Home / По страницам истории / «Лица как лики». Память на кончике кисти

«Лица как лики». Память на кончике кисти

В воскресной школе при храме в честь Нерукотворного Образа Спаса в поселке Сосновском Нижегородской области реализуется уникальный краеведческий проект «Возвращенные имена. Лица как лики». Педагоги школы совместно с художником-портретистом создали галерею из живописных полотен с изображением священнослужителей сосновской земли, пострадавших в годы гонений на Церковь в XX веке. Пока их восемь. Как пришла такая идея, какие открытия сделали для себя исследователи и найденные родственники репрессированных пастырей, почему у многих местных жителей вызвала шок информация о том, как много церковных людей были убиты или пострадали от атеистических властей около ста лет назад?

Забытая история

С портретов на нас смотрят светлые лица сельских батюшек, которые в годину испытаний не дрогнули перед лицом смерти, не отказались от Христа и Православной веры. Эти мученики за имя Христа жили на сосновской земле, служили в местных храмах. У некоторых из них есть потомки, которые и предоставили исследователям прижизненные фотографии священнослужителей.

Краеведческий проект мы назвали «Возвращенные имена. Лица как лики». Он позволил возвратить к жизни давно забытые имена людей, служивших у престола Божия на нашей малой родине. В ходе работы выяснилось, что большинство наших современников не только имена репрессированных священников не знают, но даже наименованием храма, когда-то украшавшего их родное село, никогда не интересовались. Для большинства жителей района, и в том числе для учителей, эта горькая страница в истории сосновской земли стала ошеломляющим открытием. Люди редко задумывались, что сталинские репрессии могли коснулись и нас, жителей небольшого района, что в предвоенные годы большинство священников и церковнослужителей были арестованы и расстреляны. Наш проект позволил рассказать землякам об этом.

Первой площадкой для выставки картин стала воскресная школа. Это позволило рассказать нашим ученикам о каждом священнике, об их семьях, об утраченных храмах. Каждый раз это были волнующие истории, которые задевали детские души, порождали размышления и вопросы.

Далее экспозиция на несколько месяцев отправились в районный краеведческий музей. За это время сотни жителей и гостей Сосновского района познакомились с выставкой, которая вызвала много рассуждений, вопросов, мнений и немалое число людей заставила по-иному взглянуть на историю не только нашего округа, но и всей страны. Некоторые были в недоумении и не могли поверить в страшные факты. Глядя на красивые и спокойные лица священников на парадных портретах, трудно думать о том, что через несколько лет они будут расстреляны, умрут от голода, болезней, невыносимого труда в системе ГУЛАГа.

На территории Сосновского района до 30-х годов XX века действовало 25 храмов. Все они были либо уничтожены совсем, либо осквернены и использованы для хозяйственных целей. Священники были изгнаны не только из храмов, но и из собственных домов. Они прошли через унижения, аресты, допросы.

Художнику Дмитрию Карпочеву удалось передать внутреннюю красоту этих людей, показать, что каждый священник – это яркая и удивительная личность. Перед нами примеры настоящих сынов Отечества, несгибаемых и крепких. Это не просто жертвы политических репрессий, а герои духа.

Герои духа

Сейчас для нас важно не проходить мимо этих людей, но многие из нас до сих пор так ничего и не поняли про этих мучеников за имя Христа

В нашей нижегородской глубинке еще живут люди, которые помнят тот страшный ночной стук в дверь, разделивший жизнь на «до» и «после». Тогда они были маленькими детьми, но многие-многие годы в них жил страх перед человеком в милицейской форме. При общении с детьми тех, кто в 1937 году ушёл из дома навсегда, можно заметить, как они благородны и добры к людям.

В воскресной школе мы видим свою задачу в том, чтобы воспитать в наших детях уважительное отношение к истории, какой бы она ни была.

Духовное краеведение захватило и нас, и наших учеников. На уроки ребята стали приводить своих родителей, старшее поколение семьи. На занятиях ученики узнавали о том, что сельские священники были людьми разносторонними, трудолюбивыми и интеллигентными. Они понимали ценность образования, русской культуры и литературы, тянулись к знаниям, подавали пастве личный пример благочестия.

Вот лишь несколько ярких лоскутков из полотна их жизней.

Протоиерей Михаил Павлович Грудцын родился в небольшом селе Колпенское (ныне урочище Колпенки), но окончил четыре учебных заведения, в том числе Казанскую духовную академию. Батюшка знал немецкий, греческий, латинский языки. Помимо совершения пастырского служения он заведовал библиотекой в Павлове, был увлеченным краеведом, писал книгу об истории города и Павловского района. Завершить этот труд ему не дал арест и последующая ссылка в Среднюю Азию. Здесь, на станции Сыр-Дарья Ташкентской железной дороги, 20 августа 1943 года и завершились его земные дни.

