Когда мы читаем о трудах русских священников и монахов, ставших православными просветителями Сибири, Дальнего Востока и Америки, мы привычно отмечаем, что священнослужители зачастую занимались не только чисто миссионерской деятельностью, но и учили местные народы грамоте, порой создавая письменную речь для их языков; людей, которые только привыкали к оседлому образу жизни, батюшки наставляли в аграрном деле; нередко и лечили тех, кто к ним обращался с каким-либо телесным недугом, предпринимали санитарные меры против распространения эпидемий… Откуда у священников Русской Церкви были такие специфические знания? Или будущих миссионеров специально «натаскивали» по таким необычным, вроде бы, для батюшек областями наук?
На самом деле, в программе духовых школ первой половины XIX века можно увидеть не только такие ожидаемые предметы, как богословие или, например, философию и риторику, но и психологию, математику, физику, агрономию и курс медицины.
О том, почему так важно учить будущих пастырей именно медицине, писал в своей вызвавшей ожесточенные споры работе «Описание сельского духовенства» священник И.Н. Белюстин: «По селениям нет лекарей; от этого там раздолье знахарям и ворожеям, этим губителям душ и тел несчастных крестьян, – губителей, достойным всех кар и козней; от этого там гибнут иногда сотнями от таких болезней, которые могли быть своевременными и умными мерами остановлены и прекращены. Правда, есть уездные врачи, но что один врач на сотни тысяч крестьян, из которых состоят уезды? Будь он усерден, деятелен, как только вообразить можно, — ему физически невозможно поспевать к больным во все концы уезда, который нередко раскинут на пространстве 300-500 верст. Но такой врач явление небывалое в уездных городах».
«Чем поправить такое зло? Одно средство – сделать священника врачом, настоящим врачом, а не по имени только, – пишет автор «Описания сельского духовенства». – Пусть сделают это, и сколько благих, спасительных последствий выйдет из этого для крестьян! Находясь всегда в кругу своей паствы, вовремя взять все нужные меры против недуга; а кому неизвестно, что это вовремя весьма часто спасает больного, и самыми ничтожными средствами?»
Причем, уверен священник Иоанн Белюстин, такие труды дадут священнику «множество прекрасных и верных средств» для достижения главной цели его служения: «Для врача тела всегда открыта душа болящего; при слабости организма душа доступнее всем впечатлениям, всем советам и убеждениям. И вот бы когда, врачуя тело, священник насквозь бы проник и в душу пасомого, навсегда открыл бы в нее свободный доступ для себя, легко мог бы направить ее на путь спасения и неуклонно вести по нему. Вот бы когда, восстанавливая болящего с одра болезни, мог иногда потрясти всего внутреннего человека. А не во время машинальной, холодной, поспешной, безжизненной, как теперь, исповеди».
Вследствие реформ императора Александра II в 1864 году было введено земское самоуправление. В некоторых губерниях на земства была возложена забота о народном здравоохранении, там начала создаваться земская медицина. Можно предположить, что с появлением земских врачей и фельдшеров перестала быть столь актуальной медицинская подготовка духовенства. Согласно принятому в 1867 году новому уставу духовных школ из учебной программы были исключены сельское хозяйство и медицина, но добавлена педагогика.
И все-таки ближе к концу XIX столетия по-прежнему ощущалась потребность в медицинских знаниях у священника, по крайней мере, в дальних районах империи. Это можно увидеть из серии публикаций, которые вышли в «Тобольских епархиальных ведомостях» в 1882 году с подписью «Свящ. А. Р-н».
Он пишет: «Вследствие циркулярного отношения г. синодального Обер-Прокурора Святейшего Синода от 27 марта 1881 года за №3992, указом Тобольской дух. Консистории в мае того же года требовались сведения от оо. благочинных о том, кто из подведомых им священноцерковнослужителей, кроме прямых своих обязанностей, посвящает труды свои, в той или иной форме, на пользу охранения здоровья в деревенском быту, каковые сведения о таких лицах требовались от епархиального начальства для доставления в канцелярию г. синодального Обер-Прокурора. Не знаем, каковы были эти сведения, доставленные оо. благочинными о таких лицах в Тобольской епархии, равно как не имеем сведений и о том, насколько эти сведения полны и точны, но думаем, что этих сведений или вовсе не поступило к Епархиальному Начальству, или поступило очень немного, да они и не отличаются, по всей вероятности, надлежащею полнотой. Причина, побуждающая предполагать это, думаем, та, что в духовных семинариях медицина не преподается уже лет шестнадцать, если не более… А что это пробел в семинарских науках и недостаток ощутительный, говорить не будем, потому что об этом уже было говорено и обсуждаемо в печати очень много и почти во всех газетах», – пишет автор публикаций.
По его свидетельству, в пользу возвращения в курс семинарских наук медицины говорит и то, что «в сельских приходах крестьяне в оказании им медицинской помощи, помимо фельдшеров, обращаются преимущественно к священнику».
«Если где, то особенно в Тобольской епархии, за отсутствием земских учреждений и правильной организации врачебно-санитарного дела, уже по одной обширности епархии и неудобству путей сообщения, этот довод непререкаем и не подлежит сомнению, – уверен свящ. А. Р-н. – И в самом деле, к кому пойдет простолюдин за советом, как не к местному священнику, к которому он первее всего и обращался за напутствием больного? Кому, в свою очередь, ближе и знать болезни простого народа, как не тому же приходскому священнику? Но вот тут и беда. Священник и рад бы помочь больному, да он и сам-то без всякой (не говорим – научной) подготовки к этому делу. Мы убеждены в том, что ни один пастырь не отказался бы от посильной помощи, если бы он имел под руками дельное, удобопонятное медицинское руководство».
Что же предлагает автор? «Преобладающие болезни прихожан, думаем, [священник] может распознать; стоит только заглянуть в 3-ю часть церковных метрик (записи о смерти – прим. ред.), подвести итоги разным видам болезней, и делу конец. Не ошибемся, если впредь укажем на преобладающие в сельском быту болезни; это: лихорадка (преимущественно перемежающаяся, редко изнурительная), горячка, расстройство желудка, зубная боль, завороты кишек (от надсады), резь в животе, цинга и проч.; болезни детские: цвет (молочница), поносы, оспа, корь, краснуха скарлатина, запоры и расстройство желудка, золотуха, чесотка и др. Как по-видимому, ни простоты по своему характеру и развитию эти болезни и неопасны по своим представлениям, тем не менее большинство умирающих служат жертвами этих болезней, между тем как в этом случае приходской священник всегда с большим успехом может оказать помощь простолюдину если только, говорим, он будет иметь под руками руководство и еще кое-какие лекарства», – говорится в публикации «Тобольских епархиальных ведомостей».
По мнению автора, подписавшегося как «свящ. А. Р-н», таким руководством может служить для сельских священников сочинение доктора Андреевского под названием «Школа здоровья», содержащее в себе до 3 тысяч рецептов для наружных и внутренних болезней. Что он нем известно? По словам свящ. А. Р-на, это был единственный «домашний лечебник» из появившихся на тот момент в русской печати, лучший по своей полноте содержания, ясности и простоте изложения: «Состоит он из 2-х частей. В 1-й части содержится общепонятное описание строения тела человеческого и его органов сопровождаемое многими рисунками (до 134 рисунк.), распознавание болезней, правила приготовления лекарств домашним способом, без медицинских мер, ложками, стаканами и проч., общие правила ухода за больными и описание домашней аптеки, т.е. указание всех необходимых лекарственных цветов, трав, корней, солей, порошков и проч. Во 2-й части по алфавиту расположены все роды болезней, признаки по которым можно узнать и различить одну болезнь от другой, происхождение их и причины, припадки и течение болезни и ее лечение. Если не во всех болезнях, то в большинстве случаев и на первом месте рекомендуются лекарства самые простые, которые найдутся в каждом доме… Рекомендуем эту книгу не голословно, а дознав предварительно на опыте (не говорим – обширном, нет, в кругу семейства и некоторых лиц) некоторые врачебные советы и указания, как-то: в лихорадке горячке, кори и краснухе, оспе, зубной боли, расстройстве желудка, различных опухолях и простудах, воспаления миндалевидных желез и проч.».
Получается, едва ли не до начала гонений в начале XX века священники были для своей паствы, особенно на селе, не только пастырями и священнослужителями, то есть целителями духа, но и нередко врачами тела.
Валентина ГОРОДНИЧЕВА