, в изучении которого участвовал в 1970-е – 1980-е годы, и пытается пропагандировать остатки Большого Синташтинского кургана как якобы древнейший языческий храм степной Евразии. С точки зрения большинства специалистов, это ничем не подтвержденные фантазии, а сам этот курган представляет собой сочетание разновременных погребальных сооружений.
Предпринимается ли что-то для развенчания таких мифов?
– В первую очередь наша задача в этой сфере как научных работников и как сотрудников государственного учреждения – это популяризация научных данных; именно этим и занимается музейный комплекс заповедника «Аркаим». Постоянная экспозиция музея, выставки, экскурсии, публичные лекции, научно-популярные публикации – всё это делается сегодня на основе результатов научных исследований и направлено на распространение объективной, подтверждаемой информации о прошлом.
Главное – это именно распространение адекватного отношения к древности; прежде всего – спокойного, заинтересованного и взвешенного отношения, опирающегося на научные данные…
К сожалению, любые усилия, которые предпринимаются сегодня для популяризации научных данных, выглядят очень скромно на фоне той лавины невменяемого бреда, который льется с некоторых центральных телеканалов – прежде всего речь идёт, конечно, о «Рен ТВ». Абсолютно безответственное поведение многих журналистов и руководителей средств массовой информации, которые в погоне за псевдосенсациями готовы распространять любую ахинею, а зачастую идут и по пути сознательной лжи и подлога, дабы создать более «сенсационные» материалы, – такова питательная среда, на которой любые мифы могут расти гораздо быстрее, чем их возможно разоблачать.
Беседовала Татьяна САВИНОВСКИХ,
выпускница Духовного центра подготовки церковных специалистов
Интервью опубликовано
«Челябинскими епархиальными ведомостями»
Фото сайта заповедника «Аркаим» и других интернет-источников