Когда сотрудники НКВД пришли в дом к священнику Василию Порфирьевичу Успенскому, они были поражены богатой библиотекой. Во время конфискации имущества забрали всё, вывезли три повозки книг. Отец Василий особенно любил историческую литературу, книги о русской словесности. Потомки священника помнят горестный эпизод: милиционеры сорвали со спящего младенца лоскутное одеяльце. Этой девочке, навсегда оставшейся в ту страшную ночь без отца, Господь даровал долгую жизнь. Анну Васильевну Успенскую (Смекалову) я еще застала в живых. Отца Василия Успенского расстреляли 2 января 1938 года в Горьком (ныне Нижнем Новгороде).


Иерей Алексей Геннадьевич Альбицкий учительствовал и в земские школы добирался пешком. Каждый день, в любую погоду, он проходил пешком многие километры, чтобы нести деревенским ребятишкам знания. 20 апреля 1942 года священник Алексий Альбицкий умер в Онежском исправительно-трудовом лагере НКВД.

Священник Михаил Иванович Покровский, живя в сельской местности, не гнушался крестьянского труда: сам пахал, косил, сеял, боронил, ухаживал за садом, увлеченно занимался пчеловодством. 26 декабря 1937 года иерей Михаил Покровский расстрелян в Горьком.

У священника Иоанна Яковлевича Гортинского было шестеро детей, один из них – Иаков – причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Отец Иоанн умер от голода и болезней в одном из лагерей Гулага 22 декабря 1941 года.


Протоиерей Леонид Васильевич Архангельский сменил несколько мест служения, потому что был гоним советской властью. В самый разгар сталинских гонений он служил в Засережье, в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Здесь его арестовали. Земная жизнь священника закончилась в Средней Азии 19 июня 1938 года. Узнать дату смерти помог случай: у нас в руках оказалась часть переписки отца Михаила Грудцына с семьей. Оказалось, что они жили в одном бараке.

Иерей Димитрий Павлович Шевлягин был настоятелем Спасского храма в Сосновском. В его семье очень любили музыку. Звуки музыкальных инструментов были слышны из открытых окон их гостеприимного дома. Интеллигентные, одаренные, культурные люди – такими запомнили жители Сосновского своего священника и его семью. Отца Димитрия Шевлягина расстреляли 8 сентября 1937 года. Его родной брат священник Алексий Шевлягин тоже служил на сосновской земле. Он умер в тюремном вагоне по пути к месту каторги.

Портретная галерея

Создание портретной галереи – это середина пути. А в начале была серьезная краеведческая работа: запросы в архивы и ЗАГСы, встречи с местными жителями, розыск родственников, переписка с ними. Некоторые откликались на наше приглашение и приезжали за сотни километров из Омска, Североморска, Донецка и других городов. Потомки приезжали, чтобы побывать на месте служения их прародителей и соприкоснуться с памятью. Память эта словно оживала, когда они узнавали о своем священническом роде, о духовном подвиге своих прадедов. Так в наших руках оказывались старинные семейные фотографии, сделанные на рубеже XIX-XX веков. С этих удивительных снимков на нас смотрели красивые одухотворенные лица. Души этих людей еще не изранены клеветой и унижениями. Фотографии словно возвращали нас в былую эпоху, где был родительский дом, учеба в семинарии, служение у престола Божия и тихое семейное счастье.

Про каждого из этих церковнослужителей был опубликован краеведческий материал в районной газете «Сосновский вестник» и на сайте Выксунской епархии. Тысячи людей прочитали эти публикации, были отклики в интернете. Собственно, всемирная паутина, которую сейчас принято ругать, и помогла отыскать потомков. Люди натыкались на материалы, писали, звонили в редакцию и выходили на нас. Так мы знакомились с потомками, которые с воодушевлением и сердечным трепетом воспринимали всё, что происходило, и впоследствии помогли нам создать портретную галерею. Поддержали и морально, и материально, оплатив работу художника и услуги багетной мастерской.

Что заставило нас окунуться в эту работу? Пусть пафосно прозвучит, но это стремление донести подлинную историю страшного периода в жизни страны и рассказать о том, что тогда, во времена доносов и расстрелов по приговорам «троек», были верующие люди, которые оставались людьми.

Их надо знать в лицо. И мы задумались о портретах.

Давайте всмотримся в эти лица и вслушаемся в жизнеописания, которые больше похожи на жития. Всмотримся и вслушаемся, никуда не спеша, не заглядывая каждую минуту в свои смартфоны в опасении упустить что-то важное. Но важное – это они и их судьбы, их мужество и любовь к Богу и Церкви, стойкость в вере. Эти и другие такие люди с их высокими нравственными идеалами и духовным стержнем сыграли главную роль в истории Русской Церкви в XX веке. И мы не должны это забыть.

Будем помнить, что история — упрямая вещь, и если мы не усвоим ее уроков, то нам придется повторить забытое, но уже на собственном опыте.

Марина БРИГАТОВА

Фото Натальи ГОРДОВОЙ

Публикация сайта Выксунской епархии

Метки:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *