Home / По страницам истории / Игорь Золотусский: «Гоголь – безусловно, христианский писатель»

Игорь Золотусский: «Гоголь – безусловно, христианский писатель»

В день рождения Николая Васильевича Гоголя об одном из самых загадочных и противоречивых русских писателях размышляет старейший русский критик и крупнейший гоголевед. В свое время на отечественном телевидении Игорь Золотусский создал самое масштабное полотно, посвященное Гоголю. Сегодня, как и шесть лет тому назад, когда праздновалось 200-летие автора «Мертвых душ», «Диканьки», «Ревизора» и известных (как принято говорить) лишь специалистам «Размышлений о Божественной литургии», один из самых ярких знатоков русской литературы, отмечающий в этом году свое 85-летие, говорит, что решающим ударом для Гоголя стало… «неозарение» у Гроба Господня в Иерусалиме.

Гоголь очень много ждал от посещения этого места…

− Да, он так надеялся, верил, что  там  что-то произойдет, обязательно… А ничего не произошло. Но были и еще два момента, которые убили Гоголя. Это, конечно, сожжение второго тома «Мертвых душ», когда он увидел (это был уже беловой вариант): то, что он написал, просто не годится художественно. И этого перенести он не мог. Ну и, наконец, отказ Виельгорской от совместной жизни, от некоей идиллии, которую он предлагал этой красавице, уже «испорченной» западной жизнью, − в деревне, с крестьянами…

Вы считаете, он даже не любил ее?

− Нет.

А любил ли вообще, было ему знакомо это чувство?

− Полагаю, что да. Ну, вы же читали «Вий»…

Разумеется, но я бы вспомнил еще и Андрия и польскую шляхетку!

− Это уже «Тарас Бульба». Но, как бы то ни было, Гоголю были знакомы эти чувства, и ему было хорошо известно, что такое близость между мужчиной и женщиной. Просто мало кто об этом знает. Гоголь умел очень хорошо заметать следы. Однако говорила же ему Смирнова: «А вы ведь в меня влюблены». Но… не хватило как-то на него ласки. Был писатель одинок. И… трагизм, конечно же, был. Он сам боялся влюбиться в подлинную красоту. В кого-то там − в прачку − еще может быть, но в красавицу… Нет! Страх перед красотой!

Некоторым побуждениям мешала вера… Но многие ведь и вовсе отказывают Гоголю в чувствах христианина − и то сказать, столько бесовщины в его книгах!.. И черт в «Ночи перед Рождеством», и «Страшная месть»…

− И красные свитки… Но Гоголь же вырос в таких местах. Загадочные рассказы, предания будоражили детское воображение. Вся Полтавщина была перерыта подземными ходами перед битвой с Карлом XII, на таинственных лесных прудах под Полтавой видели русалок… Гоголь весьма переживал все это − и довольно долго переживал, и чувственно. Я уже говорил вам о «Вие». Скажу более: Гоголь был страстным человеком.

Поэт! Прежде всего. И как говорил митрополит Антоний Сурожский, Гоголь куда более интересен в «Тарасе Бульбе», чем в «Выбранных местах из переписки с друзьями»…

− Конечно, потому что поэт в первую очередь. Хотя «Выбранные места…» − это особь статья, это все же публицистика, и ее так и стоит оценивать.

Хорошо, а «Ревизор»? Щепкин же отказался играть «немую сцену».

− Да. Тут вот какое-то прободение в гоголевском сознании. Соблазн морализаторства над чистой поэзией. Увы, в творчестве Гоголя это было не единожды. Когда не хватало скромности, смирения, укрощения тех самых страстей. И получалось в результате неудачно. Так и знаменитая «немая сцена».

Но ведь и сегодня можно услышать, что на самом-то деле Хлестаков − дьявол, сплошной обман, и за ним грядет главный Судия…

− Да… Но на самом деле Хлестаков − милый мальчик, и с даром слова, одаренный, стало быть, но бедный, вдруг оказывающийся окруженный лаской, любовью… Хороший − он и деньги-то берет именно взаймы, заметьте… Жаль, что, когда приедет домой, его ждет порка.

Так что же выходит − не сложнее водевиля Лабиша?

− Да, и очень хорош был Басилашвили в постановке Товстоногова в БДТ.  А вот с недавнего спектакля Фокина в Александринке, где Хлестаков насилует вначале Анну Антоновну, а потом ее мать, я ушел.

Нечто похожее было и у Мирзоева в Театре Станиславского… Так что же в итоге говорить про Гоголя «племени младому»? Ведь получается какая-то невероятная разноголосица — одни говорят о Гоголе как чуть ли не о святом подвижнике, на которого абсолютным образом влиял отец Матфей Константиновский, а другие более чем вольно ставят его пьесы, обнажая самое нелецеприятное…

− Гоголь был великий человек, который колебался, смущался, а еще − очень часто искал одобрения своим делам, поступкам и творениям. Потому у него так много «вопросительных» послесловий – «а так ли?..».

Нервическая натура, с той самой поры, как в юности не приняли его «Ганца Кюхельгартена»…

− И это тоже. Но натура эта в конечном итоге с вопросами об «одобрении» обращалась к Богу.

То есть столь частый морализм у Гоголя все же вторичен?

− О, да.

Но ведь не вторичен отец Матфей…

− Его влияние тоже весьма преувеличено, хотя и не надо его игнорировать полностью. Отец Матфей был суровым аскетом… Но при этом он был добр, и его дом во Ржеве был всегда полон бедными.

Повлиять на творческие устремления Гоголя − нет, это было невозможно. Гоголь был сильным человеком. Да-да, он мог даже довольно сурово поставить собеседника на свое место, но при этом без всякого высокомерия. Так случилось однажды даже с художником Александром Ивановым, его другом.

Германский современник Гоголя и тоже писатель Эрнст Теодор Амадей Гофман очень близок русскому сочинителю своим мистицизмом, темой двойничества…

− Гофман − скорее, просто фантастика. А двойничество − ну у кого ж этого нет? Даже в «Дон-Кихоте» есть. Просто у нас потом это все Достоевский так раздул…

Но «Портрет» − едва ли не реминисценция из Гофмана. Конечно, Гоголем многократно углубленная. Что этот рассказ: художественно-нравственный манифест писателя, его кредо, завещание Гоголя?

− А о чем именно вы говорите?

О том, что искусство − только то, что нравственно. Это мысль «Портрета».

− Искусство есть примирение с жизнью.

Но это не оттуда.

− Да, но это тоже Гоголь. Может быть, самый христианский писатель русской литературы.

Беседовал Сергей ЛИТВИН

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *