Home / По страницам истории / Два посланника

Два посланника

Вчера наши читатели имели возможность проверить, что они знают о святых первоверховных апостолах Петре и Павле. Так что же донесли до нас Писание и церковное Предание об ученике Господа, который получил от Христа имя Камень, и о том, кто был гонителем христиан, но по призванию Божию стал «апостолом языков»?

Апостол Петр

Петр был сыном простого рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской, что к востоку от реки Иордан на северо-западе от Галилейского озера около городов Капернаума и Хоразина. То была самая дальняя от Иерусалима область Палестины. Петр был женат и имел дом в Капернауме.

Первоначальное имя апостола было Симон (ивр.‎ – Шимон); имя Петр (Petrus, от греч. πέτρος — камень) возникло от прозвища Кифа (арам. – камень), которое ему дал Господь Иисус Христос.

Петр был рыбаком и ходил на лов вместе со своим братом Андреем. Вот как в Евангелии от Матфея (4. 19) описывается призвание апостолов:

Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы, и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

Нескольких слов было достаточно, чтобы Петр и Андрей пошли за Спасителем. «Идите за Мною» – выражение, соответствующее еврейскому «леху ахарай», которое употреблялось у евреев для того, чтобы обозначить поступление ученичество. Спаситель говорил: «идите за Мною», то есть будьте Моими спутниками и учениками.

Став учеником Господа, Петр сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Пламенный, сильный духом, Петр первым решительно исповедал Иисуса Христом и Сыном Божиим, то есть Мессией (см. Мф. 16. 16-19):

Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня? Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

Вместе с Иаковом и Иоанном Петр присутствовал на горе Фавор, когда совершилось Преображение Господа Иисуса Христа.

Живой, а порой и вспыльчивый характер Петра проявляется во многих случаях: он пожелал идти по воде, чтобы подойти к Иисусу (Мф. 14. 28-31), и именно он отрубил ухо рабу первосвященника в Гефсиманском саду, когда Христос был взят под стражу (18. 10-11). В ночь после этого Петр, как и предсказывал Иисус, проявил слабость и, боясь навлечь на себя гонения, трижды отрекся от Него прежде, чем пропел петух.

В знаменитом рассказе А.П. Чехова история отречения Петра рассказывается студентом:

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А Господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

— Пришли к первосвященнику, — продолжал он, — Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые Он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Евангелие рассказывает как о падении Петра, так и о том, что Христос восстановил его в апостольском лике.

Апостол Петр первый содействовал распространению и утверждению Церкви Христовой после сошествия Святого Духа, произнеся речь перед народом в день Пятидесятницы и обратив 3000 душ ко Христу. Спустя некоторое время, исцелив хромого от рождения, он второй проповедью обратил к вере еще пять тысяч иудеев. Духовная сила, полученная осенением Духа Святого, была настолько велика, что даже тень апостола Пера исцеляла лежащих на улице больных (Деян. 5. 15).

Книга Деяний с первой по двенадцатую главу рассказывает о его апостольской деятельности. В Иоппии апостол Петр воскресил умершую девицу Тавифу. В 42 году апостол был арестован приказу Ирода Агриппы I, царя Иудеи, и заточен в тюрьму в Иерусалиме. Однако ночью в темницу сошел Ангел Божий, оковы спали с Петра, и он беспрепятственно ушел из темницы (Деян. 12. 3-17).

После этого чудесного освобождения книга Деяний упоминает о нем только еще раз – при рассказе об Апостольском Соборе 49 года, состоявшемся в Иерусалиме (Деян. 15. 6-21).

Апостол Петр проповедовал Евангелие по берегам Средиземного моря, в Антиохии, в Малой Азии, в Египте, в Греции, в Коринфе, в Риме, Испании, Карфагене и Британии. Считается, что апостол Марк написал свое Евангелие для римских христиан со слов Петра.

Среди новозаветных священных книг есть два Соборных (обращенных ко всем христианам) послания апостола Петра.

К концу жизни апостол снова прибыл в Рим. В 67 году он принял мученическую кончину через распятие вниз головой.

Согласно преданию, древняя римская базилика Константина располагалась над местом захоронения апостола Петра. Позднее здесь же был построен ватиканский собор святого Петра.

Апостол Павел

Павел родился в Тарсе, главном городе Киликии и одном из крупнейших центров эллинистической культуры. Еврейское имя Павла — Савл (от древнегреческого Σαῦλος, эллинизированной формы имени Шауль‎).

Павел происходил из колена Вениаминова. Отец его был фарисеем (Деян. 23. 6), то есть принадлежал к одной из влиятельных древнееврейских философских школ, и сам Павел воспитывался в традициях фарисейского благочестия.

Ему перешло от отца римское гражданство, что говорит о высоком статусе семьи, поскольку в то время лишь немногие обитатели провинций Римской империи обладали статусом гражданина. С этим, вероятно, связано наличие у Павла римского имени Paulus, то есть «малый». Впоследствии, называя себя «наименьшим из апостолов» (1 Кор. 15. 9), Павел, возможно, обыгрывал смысл своего имени.

В Тарсе Павел получил свое первое воспитание и, вероятно, там же познакомился с языческой культурой. Последующее образование он получил в Иерусалиме. Воспитанный в раввинской академии при ногах Гамалиила – одного из известнейших законоучителей того времени (Деян. 5. 34), он сделался ревнителем отечественного закона и горячим защитником отеческих преданий (Гал. 1. 14).

Но, кроме того, как мы знаем из Писания, что Павел был обучен и ремеслу – шитью палаток (Деян. 8:13). Возможно, это является косвенным указанием на то, что Павел собирался стать раввином: за обучение Торе нельзя было брать деньги, поэтому все раввины зарабатывали себе на жизнь тем или иным ремеслом. По окончании воспитания и образования Павел проявил себя сильным ревнителем фарисейских преданий и гонителем веры Христовой: «Получив власть от первосвященников, я многих святых заключал в темницы и, когда убивали их, я подавал на то голос» (Деян. 26. 10). Он был свидетелем смерти первомученика Стефана; тогда Павел был еще несовершеннолетним и только «сторожил одежды» совершающих казнь. Позже Павел получил власть официально преследовать христиан даже за пределами Палестины – в Дамаске.

Господь, усмотревший в нем «сосуд избранный Себе», на пути в Дамаск чудесным образом призвал Павла к апостольскому служению. Это произошло около 34 года:

Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь [сказал] ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать (Деян. 9. 3-6).

Павел ослеп на три дня; приведенный в Дамаск, он был исцелен христианином Ананией и крестился. С этого времени прежний гонитель стал ревностным проповедником учения.

Как и двенадцать апостолов, Павел был призван Самим Господом. И к нему в полной мере относятся слова Христа: «Не вы Меня избрали, а Я вас» (Ин. 15. 16). Хотя Савл был призван через несколько лет после Воскресения и Вознесения Спасителя, принципиально важно, что это произошло «не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом» (Гал. 1. 1). Но поскольку чудесное призвание Павла было сокрыто от мира, ему приходилось настойчиво говорить о своем апостольстве и убеждать, что он в полной мере соответствует его критериям. «Не апостол ли я… Не видел ли я Иисуса Христа Господа нашего?» (1 Кор. 9. 1), «у меня ни в чем нет недостатка против высших апостолов» (2 Кор. 11. 5).

Все двенадцать апостолов до выхода на проповедь длительное время обучались и готовились к служению, пребывая в постоянном общении с Господом. Приготовление Павла к благовествованию было также продолжительным. От видения на пути в Дамаск до начала его первого миссионерского путешествия прошло несколько лет, в течение которых «Савл более и более укреплялся» (Деян. 9. 22).

Священное Писание впервые называет его апостолом только ближе к концу книги Деяний апостольских (Деян 14. 4). Этому предшествовали проповедь в Дамаске и Аравии, служение Антиохийской Церкви и прямое указание Святого Духа на его избранничество (Деян. 13. 2).

В служении апостола Павла со всей силой раскрылся всемирный характер апостольской проповеди. «Уделом, который назначил [ему] Бог» (2 Кор. 10. 13), стали языческие страны. О себе Павел говорит как об «апостоле язычников» (Рим. 11. 13).

Апостол Павел совершил три апостольских путешествия, ему принадлежат четырнадцать посланий: к Римлянам, два к Коринфянам, к Галатам, к Ефесянам, к Филиппийцам, к Колоссянам, два к Фессалоникийцам, два к Тимофею, к Титу, к Филимону и к Евреям.

Согласно преданию, апостол Павел был обезглавлен в Риме при Нероне в 67 году, в один день с апостолом Петром. На месте его погребения ученики оставили памятный знак, который позволил императору Константину разыскать это место и построить там церковь Сан-Паоло-фуори-ле-Мура.

Мария СТРОГАНОВА

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *