Судьбы некоторых священников после гражданской войны остаются неизвестны: погибли они или сменили место жительства, а, может, оставили служение. Исходя из состава причтов Соликамских церквей, можно установить, кто служил на период начала гражданской войны, но сложно выяснить дальнейший жизненный путь этих священно- и церковнослужителей. Попытку узнать, как сложилась жизнь одного из священников, предпринял старший научный сотрудник Соликамского краеведческого музея Д. ЛЫТКИН. Он рассказывает:
Причт Соликамской Спасо-Преображенской церкви на 1918 год состоял из священника Василия Васильевича Боголюбова и диакона Василия Стефановича Воскресенского. Диакон Воскресенский был убит красногвардейцами осенью 1918 года. В.В. Боголюбов в списках погибших не значился, и судьба его была неизвестна. В результате длительного поиска и сбора информации мне удалось найти Елену Константиновну Полевичек, внучку священника В.В. Боголюбова и дочь известного уральского писателя, преподавателя факультета журналистики Уральского университета Константина Васильевича Боголюбова. В результате мы обменялись информацией и материалами, в частности, Елена Константиновна передала Соликамскому музею послужной список своего деда. Сведя информацию, удалось восстановить жизненный путь одного из соликамских священников и его родных.
Из Мельчаковых – в Боголюбовы
Священник Василий Боголюбов родился в селе Кизьва Оханского уезда 20 февраля 1871 году в семье диакона (впоследствии священника) Василия Иоанновича Боголюбова, впоследствии священника церкви села Янидор, где он служил более двадцати лет и скончался 20 июля 1897 года. Собственно, с Василия Иоанновича и берет начало династия священников Боголюбовых. Дело в том, что настоящая фамилия Василия Иоанновича – Мельчаков, переменили ее в Пермской духовной семинарии на среднем отделении, которое он закончил в 1846 году. Начал свою службу В.И. Боголюбов в должности дьячка.
В семье Василия Ивановича Боголюбова было шестеро сыновей и одна дочь. Пятеро из шести сыновей пошли по духовной линии и, окончив семинарию, стали священниками.
Священник и учитель
Среди них был и Василий Васильевич, окончивший Пермскую духовную семинарию с аттестатом 1 разряда в 1894 году. Затем он был законоучителем и учителем начального училища в селе Янидор. В это время настоятелем янидорской церкви был его отец В.И. Боголюбов.
Василий Васильевич женился на Августе Ивановне Славниной, дочери священника церкви села Губдор Ивана Тимофеевича Славнина. Василий Васильевич рукоположен в сан священника 26 сентября 1896 года Преосвященным епископом Петром и направлен к Покровской церкви при заводе села Александровского Красноуфимского уезда, где прослужил около трех лет. Являясь настоятелем, он продолжал преподавательскую деятельность, за что имел благодарность от попечителя округа за преподавание Закона Божия.
Стремясь на родные места, в Чердынский край, ближе к овдовевшей матери, Василий Васильевич Боголюбов пишет прошение о переводе его в село Вильгорт Чердынского уезда. Прошение было удовлетворено, и Указом Пермской духовной консистории от 3 июля 1899 года, Василий Васильевич переведен к Свято-Троицкой церкви села Вильгорт на священническую вакансию. Здесь он так же продолжил преподавательскую деятельность: состоял законоучителем двухклассного министерского училища и Земского начального женского училища.
Являясь настоятелем вильгортской церкви, В.В. Боголюбов неоднократно утверждался консисторией в должности кандидата к следователю, депутатом на соликамский училищный съезд и депутатом по судебным делам. Именно в период службы в селе Вильгорт он награждается набедренником и камилавкой.
В Соликамске
Служба в городе началась с 10 октября 1910 года – указом Пермской духовной консистории В.В. Боголюбов перемещен к Свято-Троицкому собору на вторую вакансию священника, а с 1 июня 1911 года утвержден.
В Соликамске Василий Боголюбов был глубоко уважаем жителями города и духовенством, судя по тому, что он занимал в разное время должности председателя Соликамского уездного отделения Епархиального училищного совета, заведующего воскресной школы, трижды назначался благочинным градо-соликамских церквей, окружным духовенством избирался депутатом на Епархиальный съезд и Окружной училищный съезд, назначался представителем Духовного ведомства в Земское собрание и Городскую думу. Он также состоял законоучителем пяти младших классов женской гимназии.
