Приходы

Информационно-просветительский интернет-портал

Церковь - это жизнь

Главная - По страницам истории - Горячие верой в городе Прохладном

Горячие верой в городе Прохладном

03:00, 16 октября 2018
По страницам истории

Около 1800 новомучеников и исповедников, не отступивших от веры в самые страшные годы атеистических гонений XX века, прославлено Русской Церковью. Казалось бы, очень большое число, но это по-настоящему капля в море тех, кто так или иначе пострадал тогда от безбожников. Порой колесо Большого террора в мгновение ломало судьбы людей. В один день город Прохладный в Кабардино-Балкарии лишился своих священников – их расстреляли вместе. Почему так похожи были записи в обвинительных заключениях, и какие плоды принесло их мученичество?

28 августа 1989 года было подписано Заключение прокурора Кабардино-Балкарской АССР о реабилитации Проскурякова М.И. и Дышлевого А.К. В графе «социальное положение» – безликое «служители культа». Чуть ниже, в сведениях о репрессиях, – страшное «расстреляны». Отец Михаил Проскуряков и отец Афанасий Дышлевой – священники Никольского и Покровского храмов города Прохладный – были арестованы в один и тот же день, осуждены и расстреляны с разницей в пару минут. Спустя полвека после трагедии, в один и тот же день, им было возвращено честное имя.

Свою историю город Прохладный ведет с конца XVIII века с небольшого поселения. В 1823 году была учреждена станица Прохладная, которой требовался храм. Его построили из бруса и освятили в честь Николая Чудотворца.

Но в 1873 году деревянное строение сгорело, и на собрании жителей было принято решение о постройке каменной церкви. Строительство началось в 1882 году по проекту архитектора Терского округа Михаила Сурмиевича. 19 декабря 1886 года, в день праздника святителя и чудотворца Николая, состоялся чин освящения. Храм был построен в русско-византийском стиле, площадью составлял более 500 квадратных метров и вмещал тысячу человек. В 1889 году при храме была открыта женская школа, а спустя пять лет – народная школа грамотности. Церковно-приходское попечительство занималось воспитанием сирот, помощью больным, бедным и семьям заключенных.

В начале XX века храм процветал. В 1912 году здесь служило три священника, диакон и два псаломщика, имелась богатая богослужебная утварь, дорогие священнические облачения, приходская библиотека содержала две сотни редких изданий. Но самой большой ценностью был список с чудотворной Моздокской иконы Божией Матери.

Однако после революции приход пришел в запустение. Никольский храм был разграблен, почти все церковные ценности изъяли и вывезли, шестидесятипудовые колокола сбросили с колокольни, церковно-приходскую школу закрыли. Хотели разрушить и само здание, но решили, что оно будет полезно в качестве зернохранилища.

В ведомостях Пятигорской епархии за 1928 год приход упоминается уже как Николаевский молитвенный дом под настоятельством священника Михаила Проскурякова.

Михаил Иванович Проскуряков родился 15 декабря 1890 года под Воронежем в семье диакона. Окончил Воронежскую духовную семинарию. До революции служил диаконом-псаломщиком, в 1917 году его рукоположили во священники. В 1921 году отец Михаил был арестован и лишен избирательных прав как служитель религиозного культа.

В середине двадцатых батюшка вместе с супругой Верой Тимофеевной и дочерью Валерией поселился в станице Прохладной и возглавил Никольский приход. Больше десяти лет ему удавалось сохранять общину. Однако наступили дни Большого террора. 5 августа 1937 года отец Михаил Проскуряков был арестован сотрудниками Управления НКВД Кабардино-Балкарской АССР.

Из материалов обвинительного заключения:

«Являясь служителем религиозного культа контрреволюционной тихоновской общины, нелегально содержит молитвенный дом, исполняет требы и прочее.

В апреле 1937 года собрал собрание, на котором присутствовало 100 человек. Группируя вокруг себя контрреволюционный кулацкий, белогвардейский элемент, среди колхозников проводит антисоветскую агитацию и высказывает: «Теперь кулаков и лишенцев по новой конституции нет, теперь каждый может быть выбран в Совет, в этих целях мы заранее должны знать, кого выбирать». До ареста проживал в г. Прохладном, вел паразитический образ жизни, тип исключительно контрреволюционно настроенный».

На допросе отец Михаил виновным себя не признал, хотя следователи и нашли «свидетелей» противозаконной деятельности священника. Из материалов дела видно, что чекисты не особенно старались собрать доказательную базу и очень спешили, ограничившись одним ничего не давшим допросом.

Спустя четыре дня, 11 августа 1937 года, состоялось заседание Тройки НКВД Кабардино-Балкарской АССР. Отец Михаил Проскуряков был признан виновным в антисоветской агитации и приговорен к расстрелу. Приговор привели в исполнение в тот же день.

Ещё один храм Прохладного – Покровский – располагался в районе железнодорожной станции. Решение о строительстве этой церкви было принято в 1913 году на станичном сборе. С 1919 года настоятелем Покровского храма был священник Афанасий Дышлевой.

Афанасий Кириллович Дышлевой родился 3 января 1889 года в селе Рейментаровка Киевской губернии в семье диакона. Окончил духовную семинарию, женился, в 1915 году у четы родился сын Константин. После революции семья перебралась на Кавказ. В 1921 году отца Афанасия арестовали и переправили в Моздокскую тюрьму, из которой священник вышел «лишенцем». Отец Афанасий вернулся на Покровский приход и продолжил служить.

В 1927 году церковь попытались закрыть: из числа большевиков, работавших на железнодорожной станции, была создана инициативная группа, написавшая прошение о ликвидации прихода в местный исполком. Однако отец Афанасий смог сплотить церковную общину, и храм отстояли.

Вот как описываются эти события в следственном деле:

«В 1927-1928 гг. передовыми рабочими железнодорожного транспорта было возбуждено ходатайство о закрытии церкви. Он (Дышлевой. – прим. авт.) в противоречие этому разослал свою агентуру по железнодорожному поселку и окрестностям, прилегающим к нему, для проведения соответствующей работы на предмет оставления церкви».

В 1928 году чекисты отца Афанасия не тронули, и еще десятилетие он верой и правдой окормлял свою паству. В августе тридцать седьмого за ним пришли сразу после ареста настоятеля Никольского прихода отца Михаила Проскурякова.

Следователи писали дела прохладненских пастырей будто под копирку. В протоколах допросов совпадают многие фразы, показания свидетелей надуманы, в обвинительных заключениях священникам даны одинаковые характеристики. Как и отец Михаил Проскуряков, отец Афанасий Дышлевой свою вину на допросе не признал.

Из материалов обвинительного заключения:

«Являясь служителем религиозного культа контрреволюционной тихоновской общины, окружает себя контрреволюционными кулацкими, белогвардейскими, монашествующими и странствующими элементами; свил весьма крепкое контрреволюционное гнездо. Имевшиеся в районе случаи пожаров Дышлевой также использует в своих контрреволюционных целях, говоря: «Всякая стихия как пожары происходит от Божьего наказания».

До ареста Дышлевой проживал в железнодорожном поселке станции Прохладная, вел паразитический образ жизни, тип исключительно контрреволюционно настроенный».

Постановлением Тройки НКВД КБАССР от 11 августа 1937 года священника Афанасия Дышлевого признали виновным в антисоветской агитации. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Отца Афанасия расстреляли вместе с отцом Михаилом. В материалах обоих дел стоит время расстрела – 19 часов.

Никольский храм Прохладного был вновь открыт в 1942 году, с тех пор это духовный и просветительский центр города, кузница священнических кадров. А вот Покровская церковь не уцелела: в нее попала фашистская бомба. Отстроили храм и возобновили богослужения в нем в конце войны. Но спустя несколько лет здание у прихода отобрали, община перебралась в молитвенный дом. Строительство нового храма в честь Покрова Пресвятой Богородицы началось в 2001 году, сейчас основные работы завершены.

Храмы Прохладного пережили годы гонений и собирают под своими сводами сотни верующих. В городе возрождена традиция крестных ходов с Моздокской иконой Божией Матери. Подвижничество и мученичество довоенных настоятелей прохладненских храмов принесло щедрые духовные плоды.

Мария ОСИНИНА

Публикация журнала «Благословенный Кавказ»

КАК ПОМОЧЬ НАШЕМУ ПРОЕКТУ?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы".
Поддержать проект
Наверх