Первые четыре вечера первой недели Великого поста в православных храмах совершается уникальное богослужение – Великое повечерие с великим каноном преподобного Андрея Критского.
Эпитет «великий» в данном случае относится к размеру. Великий канон состоит из 250 тропарей (строф) и считается самым длинным каноном из существующих. Из-за такого размера он делится на четыре части, которые и читаются на первой неделе. Текст его является проникновенной покаянной молитвой к Богу с многочисленными примерами грехопадения и праведности из Ветхого и Нового Заветов.
Конечно, люди, особенно в пост, приходят в храм помолиться, а не послушать красивые песнопения, но это не значит, что хору в эти дни делать нечего. Вдохновенные молитвы этого богослужения подвигли многих композиторов на создание прекрасной музыки. Это, в первую очередь, ирмосы канона – «Помощник и Покровитель»:
• Помощник и покровитель / бысть мне во спасение, / Сей мой Бог, и прославлю Его, / Бог отца моего, и вознесу Его: / славно бо прославися.
• Помощник и покровитель / сделался мне спасением: / Он – мой Бог, и прославлю Его, / Бог отца моего – и вознесу Его, / ибо славно Он прославился!
Два первых тропаря канона:
• Откуду начну плакати / окаяннаго моего жития деяний? / Кое ли положу начало, Христе, нынешнему рыданию? / Но яко благоутробен, / даждь ми прегрешений оставление.
• С чего начну оплакивать / злосчастной моей жизни деяния? / Какое положу начало, Христе, / нынешней песни плачевной? / Но Ты, как Милосердный, / даруй мне согрешений прощение.
• Гряди окаянная душе, с плотию твоею, / Зиждителю всех исповеждься, / и останися прочее преждняго безсловесия, / и принеси Богу в покаянии слезы.
• Приди, несчастная душа с плотию твоею, / Создателю всего исповедайся, / и воздержись, наконец, от прежнего безрассудства, / и принеси Богу в покаянии слезы.
Здесь можно послушать, как читают это канон в Киево-Печерской лавре, напевы также лаврские:
Вот чтение канона в Даниловом московском монастыре, гармонизация ирмосов архимандрита Матфея (Мормыля):
1 песнь канона, ирмосы киевского напева:
Канон в понедельник. Ирмосы муз. Д. Бортнянского. Читает патриарх Пимен (+1990):
Чтение Великого канона в болгарской традиции:
Посередине канона молящиеся становятся на колени (хоть это не требуется уставом) и хор, а иногда и служащие священники, поют кондак канона:
• Душе моя, душе моя, востани, что спиши? / Конец приближается, и имаши смутитися. / Воспряни убо, да пощадит тя Христос Бог, / везде сый и вся исполняяй.
Душа моя, душа моя, вставай, что ты спишь? / Конец жизни приближается, и ты немало смутишься! / Проснись же, чтобы пощадил тебя Христос Бог, / везде пребывающий и все наполняющий!
После чтения канона продолжается великое повечерие. Многие молящиеся думают, что всё важное кончилось и уходят из храма. Но это не так. Богослужение насыщено молитвами и песнопениями, из которых выделяются:
• «С нами Бог, разумейте языцы, и покаряйтеся: яко с нами Бог…»
• «День прешед, благодарю Тя Господи, вечер, прошу, с нощию без греха подаждь ми Спасе, и спаси мя».
Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных
Тропари в понедельник и среду:
• Просвети очи мои Христе Боже, да не когда усну в смерть, да не когда речет враг мой: укрепихся на него.
Тропари во вторник и четверг:
Невидимых враг моих неусыпание веси Господи, и окаянныя плоти моея неможение веси Создавый мя. Темже в руце Твои предаю дух мой, покрый мя крилома Твоея благости, да не когда усну в смерть, и умныя мои очи просвети в наслаждение Божественных словес Твоих, и воздвигни мя во время благопотребно к Твоему славословию, яко един Благ и Человеколюбец.
Помилуй нас Господи
• Помилуй нас Господи, помилуй нас: всякаго бо ответа недоумеюще, сию Ти молитву яко Владыце грешнии приносим: помилуй нас.