25 октября 1917 года отец Василий возведен в сан протоиерея – в это время он был уже настоятелем Спасо-Преображенской церкви.
Революционные ветры
После Февральской революции до 1918 года В.В. Боголюбов возглавлял в городе Церковно-народную партию, а в мае 1919-го общим собранием представителей города, земства, педагогического совета и родительского комитета избран законоучителем всей Соликамской женской гимназии. Был уважаем он и на своем приходе, в общину которого входили не только жители города Соликамска, но и крестьяне близлежащих деревень.
Константин Васильевич Боголюбов в воспоминаниях о том, как его отец остался жив в годы гражданской войны благодаря своей доброте к прихожанам, писал: «В Соликамске отцу дали самый бедный приход – деревни Тверитину и Лобанову. Когда отец ездил туда с требой, то возвращался без денег – отдавал беднякам. Зато в 1918 году тверитинские и лобановские красногвардейцы вступились за отца: «Этого попа не троньте. Он к нам был хорош». И хотя сильна была ненависть к духовенству – оплоту самодержавия, но отца не тронули».
В Соликамске у Боголюбова был свой деревянный дом на улице Преображенской (сейчас ул. 20-летия Победы). В семействе у него было шестеро детей: трое сыновей – Константин, Виталий, Алексей, трое дочерей – Любовь, Нина, Маргарита. Последняя запись в послужном списке, связанная с городом Соликамском, датирована июнем 1919 года, незадолго до отступления войск Сибирской армии Колчака.
По следам
Что происходило в течение следующего года, документы не сообщают. Следующая запись, от 6 июля 1920 года, позволяет узнать, что семья священника оказалась на территории современного Казахстана: указом Омского епархиального совета В.В. Боголюбов был назначен на штатное место священника церкви села Большеизюм Кокчетавского уезда Омской области (ныне село Большой-Изюм казахстанской Акмолинской области. А 23 сентября 1923 года он был назначен на вторую вакансию священника к кладбищенской Всехсвятской церкви Петропавловска Акмолинской области.
Его служение в Акмолинской области было отмечено наградами: в 1924 году отец Василий Боголюбов был удостоен права ношения палицы, а 19 февраля 1927 года Указом Священного Синода он награжден наперсным крестом.
Годы и перипетии жизни не могли не сказаться на здоровье: 14 февраля 1930 года по болезни согласно поданному отцом Василием прошению он был уволен за штат.
Но и тогда он не оставил служения: уже в ноябре священник назначается настоятелем Никольской церкви бывшей атаманской станицы, а в то время – города Ленинск Омской губернии; сейчас это один из районов города Омска. В то время он был избран членом Омского епархиального церковного управления.
Однако, похоже, телесных сил у протоиерея Василия Боголюбова оставалось немного, или же обстоятельства жизни при атеистической власти заставляли часто переезжать: 25 августа следующего года он был вновь по личной просьбе уволен за штат, но спустя несколько месяцев возвращается к служению – на этот раз в качестве второго священника Крестовоздвиженской кладбищенской церкви в Барнауле на Алтае. 5 июня 1932 года было удовлетворено его третье прошение об увольнении за штат.
Пятьдесят три года служения
Отцу Василию в ту пору исполнился шестьдесят один год. До конца жизни он оставался при храме: так, до 1944 года батюшка числился псаломщиком Николаевской единоверческой церкви завода Верх-Нейвинского, а затем был назначен настоятелем Параскевинской церкви села Савиново Свердловской области.
Последние пять лет были связаны с приходом Иоанно-Предтечинской церкви рабочего поселка Нижние Серги Свердловской области, где был он был вторым священником. Лишь старческая немощь заставила его оставить служение – это произошло за считанные месяцы до кончины.
Скончался протоиерей Василий Боголюбов в 1949 году, прослужив в церкви 53 года. Никто из его детей не пошел по духовной линии. «Время было не то».
Материал основан на исследовании Д.С. Лыткина,
опубликованном порталом Пермской митрополии