Издревле праздник Богоявления Господня особо чествовался христианами, потому что в нем в открылась людям полная догматическая истина о Триипостасном Боге. В этот день, исполняя установление пророков – обрядовое омовение, Христос устанавливает новозаветное таинство Крещения.
В текстах праздника лучшие песнотворцы православной Церкви раскрывают следующие догматические мысли: Господь Иисус Христос, как Искупитель мира, принявший на Себя вместе с плотию человеческою все тяготевшее на нас бремя проклятия и смерти за грехи, погружаясь в струи Иордана в знак того, что Он Истребитель греха, разрушитель всеобщего проклятия и победитель смерти; в крещении Своем Он потопляет греховность и смертность нашего растленного естества, поражает исконного нашего врага диавола, и вместо греха дарует человеческому роду, соединенному с Ним единством природы, высочайшие блага.
На праздничной литургии вместо обычных антифонов поют особые, из стихов 113, 114 и 117 псалмов и после – тропарь и кондак.
Тропарь:
* При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал непреложность Его слова. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!
Славянский тропарь, кондак, величание
Знаменный роспев
Греческий тропарь
греческое четырехголосие
сербский тропарь
английский
грузинский
польский
Кондак
* Явился Ты в сей день вселенной, и свет Твой, Господи, запечатлелся на нас, в полноте знания воспевающих Тебя: «Пришел, явился Ты, Свет неприступный!»
Синодального напева, изложение арх. Матфея (Мормыля):
Вместо Трисвятого будет спето праздничное песнопение:
Дивна Любоевич. Елицы во Христа
Елицы во Христа на арабском, греческом, английском и других языках
А после Милости мира – особый задостойник:
* Никакой язык не в силах восхвалить по достоинству, / и даже высший мира ум теряется, – как воспевать Тебя, Богородица; / но как Благая, залог верности прими, / ведь Ты знаешь и любовь божественную нашу, / ибо Ты – Защитница христиан, Тебя мы величаем.
Как правило, он исполняется на музыку протоиерея П.Турчанинова, Г.Рютова или диакона С.Трубачева.
После литургии будет совершено великое освящение воды. Выходят на него священнослужители под пение особых стихир:
Глас Господень на водосвятии – греческое четырехголосие
Глас Господень на водосвятии – знаменный роспев
Освящение воды у греков
Греческие крещенские песни