Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - По страницам истории - Игорь Золотусский: «Гоголь – безусловно, христианский писатель»

Игорь Золотусский: «Гоголь – безусловно, христианский писатель»

03:00, 01 апреля 2015
По страницам истории

В день рождения Николая Васильевича Гоголя об одном из самых загадочных и противоречивых русских писателях размышляет старейший русский критик и крупнейший гоголевед. В свое время на отечественном телевидении Игорь Золотусский создал самое масштабное полотно, посвященное Гоголю. Сегодня, как и шесть лет тому назад, когда праздновалось 200-летие автора «Мертвых душ», «Диканьки», «Ревизора» и известных (как принято говорить) лишь специалистам «Размышлений о Божественной литургии», один из самых ярких знатоков русской литературы, отмечающий в этом году свое 85-летие, говорит, что решающим ударом для Гоголя стало… «неозарение» у Гроба Господня в Иерусалиме.

Гоголь очень много ждал от посещения этого места…

− Да, он так надеялся, верил, что  там  что-то произойдет, обязательно… А ничего не произошло. Но были и еще два момента, которые убили Гоголя. Это, конечно, сожжение второго тома «Мертвых душ», когда он увидел (это был уже беловой вариант): то, что он написал, просто не годится художественно. И этого перенести он не мог. Ну и, наконец, отказ Виельгорской от совместной жизни, от некоей идиллии, которую он предлагал этой красавице, уже «испорченной» западной жизнью, − в деревне, с крестьянами…

Вы считаете, он даже не любил ее?

− Нет.

А любил ли вообще, было ему знакомо это чувство?

− Полагаю, что да. Ну, вы же читали «Вий»…

Разумеется, но я бы вспомнил еще и Андрия и польскую шляхетку!

− Это уже «Тарас Бульба». Но, как бы то ни было, Гоголю были знакомы эти чувства, и ему было хорошо известно, что такое близость между мужчиной и женщиной. Просто мало кто об этом знает. Гоголь умел очень хорошо заметать следы. Однако говорила же ему Смирнова: «А вы ведь в меня влюблены». Но… не хватило как-то на него ласки. Был писатель одинок. И… трагизм, конечно же, был. Он сам боялся влюбиться в подлинную красоту. В кого-то там − в прачку − еще может быть, но в красавицу… Нет! Страх перед красотой!

Некоторым побуждениям мешала вера… Но многие ведь и вовсе отказывают Гоголю в чувствах христианина − и то сказать, столько бесовщины в его книгах!.. И черт в «Ночи перед Рождеством», и «Страшная месть»…

− И красные свитки… Но Гоголь же вырос в таких местах. Загадочные рассказы, предания будоражили детское воображение. Вся Полтавщина была перерыта подземными ходами перед битвой с Карлом XII, на таинственных лесных прудах под Полтавой видели русалок… Гоголь весьма переживал все это − и довольно долго переживал, и чувственно. Я уже говорил вам о «Вие». Скажу более: Гоголь был страстным человеком.

Поэт! Прежде всего. И как говорил митрополит Антоний Сурожский, Гоголь куда более интересен в «Тарасе Бульбе», чем в «Выбранных местах из переписки с друзьями»…

− Конечно, потому что поэт в первую очередь. Хотя «Выбранные места…» − это особь статья, это все же публицистика, и ее так и стоит оценивать.

Хорошо, а «Ревизор»? Щепкин же отказался играть «немую сцену».

− Да. Тут вот какое-то прободение в гоголевском сознании. Соблазн морализаторства над чистой поэзией. Увы, в творчестве Гоголя это было не единожды. Когда не хватало скромности, смирения, укрощения тех самых страстей. И получалось в результате неудачно. Так и знаменитая «немая сцена».

Но ведь и сегодня можно услышать, что на самом-то деле Хлестаков − дьявол, сплошной обман, и за ним грядет главный Судия…

− Да… Но на самом деле Хлестаков − милый мальчик, и с даром слова, одаренный, стало быть, но бедный, вдруг оказывающийся окруженный лаской, любовью… Хороший − он и деньги-то берет именно взаймы, заметьте… Жаль, что, когда приедет домой, его ждет порка.

Так что же выходит − не сложнее водевиля Лабиша?

− Да, и очень хорош был Басилашвили в постановке Товстоногова в БДТ.  А вот с недавнего спектакля Фокина в Александринке, где Хлестаков насилует вначале Анну Антоновну, а потом ее мать, я ушел.

Нечто похожее было и у Мирзоева в Театре Станиславского… Так что же в итоге говорить про Гоголя «племени младому»? Ведь получается какая-то невероятная разноголосица — одни говорят о Гоголе как чуть ли не о святом подвижнике, на которого абсолютным образом влиял отец Матфей Константиновский, а другие более чем вольно ставят его пьесы, обнажая самое нелецеприятное…

− Гоголь был великий человек, который колебался, смущался, а еще − очень часто искал одобрения своим делам, поступкам и творениям. Потому у него так много «вопросительных» послесловий – «а так ли?..».

Нервическая натура, с той самой поры, как в юности не приняли его «Ганца Кюхельгартена»…

− И это тоже. Но натура эта в конечном итоге с вопросами об «одобрении» обращалась к Богу.

То есть столь частый морализм у Гоголя все же вторичен?

− О, да.

Но ведь не вторичен отец Матфей…

− Его влияние тоже весьма преувеличено, хотя и не надо его игнорировать полностью. Отец Матфей был суровым аскетом… Но при этом он был добр, и его дом во Ржеве был всегда полон бедными.

Повлиять на творческие устремления Гоголя − нет, это было невозможно. Гоголь был сильным человеком. Да-да, он мог даже довольно сурово поставить собеседника на свое место, но при этом без всякого высокомерия. Так случилось однажды даже с художником Александром Ивановым, его другом.

Германский современник Гоголя и тоже писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман очень близок русскому сочинителю своим мистицизмом, темой двойничества…

− Гофман − скорее, просто фантастика. А двойничество − ну у кого ж этого нет? Даже в «Дон-Кихоте» есть. Просто у нас потом это все Достоевский так раздул…

Но «Портрет» − едва ли не реминисценция из Гофмана. Конечно, Гоголем многократно углубленная. Что этот рассказ: художественно-нравственный манифест писателя, его кредо, завещание Гоголя?

− А о чем именно вы говорите?

О том, что искусство − только то, что нравственно. Это мысль «Портрета».

− Искусство есть примирение с жизнью.

Но это не оттуда.

− Да, но это тоже Гоголь. Может быть, самый христианский писатель русской литературы.

Беседовал Сергей ЛИТВИН

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх