В наше время певчими церковных хоров становятся обычно выпускники музыкальных учебных заведений, которые, увлекшись духовной музыкой, связывают с ней свою жизнь. Бывает и другое: хор «растят» прямо на приходе из взрослых прихожан или учеников воскресной школы. А как это происходило в прежние времена? Об опыте создания в конце XIX века в Тамбове Певческой школы, ставшей впоследствии основой для формирования миссионерского учебного заведения, рассказывает митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий.
В конце XIX века в храмах Русской Церкви при исполнении церковных песнопений стали возвращаться к старинным напевам, которые, по мнению руководителей хоров и знатоков церковного пения, более соответствовали православному богослужению и молитвенному настроению молящихся. В 1884 году в городе Киеве и в 1885 году в городе Казани на собрании архипастырей прозвучало мнение о возвращении к «древне-заповедным напевам» и об отказе от «извращенности разными вычурными итальянскими композициями, чуждыми церковности и религиозного чувства».
Такую же точку зрения имел и епископ Тамбовский и Шацкий Иероним (Экземплярский), назначенный в Тамбов в июне 1890 года. Владыка был большим любителем церковного пения и обладал прекрасным голосом – тенором. Еще в годы учебы во Владимирской семинарии он солировал в архиерейском хоре.
В первый год своей деятельности в Тамбове епископ Иероним создал певческую школу. Ее цель определялась так: «Образование псаломщиков, искусных в чтении и пении церковном, и учителей пения в церковно-приходских школах. Соответственно этой задаче церковное пение, как предмет школьного обучения, должно занимать первенствующее место». Курс обучения был рассчитан на один год. Школу разместили в образцовой церковно-приходской школе при Казанском мужском монастыре г. Тамбова, и поэтому учащиеся обязывались соблюдать правила монастырской жизни.
Церковному пению епископ Иероним придавал большое значение. Он хорошо знал, что не всегда певческое дело на приходах организовано должным образом. Архипастырь был убежден, что от благообразия церковного богослужения, благоговейного пения слаженного хора и грамотного чтения во многом зависит духовное просвещение. В первый год открытия певческой школы в нее было принято 25 человек, причем десяти лучшим ученикам, получившим при поступлении наивысший балл, предоставлялись бесплатное проживание, питание, учебные пособия и музыкальные инструменты. Остальные ученики получали бесплатно жилье, но одежду и питание оплачивали сами.
В школу принимали только юношей в возрасте от восемнадцати лет «по преимуществу из духовного звания». «Главное внимание обращалось на голосовые средства и слух испытуемых. Не имеющим голоса и верного слуха отказываемо было в принятии в школу, хотя бы они обнаружили значительные познания по учебным предметам». С хорошим голосом и слухом принимали и после окончания начальной школы.
Учебная программа была весьма содержательной. В нее входили Священная История Ветхого и Нового Завета, катехизис, объяснение православного богослужения, церковное пение, церковный устав, практика хорового пения, игра на скрипке. Задача учителя состояла в том, чтобы «в учениках развить вкус к духовно-музыкальным переложениям особого внимания и уважения и еще на школьной скамье предостеречь их от употребления итальянских самородных, слащавых композиций, чуждых церковности и недостойных быть исполняемыми в храме Божием».
Первоначально школа существовала исключительно на средства епископа Иеронима, но уже в 1890 г. был создан комитет, который взял на себя все заботы, в том числе связанные с изысканием средств на ее содержание. Председателем комитета назначили ректора Тамбовской духовной семинарии архимандрита Никандра (Молчанова). Его членами стали преподаватель семинарии С. Протопопов, взявший на себя обязанность подробно освещать деятельность школы на страницах «Тамбовских епархиальных ведомостей», законоучитель образцовой школы при семинарии священник М. Тюменев, священник Тамбовского Вознесенского женского монастыря города Тамбова Ф. Поспелов, иеромонах Казанского мужского монастыря города Тамбова Никандр.
Священник Ф. Поспелов проводил занятия по Закону Божию; воспитанник духовной семинарии Е. Криволуцкий вел уроки русского и церковнославянского языков; кандидат богословия Т. Сохранский преподавал методику начального обучения. Всю ответственность за чтение и пение в певческой школе возложили на выпускника Киево-Михайловской певческой школы Г. Захариевича; И.А. Кедров, окончивший Санкт-Петербургскую консерваторию, преподавал теорию и практику пения и игру на скрипке. Предметы в певческой школе разделили между преподавателями Тамбовской семинарии и тамбовских духовных училищ.
В год основания певческой школы заявки на обучение подали 59 человек, 56 из которых происходили из духовного сословия. Все абитуриенты, в основном, имели начальное образование.
28, 29 и 30 сентября 1890 года состоялись первые приемные экзамены, на которых присутствовал епископ Иероним. Абитуриенты показывали знания по Закону Божию, церковнославянскому и русскому языкам, арифметике и чистописанию.
По результатам экзаменов в школу приняли 25 человек. Современник отмечал, что поступившие были счастливы, так как «спокойная и обеспеченная жизнь в настоящем, дающая им все средства к упрочнению своего образования, и определенное, более или менее достаточное по материальным средствам, положение в будущем, – это, на самом деле, приобретение для них не малое».
Занятия начались 3 октября 1890 года по расписанию, приведенному в таблице. Помимо обязательного посещения занятий в певческой школе, учащиеся присутствовали на уроках в образцовой церковно-приходской школе, действовавшей при Казанском мужском монастыре города Тамбова.
В следующем 1891 году приемные экзамены проходили 4, 5, 6 сентября. Заявления на обучение подали 69 человек, из них 63 – из духовного сословия. Приемную комиссию возглавлял ректор Тамбовской духовной семинарии протоиерей Павел Соколов. На вступительных испытаниях снова присутствовал епископ Иероним, который лично принимал экзамен по пению. По итогам экзаменов приняли 22 ученика. Преосвященный, обращаясь к поступившим, выразил удовлетворение тем, как учились в школе воспитанники первого набора: «Прошедший курс показал, что даже и в меньший срок, при надлежащем усердии, можно достигнуть хороших результатов; я остался доволен тем курсом, как за успехи, так и благонравием».
Ученики второго набора закончили год весьма успешно, показав отличные знания по основным предметам и церковному пению.
Певческая школа просуществовала всего два года, выпустив около 40 человек. Одной из причин ее закрытия стало отсутствие финансовых средств. Комитет, отвечавший за обеспечение ее деятельности, не смог найти для нее постоянный источник содержания. В 1890 году на школу пожертвовал 600 рублей настоятель Вышенской Успенской мужской пустыни архимандрит Аркадий и 100 рублей настоятель Трегуляевского Иоанно-Предтеченского мужского монастыря архимандрит Геннадий. Преосвященный Иероним, зная о неблагополучном финансовом положении певческой школы, на отчете о ее деятельности за 1890–1891 учебный год наложил следующую резолюцию: «Читал. Можно бы напечатать нечто из настоящего отчета, в извлечении, в епархиальных ведомостях к сведению интересующихся этим делом, хотя, судя по пожертвованиям, не замечаю интереса к нему даже со стороны тех, которым оно очень и очень близко. Чтый да разумеет!!». Два года существования певческой школы показали, что новое учебное заведение не вызвало всесторонней поддержки у духовенства епархии. Цели, которые перед ней ставились, не вполне отвечали нуждам приходов, где требовались не только хорошие певцы, но, прежде всего, грамотные псаломщики.
Программа певческой школы была больше ориентирована на подготовку певцов, а не псаломщиков, поэтому в 1892 году ее преобразовали в самостоятельное учебное заведение с названием «Тамбовская миссионерско-псаломщицкая школа», перед которой поставили задачу готовить «псаломщиков, способных, между прочим, помогать священникам в деле миссионерства среди раскольников и сектантов».
