Home / По страницам истории / Камчатка после революции: пока не нахлынула волна

Камчатка после революции: пока не нахлынула волна

Революционный переворот 1917 года и последовавшие затем законопроекты в отношении Церкви стали важнейшим поворотным этапом в новейшей истории государства. Были не просто закрыты храмы, уничтожены святыни и репрессированы священники и просто верующие люди. В таких регионах, как Камчатка, со временем была почти стерта сама память о том, что православная вера когда-то была здесь. Что же происходило в этом дальневосточном регионе столетие назад, в то время, как в центральных регионах России разгорались революционные события и гражданская война? Когда волна антицерковных гонений дошла до Камчатки? Почему местное самоуправление и в революционном 1917-м отправляло в столицу просьбу прислать им священника, а местные власти на полуострове в первые годы большевистской власти финансировали церковно-приходские школы?

Современное поколение представляет историческое прошлое Камчатки плотно окутанным языческими верованиями. А ведь православная вера здесь существовала и распространялась: ительмены и коряки крестились, посещали службы, строили храмы и часовни. Поддержание молитвенных зданий было для них добровольной обязанностью, которую они несли, несмотря на тяжелые условия местного климата. Нужно признать, что православное миропонимание еще неплотно укоренилось в их сознании, и к вере они примешивали некоторые языческие обычаи своих прадедов. Однако благодаря усилиям камчатских священников Православие все более и более укоренялось в их сердцах.

Известие о революционных событиях в Петрограде пришло в Петропавловск-на-Камчатке 1 марта 1917 года по радиотелеграфу. Петропавловск, будучи небольшим областным центром Камчатки с населением около 1200 человек, до этих событий никогда не испытывал на себе революционных бурь. Именно в марте 1917-го здесь впервые прошли митинги, собрания, демонстрации под политическим лозунгами, наблюдался необычайный подъем активности. Всем жителям Камчатки хотелось верить в лучшее будущее, которое наступит без какого-либо насилия.

Придя к власти, коммунистическая партия начала планомерную борьбу против Церкви. Идеология большевиков предполагала полное переустройство общества и изменение человеческого сознания. Церковь же в их представлении представляла собой оппозицию, которая должна быть полностью уничтожена.

Борьба против Православия велась обдуманно и планомерно. Еще в 1903 году на съезде РСДРП разрешалось принимать в члены партии верующих. Это было обусловлено тем, что многие рабочие в то время причисляли себя к православным. После революции большевики почувствовали себя увереннее, выпады против религии начали носить более открытый характер. В материалах к Х партийной конференции в 1922 г. Ленин писал: «Наша главная задача – борьба с религией, но не надо этого выпячивать». Власть большевиков была еще некрепкой, поэтому приходилось проявлять некоторую осторожность.

Открытый террор против Церкви начался после победы в гражданской войне. Стали приниматься антицерковные законопроекты. «Декрет об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» стал решающим. Декрет был принят Советом народных комиссаров 20 января 1918 г. Он же известен под названием проекта последнего его варианта «О свободе совести, церковных и религиозных обществах». Этот нормативно-правовой акт, по сути, ознаменовал полное изменение в духовной жизни русского общества. Государство теперь официально было признано светским. Запрещалось отдавать какие-либо предпочтения на основании вероисповедания. Акты гражданского состояния велись не священнослужителями, а специализированными государственными органами. Школа отделялась от церкви, таким образом запрещалось обучение религиозным дисциплинам. Религиозные общества лишались права быть официально признанным юридическим лицом. Вместе с этим вводился запрет права на собственность: все имущество религиозных обществ объявлялось народным достоянием.

Реализация антицерковных проектов на Камчатке имела свои особенности. Советская власть установилась здесь далеко не сразу: после октябрьской революции до полного ее установления правительство сменялось пять раз.

В связи с частой сменой власти и территориальной отдаленностью перемены, происходившие в стране, долгое время не затрагивали полуостров. Изучая документы, сохранившиеся в государственном архиве, можно встретить обращение от 4 июля 1917 года. Хайрюзовский волостной комитет ходатайствует «…пред Правительством назначить нам священника, так как церковь новостроящаяся осенью будет готова. Просим обеспечить жалованием, чтобы он мог производить обряды без особой платы, так как селению брать негде».

Сохранилась повестка от 5 февраля 1918 года Завойкинскому волостному комитету, в которой объявлялось, что «в 9 часов утра в гор. Петропавловске в квартире настоятеля собора начнется приходское собрание прихожан Градо-Петропавловского собора, на которое причт просит вас избрать одного уполномоченного от вашего селения…». То есть в 1918-м священнослужители еще открыто проводили собрания без какого-либо давления или притеснения со стороны властей.

Из-за отсутствия светских педагогов на полуострове в первые годы большевистской власти церковно-приходские школы продолжали существовать и обеспечивались государством, несмотря на выпущенный декрет.

Камчатка продолжала жить, будто не замечая тех потрясений, которые происходили в стране. Во многом это обуславливалась слабым интересом к краю коммунистической власти. Из собрания сочинений В. И. Ленина мы знаем, что велись переговоры о сдаче Камчатки в аренду Америке: «…Мы даем сейчас Америке Камчатку, которая по существу все равно не наша, ибо там находятся японские войска. Бороться с Японией мы в настоящий момент не в состоянии. Мы даем Америке такую территорию для экономической утилизации, где у нас абсолютно нет и куда мы не можем дать ни морских, ни военных сил. И, давая это, мы привлекаем американский империализм против японского и против ближайшей к нам японской буржуазии…», «…по проекту договора долю продуктов, которые они [американцы – прим. автора] станут добывать из горных богатств, они обязаны давать нам…» (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений. Т. 42). Договор так и не был подписан, однако его обсуждение отражает отношение Ленина к Камчатке как к сырьевому придатку, с которого он пытался получить материальные выгоды.

Мало кто тогда догадывался, что в скором времени антирелигиозная волна нахлынет на полуостров. Святыни будут уничтожены, а списки новомучеников, пострадавших за православную веру, пополнятся новыми именами.

В основе публикации – статья Анны СИНИЦКОЙ
в епархиальной газете «Наша Камчатка»

Фотографии из открытых интернет-источников

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *