Home / Богослужебные традиции / У Рождественского порога

У Рождественского порога

В канун праздника Рождества Христова полагается усиленный пост. Этот день называется навечерие праздника или «сочельник» от слова «сочиво» – отварной пшеницы, которую вкушают в знак строгого поста пред великим торжеством.

Богослужение 6 января (24 декабря по старому стилю) начинается с литургии, предваряемой вечерней. На ней поются стихиры, в которых раскрывается догматическое значение Рождества Христова, вспоминается история грехопадения и разрушение стены отчуждения между Богом и человеком с Рождением Спасителя.

На малом входе споют одну из немногих существующих стихир, текст которой был написан женщиной – инокиней Касссией:


· Августу eдиноначальствующу на земли, / многоначалие человеков преста; / и Тебе вочеловечшуся от Чистыя, / многобожие идолов упразднися, / под eдинем царством мирским гради быша, / и во Eдино Владычество Божества языцы вероваша. / Написашася людие повелением кесаревым, / написахомся, вернии, Именем Божества, / Тебе, вочеловечшагося Бога нашего. / Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе.


· Когда Август стал единовластным на земле, / прекратилось многовластие среди людей; / и с Твоим вочеловечением от Девы чистой / идольское многобожие упразднилось. / Одному мирскому царству подчинились страны, / и в единое владычество Божества племена уверовали. / Переписаны были народы по указу Кесаря, / записались и мы, верные, во имя Божества / – Тебя, вочеловечившегося Бога нашего. / Велика Твоя милость, Господи, слава Тебе!

Древнерусский напев стихиры:


После входа будут прочитаны паремии – отрывки из Ветхого Завета, пророчествующие о Боговоплощении. Они перемежаются особыми тропарями с запевами. Во многих храмах этот момент богослужения совершается особенно торжественно.


Обычно в сочельник совершается литургия святителя Василия Великого, на которой песнопение «Милость мира» идет особо протяжным напевом


А вместо «Достойно есть» будет спет один из самых красивых гимнов в честь Богородицы – «О Тебе радуется»


· О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род, Освященный Храме и Раю Словесный, Девственная похвало. Из Неяже Бог воплотися и Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш. Ложесна бо Твоя Престол сотвори. И чрево Твое пространнее небес содела. О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.


Киево-Печерская лавра

Знаменный распев

в гармонизации диакона Сергия Трубачева

Знаменного (валаамского) распева с исоном

музыка П. Динева

Праздничное богослужение продолжится вечером, на всенощном бдении, состоящем из великого повечерия и праздничной утрени.

Самым торжественным моментом повечерия будет пение стихов «С нами Бог», тропаря и кондака праздника Рождества Христова.

музыка священника Василия Зиновьева

музыка П. Чеснокова

Divna Ljubojevic and Melodi

музыка С. Толстокулакова

знаменного распева

Тропарь, глас 4-й:

· Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся. Тебе кланятися Солнцу правды и Тебе ведети с высоты Востока. Господи, слава Тебе.

· Рождение Твое, Христе Боже наш, озарило мир светом истины, потому что тогда служившие звездам были звездою научены поклоняться Тебе, Солнцу правды, и познать в Тебе Восход с высоты. Господи, слава Тебе!

Кондак, глас 3-й:

· Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит: Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог.

· Сегодня Дева рождает Того, Кто превыше всякого существа, а земля доставляет неприступно Высокому убежище в низкой пещере; Ангелы поют Богу славу вместе с пастухами, а волхвы совершают путь по указанию звезды. Все это потому, что ради нас родился Младенец, Который есть предвечный Бог.

Песнопение это поется по возможности самыми торжественными напевами. Благо, что выбор есть:

сербский тропарь и кондак

грузинский тропарь

Величание

· Величаем Тя, Живодавче Христе, нас ради ныне плотию рождшагося от безневестныя и Пречистыя Девы Марии.

· Величаем Тебя, Подателя жизни, Христа, ради нас ныне по плоти родившегося от не познавшей мужа и пречистой Девы Марии.

После Евангелия будет спета особая стихира:

· Слава в Вышних Богу, / и на земли мир, / днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем, / днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят: / слава в Вышних Богу, и на земли мир, / в человецех благоволение.

· Слава в вышних Богу и на земле мир! / В сей день принимает Вифлеем Сидящего вечно с Отцом. / В сей день Ангелы рожденного Младенца как Бога славословят: / «Слава в вышних Богу и на земле мир, / среди людей благоволение!»

Стихира по 50-м псалме,

музыка А. Лядова

музыка Д. Бортнянского

Дальше праздник продолжится в пении канона.

музыка священника Дм. Аллеманова

сербские запевы по 9-й песне канона

греческие запевы по 9-й песне канона

Удивительными словами люди пытаются воспеть Рождество Христово в светильне праздника:

· Посетил ны есть свыше Спас наш, Восток востоков, / и сущии во тьме и сени обретохом истину, / ибо от Девы родися Господь.

· Посетил нас с высоты Спаситель наш, / прежде солнца восшедшее Светило; / и мы, пребывавшие во тьме и тени обрели истину, / ибо от Девы родился Господь

Обычным напевом

музыка C. Самусенко

музыка А. Архангельского

греческий светилен

Завершается всенощное бдение торжественным пением, можно сказать, гимном Тому, Кто показал нам всем Свет – «Великим славословием»:

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *