
Наше время, кажется, уже перестало быть временем открытий, тем более в языке. Вольное обращение со словом стало привычкой, даже привлекательным действом. Конечно, с одной стороны, «чем грамотнее человек, тем свободнее он обращается с языком», цитировала мне как-то некое светило-лингвиста знакомая филологиня, и нарочито эпатирующе произносила в беседе «зво́нит». Дама была во всех отношениях титулованная и образованная, а потому пример казался убедительным, даже заразительным. Но стоило услышать подобное в устах малознакомого человека, и стремлению поправить неуча сложно было противиться.
«Обращаться с языком кое-как значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно», – говорил А.Н. Толстой. Действительно, только обладая достаточными знаниями о языке, можно позволить себе вольно с ним обращаться: quot licet iovi, non licet bovi (лат. «что позволено Юпитеру, не позволено быку»).
Церковно-религиозная лексика – вот то новое, с чем сталкивается сегодня человек, делающий первые шаги в Церкви. Конечно, это не абсолютная новизна: русская классика предоставляет каждому возможность впитать лексику церковного обихода, что называется, с молоком матери. Но одно дело теория, а другое – практика. И здесь наиболее частыми являются ошибки в произношении слов, в первую очередь, акцентные. Именно постановка ударения в словах, появившихся в речевой практике вновь пришедшего в церковь человека, становится часто «камнем преткновения».
Итак, небольшой словарь слов, в которых произносительные ошибки встречаются наиболее часто.
А
Апока́липсис
(от греч. apokalypsis — откровение). Откровение Иоанна Богослова, название последней книги Нового Завета.
Ошибочный перенос ударения в слове апокалипсис на предпоследний слог можно объяснить воздействием слов, которые в исходе основы имеют определенное подобие по звучанию: например, катехизис, скепсис, синопсис и подобные.
Апо́криф, апокрифи́ческий
(греч. — тайный, сокровенный). Произведения иудейской и раннехристианской литературы, составленные в подражание книгам Священного Писания о священных лицах и событиях, большей частью от имени персонажей Священного Писания, не признанные Церковью каноническими.
Апси́да
(от греч. hapsis (hapsidos) — дуга, свод). Полукруглый (иногда многоугольный) выступ в стене христианских церковных зданий (обычно в алтарной части храма).
Именно такой вариант произношения встречается в известном стихотворении О. Мандельштама «Айя-София»:
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Б
Бла́говест
Вид колокольного звона, при котором мерно ударяют в один колокол.
В сложном слове «благовест», имеющем прямое отношение к словосочетанию «благая весть», первый компонент восходит к существительному «благо», ударение в котором — корневое.
В
Вероиспове́дание
Религиозное вероучение; принадлежность к какой-либо религии, церкви, конфессии.
Слово образованно сложно-суффиксальным способом на базе выражения «исповедать веру». Поэтому в опорном компоненте этого сложного существительного ударение также корневое.
Ве́черя
Вечерняя трапеза, согласно Новому Завету, последний ужин Иисуса Христа с апостолами, на котором было установлено таинство Причащения.
Лексема «вечеря» имеет ударение, соответствующее ударению в исходном слове «вечер», и в нем не допускается перенос на второй слог, как, допустим, в слове вечерня, осложненном суффиксом -н- и образованном от прилагательного «вечерний» с таким же ударением.
Воздви́жение
Один из двунадесятых праздников. Ошибка в ударении происходит в том случае, если говорящие не учитывают принадлежность слова к церковной лексике. Воздвиже́ние означает строительство, возведение какого-либо высокого здания, сооружения, колонны.
Все́нощная (всено́щное бдение)
Соединение трех служб – великой вечерни (иногда великого повечерия), утрени и первого часа.
И. Северянин «На колокола»
Ко всенощной зовут колокола,
Когда, в путь вышедшие на рассвете,
Мы различаем в далях монастырь.
Д
До́гмат, догма́тика
от греч. dogma (dogmatos)
Догматы — непререкаемые истины веры, данные через Божественное Откровение, определенные и сформулированные Церковью на Вселенских Соборах.
Слово в русском языке, как и в греческом, является непроизводным и представляет собой исконную основу в чистом виде. Поэтому ударение в нем на первом слоге должно быть неизменным.
Духовни́к
Священник как совершитель Таинства покаяния.
Колебания в ударении проявляются по аналогии с производными словами, происходит тенденция к выравниванию ударений. Так, например, порой ударение ошибочно переносится на второй слог по сходству с лексемами храмовник, церковник.
Е
Ева́нгелие
(греч. euangelion – благая весть). 1. Христианское благовестие о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти. 2. Книга, излагающая эту весть.
Ерети́к
(греч. hairetikos). Последователь ереси. Тот, кто неуважительно относится к религии; неверующий, безбожник.
Слово восходит к греческому суффиксальному hairetikos, ударение сохраняется на суффиксе, как и в исходном греческом слове.
З
Зна́мение
1.Знак (символ), посредством которого Господь обращается к человеку. 2. Икона Богородицы.
Слово имеет ударение, соответствующее ударению производящего слова. Ошибочный перенос ударения с нем связан с ассоциацией по сходству между однотипными производными: знамение – крещение – вознесение. Так же, как и со словом «воздвижение», причиной ошибки в ударении является несовпадение места ударения в словах и формах в соотносительных парах русского и церковнославянского языков. Слово воспроизводится в значении предзнаменование, отсюда произношение знаме́ние.
Б. Пастернак «Август»
Обыкновенно свет без пламени
Исходит в этот день с Фавора,
И осень, ясная, как знаменье,
К себе приковывает взоры.
И
И́конопись
Вид религиозной живописи – писание икон.
Слово, являющееся сложносуффиксальным, сохраняет старое ударение, хотя исконно греческое слово eikon (изображение) имело ударение на втором слоге. Слово «икона» в русском языке также имеет ударение на втором слоге.
И́нокиня
В старых словарях инок и монах — синонимы. Однако в практике современных русских православных монастырей возникло различие между этими словами Инок является насельником монастыря, монахом же называют того, кто пострижен в мантию и дал монашеские обеты.
Слово имеет ударение, соответствующее ударению производящего слова. Ошибочный перенос ударения с нем связан с ассоциацией по сходству между однотипными производными: например, инокиня – княгиня.
И́скус/иску́с
Строгое, суровое испытание; искушение, соблазн.
Все словари рекомендуют акцентный вариант иску́с как более правильный, в некоторых справочниках даются два варианта произношения. Вариант и́скус сопровождается пометами «доп.», «высок.» или «устар.».
К
Кре́стный ход, кре́стное знамение
От слова «крест».
Здесь следует обратить внимание на отсутствие при произношении буквы «ё». Произносительные ошибки в основном связаны с переходом «е» в «о» (ё). Этот фонетический процесс характерен для русского языка, но церковнославянский его не знал. Отсутствие буквы «ё» в современных печатных текстах на русском языке только усложняет ситуацию, ведь очень многие церковные термины употребляются по традиции именно в церковнославянском варианте.
Однако переход состоялся в слове «крёстный» (например, крёстный отец).
Купина́ (неопалимая)
1.В Пятикнижии: горящий, но не сгорающий терновый куст, в котором Бог явился Моисею. 2. Икона Богородицы
Данная лексема возникла на основе слова «ку́па», то есть куча, группа деревьев.
М. Волошин. «Неопалимая купина»
Мы погибаем, не умирая,
Дух обнажаем до дна.
Дивное диво — горит, не сгорая,
Неопалимая Купина!
М
Миря́нин
Член Церкви, не входящий в состав духовенства и монашества.
Моло́х
(от финикийск. molek — владыка, царь).
Жестокая неумолимая сила, требующая множества человеческих жертв. По имени финикийского бога солнца, огня и войны, которому приносились человеческие жертвы.
Мы́тарь
Сборщик податей, откупщик.
Мыта́рство
Мучение, страдание, невзгоды.
О
Обре́зание (обряд) и обреза́ние в значении «обрезка».
Обре́тение (мощей)
Ошибка при произношении происходит по той же причине, что и в словах «воздвижение» и «знамение». Причиной ошибки является несовпадение места ударения в словах и формах в соотносительных парах русского и церковнославянского языков.
П
Пле́велы
Сорняки. В переносном смысле – что-либо вредное, дурное, засоряющее.
Пома́зание
Обряд, состоящий в крестообразном мазании миром, елеем в знак передачи благодати, благословения (при крещении, перед смертью, при коронации).
Пома́занник
В сотериологическом смысле – явившийся в мир обещанный в Ветхом Завете Мессия Христос.
Про́сты (характером), но Просты́ (в обращении)
Просфора́; мн. про́сфоры, просфо́р, просфора́м, о просфора́х
Вариант: просвира́,-ы; мн. про́свиры, просви́р, просвира́м, о просвира́х
(греч. prosphora – приношение). В православном богослужении – пшеничный хлебец особой двусоставной формы, употребляемый для совершения Причащения.
Р
Рамена́, раме́н, рамена́м, на рамена́х
Плечи (устар.)
М. Волошин «Corona Astralis»
Страшится он принять на рамена
Ярмо надежд и тяжкий груз свершенья,
Не хочет уз и рвет живые звенья,
Которыми связует нас Луна.
С
Сре́тение (Господне)
Двунадесятый праздник.
Стори́цею, стори́цей (воздать)
Во много раз больше (буквально — в сто раз больше).
Т
Те́рние, терни́стый
Всякое колючее растение. В переносном смысле – страдания, трудности, невзгоды.
Толи́ка (малая)
Небольшое, малое количество, малая часть.
Тра́пеза
1.Общий стол для приема пищи в монастыре. 2. Прием пищи в монастыре; сама пища, еда.
Х
Христиани́н
Последователь христианства, верующий, исповедующий христианскую религию. Человек старающийся уподобиться Христу, член созданной Им Церкви.
Колебания в ударении проявляются по аналогии с производными словами, наблюдается тенденция к выравниванию ударений. Христианин начинает произноситься с ударением на предпоследнем слоге, как в словах «прихожанин», «никонианин», «мусульманин» и т.п.
Я
Я́сли, в я́слях, я́слей
Кормушка для скота, прикрепляемая наклонно к стене или стоящая отдельно
И. Бродский «Рождественская звезда»
Внимательно, не мигая, сквозь редкие облака,
на лежащего в яслях ребенка издалека,
из глубины Вселенной, с другого ее конца,
звезда смотрела в пещеру. И это был взгляд Отца.
Мария СТРОГАНОВА