В праздник второго, на Руси – Яблочного, Спаса в песнопениях нет ничего об освящении плодов. Но много говорится о Свете. Не обычном Свете, а духовном. Именно через этот Свет возможно обожение человеческой природы. И в этом — важнейший момент христианского учения о человеке. В стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни. Поэтому Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будущего века, воспринять Фаворский Свет, приблизиться к Богу?
Понятно отсюда, что главное слово-тема праздника — Свет. В богослужении также подчеркивается Единство Отца и Сына, трепет апостолов, видящих чудо Преображения, исполнение и отмена ветхозаветного закона, изменение человеческого естества.
Можно выделить четыре основных темы праздника:
* Преображение — это явление Сына при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц Святой Троицы.
* Для Спасителя Преображение состояло не в изменении Его Божественной природы, обладавшей изначальной полнотой, но в явлении Его Божества в природе человеческой.
* У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет.
Из текстов праздника мы узнаем, что видеть чудо Преображения — удел просветившихся добродетелями. Преображение укрепило дух учеников перед добровольными Страстями Христа и сами страдания и смерть Сына Божия добровольны и спасительны.
Естественно, ключевые песнопения будут украшены особыми напевами.
В первую очередь, это будет тропарь праздника, который поется на редко употребляемый 7-й глас.
* Преобразился Ты на горе, Христе Боже, показав ученикам Твоим славу Твою, насколько это было для них возможно. Да воссияет и нам, грешным, свет Твой вечный, по молитвам Богородицы. Податель света, слава Тебе!
Кондак:
* На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша; да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину Отчее сияние.
* На горе преобразился Ты, и, насколько могли вместить ученики Твои, они созерцали славу Твою, Христе Боже, чтобы, когда Тебя увидят распинаемым, поняли, что Твоё страдание добровольное и миру возвестили, что Ты действительно Отчее сияние.
Величание:
* Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное преображение.
греческий оригинал
тропарь на разных языках – в т.ч. молдавском, арабском, английском, греческом
по-гречески и по-английски
тропарь сербского напева
тропарь болгарского напева
тропарь грузинского напева
и
два варианта напева тропаря в нашей традиции
Тропарь Кондак Величание Светилен гармонизация знаменного рaспева
кондак греческий
кондак славянский
Известен также тропарь Преображения А. Туренкова в обработке иерея В. Петручика, тропарь Преображения знаменного распева в гармонизации архиепископа Ионафана, А. Ставровского, кондак Преображения композитора К. Станковича и многих других.
Величание Преображению обычно поется знаменного распева по Касторскому или обиходным напевом.
На праздничной всенощной может быть спета красивая и строгая стихира на входе сочинения дьякона С. Трубачева а стихира на литии муз. А. Третьякова.
Из сугубо праздничных песнопений можно отметить также светилен (песнопение после праздничного канона) сочинения В. Лебедева, О. Железняковой и других композиторов.
На литургии будут спеты особые антифоны, Задостойник сочинения прот. Петра Турчанинова и Причастный стих С. Дегтярева.
Спет причастный стих или весь псалом, откуда этот стих берется, и на древний византийский напев:
причастный стих (псалом)