Издавна существовал у людей, прибывавших в Москву, благочестивый обычай: на подъезде к городу путешественник останавливался на Поклонной горе, чтоб поклониться его многочисленным храмам, а потом отправлялся помолиться почитаемому списку Иверской иконы Богородицы в часовне у Воскресенских ворот Китай-города.
В XVII веке на Святой Горе Афон для Руси было создано два списка чудотворного образа, издавна пребывавшего в Иверском монастыре. Первый из них был привезен в Первопрестольную 13 октября 1648 года; сначала он пребывал в Никольском монастыре, а через некоторое время был перенесен в Валдайскую обитель. «Та икона (новописанная) не разнится ни в чем от первой ни длиною, ни шириною, ни ликом, только слово в слово новая, аки и старая», — сообщается в сопроводительной грамоте.
Второй список в Москве встречали 19 мая 1669 года, он был размещен на стене Неглиненской башни возле одноименных ворот, а над иконой была устроена небольшая сень – деревянный навес, чтобы защитить ее от дождя и снега.
Местоположение чудотворного образа выбрали неслучайно: находясь возле главных ворот Китай-города, Иверская икона, как и на Афоне, стала Вратарницей, и к ней прибегали не только москвичи, но и гости города.
В 1669 году эти ворота были перестроены, их украсили два шатра, увенчанные двуглавыми орлами, а на стене появилась икона Воскресения Христова, отсюда и новое название ворот – Воскресенские. Возле них поставили деревянную часовню для Иверской иконы.
Главные ворота Китай-города были еще и триумфальными: так, в 1721 году через Воскресенские ворота после победы в Северной войне император Петр Великий торжественно въехал в Москву. С той поры и он, и его преемники на Российском престоле блюли традицию: по приезде в Первопрестольную прежде всего прийти в Иверскую часовню и поклониться чудотворному образу.
Согласно указу Святейшего Синода от 1722 года в Москве были разобраны все часовни, однако Иверская часовня осталась. Позже ее предполагалось разобрать «за ветхостью», но по ходатайству игумена Николо-Перервинского монастыря, к которому была приписана часовня, было разрешено возвести «приделок» к воротам – каменное строение для помещения в нем общемосковской святыни.
В 1791 году Иверская часовня была перестроена архитектором Матвеем Казаковым – известным русским зодчим, по проектам которого были возведены здания Сената в московском Кремле, университета на Моховой, церковь Космы и Дамиана на Маросейке и многие другие строения в Москве и других городах.
В дни Отечественной войны 1812 года при оставлении Москвы ее жители брали с собой самое дорогое – прежде всего, святыни, чтобы уберечь их от осквернения и уничтожения. И это не было напрасными опасениями, ведь, вступив в оставленный жителями Первопрестольный град, солдаты и офицеры наполеоновских войск начали грабить дома и храмы, устраивали в церквях конюшни и мясные лавки, издевались над святыми для русских людей вещами.
Иверская икона вместе с Владимирским образом Пресвятой Богородицы была вывезена во Владимир – это был единственный раз, когда Московская Вратарница покинула город. Однако уже в ноябре обе святыни вернулись в разоренную Москву.
Восстановление Иверской часовни стало одним из символов победы над Наполеоном и изгнания его с русской земли. С того времени появилась еще одна московская традиция связанная с Иверским образом: в память о победе в Отечественной войне совершался каждый год молитвенное шествие вокруг кремлевских стен в преднесении чудотворной Иверской иконы Царицы Небесной.
В небольшой часовне у Воскресенских ворот, вмещавшей не более пятидесяти человек, и днем, и ночью толпился народ, пришедший поклониться Матери Божией и помолиться у ее чудотворного образа. Всякий перед началом важного дела приходил в часовню попросить благословения на свои труды. Кроме того, существовал благочестивый обычай приносить Иверскую икону в дома москвичей и совершать там молебны.
С приходом к власти большевиков и началом антирелигиозной кампании Иверская часовня, находившаяся в самом сердце Москвы, разумеется, попала под удар. Вначале основные усилия были направлены на оскорбление чувств верующих, для этого в 1918 году рядом с часовней на стене Городской думы (впоследствии здание было отдано под Музей Ленина, а ныне в нем размещается Музей Отечественной войны 1812 года) были установлены красная пятиконечная звезда и доска с лозунгом «Религия есть опиум для народа», а в Сочельник 1923 года перед часовней организовали «комсомольские святки», завершившиеся сожжением на большом костре «религиозной атрибутики». Часовню неоднократно грабили: в 1918-м воры унесли подношения, сделанные москвичами в благодарность за исцеления, в 1922 году ее ограбили снова, на этот раз «по закону»: в рамках кампании по изъятию церковных ценностей конфисковали всю утварь, оклады, ризы, сосуды, кресты, украшенные драгоценными камнями и почти все иконы.
В конце двадцатых годов часовня была снесена. Место между двух арок Воскресенских ворот, где она стояла, зияло незаживающей раной. Чтобы закрыть его, в 1929 году там поставили скульптуру рабочего. Впрочем, вскоре и сами Воскресенские ворота стали жертвой насаждавшихся новых жизненных идеалов: в 1931 году их снесли, чтобы освободить место для прохода демонстраций.
Чудотворный список Иверской иконы Божией Матери был перенесен в храм Воскресения Христова в Сокольниках – там он хранится и поныне.
В середине 90-х годов по решению московского правительства началось восстановление Воскресенских ворот и Иверской часовни. Освятил закладку в ноябре 1994 года приснопамятный Патриарх Московский и всея руси Алексий II. На Афоне был написан новый список с древней Иверской иконы. Восстановленная по проекту Олега Журина часовня была освящена 25 октября 1995 года, с тех пор в ней перед любимой москвичами святыней ежедневно совершаются молебны.
Наталия Бубенцова