О программе обучения в школе говорилось следующее: «Курс школы, вместо одногодичного, назначается двухгодичный. Соответственно сему программы учебных предметов, прежде преподававшихся в школе пения, будут расширены и сверх того будет введено преподавание истории и обличения раскола и сектантства по программе, выработанной советом Казанского-Богородичного братства. В миссионерско-псаломщицкую школу решили принимать 30 человек в возрасте от 18 лет. В отличие от условий приема в певческую школу, где голосовые данные были решающими, при поступлении в эту школу обращали внимание «как на голосовые средства и слух испытуемых, так и на учебную их подготовку и умственную развитость».
По окончании школы выпускники в течение пяти лет должны были трудиться на приходах Тамбовской епархии, где имелись раскольники или сектанты, после чего получали право на рукоположение в сан диакона. Деятельность школы финансировалась на средства заинтересованного в подготовке миссионеров Казанского Богородичного миссионерского братства, а также на взносы самих учащихся.
Указ Святейшего Синода об открытии Тамбовской миссионерско-псаломщицкой школы последовал 10 сентября 1892 года. Со временем для школы построили отдельное здание, а с 1905 года в ней, помимо псаломщиков, стали готовить преподавателей церковно-приходских школ. В 1911 году она стала трехгодичной.
Опыт певческой школы был востребован при создании миссионерско-псаломщицкой школы, а ее программа легла в основу нового учебного курса.
Хотя певческая школа прекратила свое существование, попытки поднять уровень певцов церковных хоров продолжались. При Тамбовском епископе Александре (Богданове) в летнее время начали проводить краткосрочные курсы повышения певческих знаний для учителей и учительниц церковноприходских школ епархии. Первые такие курсы открылись 1 июля 1895 года в Тамбовской семинарии. В них участвовало 110 человек. Все поступившие изучали пение в двух группах. «В старшую группу поступили те, которые, будучи хорошо знакомы с церковными напевами, обнаружили вместе с тем и достаточное умение читать ноты, а в младшую группу зачислены все остальные, обнаружившие только некоторое знакомство с церковным пением и обладающие достаточными музыкальными способностями».
Через два года опыт подобных курсов повторился – они проходили с 1 июля по 10 августа 1897 года. Главная их задача состояла в «теоретическом и практическом изучении церковного пения; но в сжатом обзоре, при трех недельных уроках». Пению на этих курсах уделялось исключительное внимание. Преподавали священник М.Д. Ерхан и учитель пения И.А. Кедров. Для участия в богослужении из участников курсов было составлено два смешанных хора по 60 и 65 человек.
На пение – как теорию, так и практику – еженедельно выделялось восемнадцать часов, также регулярно проводились спевки хоров. О них современник писал: «Невозможно было без сердечного умиления смотреть на этот многочисленный хор, довольно пестрый по своему внешнему виду, но стройный и мелодичный по исполнению им церковных песнопений».
Финансировались курсы епархиальным Училищным Советом. Учащиеся жили в семинарском общежитии, а проходившие курсы девицы – в епархиальном женском училище. Предусматривались также уроки игры на скрипке, поэтому для всех желающих закупили эти инструменты.
Краткосрочные курсы по церковному пению, проводившиеся в 1895 и 1897 годах, можно считать продолжением традиций певческой школы, но дальнейшего развития в Тамбовской епархии они не получили. Следует сказать, что Тамбовская певческая школа, просуществовав всего два года, стала заметным событием в истории Тамбовской епархии: она дала начало новому учебному заведению – миссионерско-псаломщицкой школе, где церковному пению уделялось значительно больше времени, чем в обычном духовном училище.
Митрополит Тамбовский и Рассказовский ФЕОДОСИЙ
В основе материала – публикация журнала
«Тамбовские епархиальные ведомости»