16 мая в храме святой Татианы при Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова состоялась презентация книги «Ломоносов и Православие». Это двенадцатый (заключительный) том в серии «Русские писатели-классики и Православие» издательского дома «К единству!» Международного общественного фонда единства православных народов.
– Сегодняшняя презентация подводит итог очень большому труду, – отметил президент Межпарламентской ассамблеи православия (МАП) С.А. Попов. – Еще 15-20 лет назад было трудно представить, чтобы кто-то попытался взглянуть на проблемы соотношения духовного и материального в истории и рискнуть заняться подобными исследованиями. Эта книжная серия – первый опыт, который, что называется, дорогого стоит. Каждый сборник из серии «Русские писатели-классики и Православие» открывает известных нам людей совершенно с другой стороны и тем самым дает многим совершенно новые перспективы изучения творчества наших писателей.
Он отметил, что в будущем году исполняется 250 лет со дня кончины М.В. Ломоносова и представленный ныне труд является приношением к грядущему юбилею.
По мнению С.А. Попова, лаконичное и насыщенное по содержанию предисловие к книге поможет читателю взглянуть на творчество великого ученого с правильного ракурса, осознать и верно оценить его значение в истории России. В частности, напомнил выступавший, Михаил Васильевич Ломоносов сделал многое для развития не только точных наук, но и для становления в России гуманитарных дисциплин, например, риторики.
– Православие имеет в России значение, которое трудно передать словами, – отметил председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, член Попечительского совета МОФЕПН митрополит Калужский и Боровский Климент. – Вера, принятая от Византии, послужила для наших предков объединяющим началом. Князь Владимир принял византийский вариант веры, потому что она произвела на него впечатление. Послы князя не понимали греческого языка, но рассказали, что не понимали, были они на земле или на небе – такое глубокое впечатление на них произвело православное богослужение. Ломоносов – носитель и Православия, и науки. Он был сторонником идей Коперника, но признавал и то, что всем управляет Бог. Наука не противоречит вере в Бога, утверждал Ломоносов и называл природу и веру сестрами, которые «и никогда не могут прийти в распрю между собой». Первый русский ученый говорил о реальности Творения и о том, что чем далее наука идет вперед, тем больше открывает Божие величие. Когда берешь в руки чудесные и искренние книг, подобные книге «Ломоносов и Православие», испытываешь чувство удивления и радости. Нам всем важно знать, какое значение имели труды М.В. Ломоносова для развития российской науки, и не менее важно понимать, как этот великий ученый относился к православной вере и как аргументированно доказывал, что между религией и истинной наукой нет и не может быть противоречий. Это может пригодиться нам сегодня, в XXI веке, когда вокруг темы соотношения религии и науки ведется так много дискуссий и споров.
Доктор филологических наук, профессор филологического факультета МГУ имени Ломоносова Д.П. Ивинский отметил необычную композицию книги: тексты авторов, которые писали о Ломоносове в XIX и XX столетиях, даны вперемешку, иными словами, «временная дистанция между ними не отражена в композиции книги и заметна только в слоге».
– Увидеть тексты разных эпох рядом – испытание в том числе и для современного читателя, — отметил Ивинский. – Переключаться между культурными «регистрами» не всегда просто, но удивительно увлекательно. История и современность в книге «Ломоносов и Православие» соприкоснулись, и все мы свидетели этой встречи. Время жизни М.В. Ломоносова – интереснейшая эпоха, когда выяснилось, что русская литература может существовать и вне церковного пространства, например, в пространстве царского двора, придворной жизни. Появление Ломоносова, в творчестве которого соединились русская христианская и европейская светская традиции, было как бы необязательно, но оно произошло и явилось свидетельством того, что русская литература не просто не порывает с Церковью, но остается теснейшим образом с нею связана.
В презентации также приняли участие и выступили заместитель исполнительного директора Международного общественного Фонда единства православных народов, генеральный директор издательского дома «К единству!» Е.В. Каминская, настоятель храма святой мученицы Татианы при Московском государственном университете имени Ломоносова протоиерей Владимир Вигилянский, доктор филологических наук, профессор МГУ В.А. Воропаев; доктор филологических наук, профессор Московского государственного гуманитарного университета имени Шолохова С.И. Шевцова, а также представители Министерства культуры России, дипломаты, общественные деятели, ученые, работники культуры, образования, авторы статей, опубликованных в сборнике, и журналисты.
В заключение президент Международного общественного фонда единства православных народов профессор В.А. Алексеев вручил полные двенадцатитомные комплекты книг серии «Русские писатели-классики и Православие» заместителю директора Научной библиотеки МГУ Л.П. Смирновой, а все присутствующие на презентации получили журналы «К единству!», издаваемые фондом.
Двенадцатитомный комплект был также подарен храму святой мученицы Татианы при МГУ.
***
Ранее в книжной серии «Русские писатели-классики и Православие», издававшейся МОФЕПН в 2003–2014 годах, были выпущены массовым тиражом завоевавшие большой читательский интерес исследования о творчестве Ф.М. Достоевского, Н.В. Гоголя, Ф.И. Тютчева, И.А. Крылова, А.С. Пушкина, А.А. Ахматовой, Н.М. Рубцова, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, В.М. Шукшина М.А. Шолохова и их отношении к Православию. Эти труды получили высокую оценку приснопамятного Патриарха Алексия II и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, глав других Православных Церквей и стали заметным событием в культурной и духовной жизни современной России, ближнего и дальнего зарубежья.
Ольга БОГДАНОВА
Фото Ивана Джабира
(сайт Татианинского храма при МГУ)