Бутырка – так порой называли дома, стоящие поодаль от поселения, «на отшибе». Сейчас под этим именем разумеют обычно следственный изолятор в Москве. В начале XVII века эти места находились еще за пределами столицы − то была подмосковная деревня Бутыркино по Дмитровской дороге, вотчина боярина Никиты Романова. Через полвека здесь встал «на квартиры» созданный по приказу царя Петра I регулярный солдатский полк, который по месту размещения получил название Бутырский.
При Екатерине II в поселении размещался Бутырский гусарский полк – именно его казарма в 1771 году была переоборудована под тюрьму. А в 1784 году было получено согласие императрицы на возведение у Бутырской заставы каменного тюремного замка; построил его знаменитый московский архитектор Михаил Казаков. Он же возвел в центре тюремного замка храм, с четырех сторон к которому примыкали тюремные корпуса. Этим московская Бутырка была отчасти похожа на старейшую петербургскую тюрьму «Кресты». Однако вследствие перестроек, которые был проведены в XIX веке, окружавшие храм корпуса снесли – Покровская церковь оказалась в центре тюремного двора. Это древнейшее из сохранившихся тюремных храмовых зданий Москвы.
Со временем и сам храм не миновали перемены: В 1887 году он был реконструирован и переосвящен во имя святого благоверного князя Александра Невского. Поводом стал перевод в тюремный замок с Волхонки пересыльной тюрьмы, при которой до того действовала Александро-Невская церковь.
Впрочем, в последний год XIX столетия после новой реставрации и перестройки храму было возвращено его имя − он вновь был освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы. А через десять лет к нему пристроили звонницу, однако никогда более колокольный звон с нее не прозвучит, зовя на молитву, − постройка была снесена в годы государственного атеизма.
Особые «прихожане» у этой церкви – с изломанными судьбами и тяжелым прошлым, поэтому и в прежнее время, и сейчас столь важна пастырская работа с заключенными. В наше время СИЗО окормляют священнослужители сразу нескольких московских храмов.
Разумеется, в послереволюционный период власти закрыли тюремный храм, изъяв и реквизировав серебряную утварь, пожертвованную попечителями. Ну, а чтобы помещение не «простаивало», здание использовали для формирования этапов на пересылку. В 30-х – 40-х годах там устроили пересыльные камеры. А позднее храм разделили на два этажа и пристроили третий, там расположились тюремная больница и медсанчасть.
В 1992 году на третьем этаже здания, в бывшем помещении медсанчасти, был освящен храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Первым его настоятелем был протоиерей Глеб Каледа (†1994). Через пять лет тюремная церковь вынужденно стала храмом «под открытым небом»: по случаю ремонта на два месяца крышу над ней разобрали, и дождь мог лить не только прямо на головы священника и верующих, но и заливать как пол, так нехитрую утварь тюремного храма. Так дальше продолжаться не могло, и домовую церковь переместили на первый этаж.
А девять лет назад, 14 октября 2004 года, в день праздника Покрова Пресвятой Богородицы, викарий Московской епархии епископ Дмитровский Александр совершил в восстанавливаемом Покровском храме Бутырской тюрьмы первую Божественную литургию. В праздник молитва в храме стала общей для находящихся в заключении и сотрудников исправительных учреждений. В тот день произошло довольно привычное для наших прихожан и невиданное для заключенных Бутырки событие: после литургии те из них, кто молился за богослужением, прошли крестным ходом вокруг храма.
Не первый год в престольный праздник бутырского храма отмечается День милосердия и сострадания ко всем, во узах и темницах находящимся. В этот день в каждом храме Москвы по окончании Божественной литургии совершается молебное пение о «православных христианах, в заключении пребывающих».
Праздничные молебны служат в присутствии заключенных в домовых храмах следственных изоляторов столицы, а после богослужений священники Первопрестольного града посещают тюремные камеры, чтобы поздравить во узах находящихся с днем Покрова Пресвятой Богородицы и передать им подарки.
В материале использована информация из книги П. Паламарчука «Сорок сороков»,
сайтов Бутырского СИЗО
и Покровского храма следственного изолятора