Межсоборное присутствие подготовило документ, регламентирующий религиозно-образовательную и катехизическую деятельность Русской Церкви. Затем он был принят Священным Синодом в декабре 2011 года и одобрен Архиерейским Собором 2013 года. О том, как сегодня планируется претворять Слова Спасителя: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф. 28:19-20), рассказывает заместитель управляющего делами Московской Патриархии, член редакционной комиссии Присутствия архимандрит Савва (Тутунов).
Из Священного Писания и Предания мы знаем, что принявшие Крещение в день Пятидесятницы члены иерусалимской церкви постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении и преломлении хлеба и молитвах (Деян. 2:42). Научение в вере органически связано с общинной, литургической и молитвенной жизнью Церкви, раскрывая ее смысл и исполняясь в ней. В центре этого научения — Слово Божие, которое живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого (Евр. 4:12).
Практика духовного назидания, восходящая к апостольскому времени, отражена в канонических постановлениях Вселенских и Поместных Соборов, а также в творениях святых отцов и древних христианских авторов, литургико-канонических памятниках и церковном богослужении. О том же говорил и святитель Василий Великий: «Вера и крещение — суть два способа спасения, между собою сродные и нераздельные. Ибо вера совершается крещением, а крещение основополагается верою» («О Святом Духе», глава 12).
Просветительское служение Церкви, основанное на учительстве, включает в себя катехизацию и религиозное образование. Катехизация — это содействие уверовавшему в Бога человеку в сознательном и ответственном вхождении в жизнь Церкви. Религиозное образование — это наставление православного христианина в истинах веры и нравственных нормах христианства, приобщение его к Священному Писанию как Божественному Откровению, к литургической жизни Церкви, к святоотеческому молитвенному и аскетическому опыту.
В рассматриваемом документе Присутствия излагаются основные направления, формы и содержание просветительского служения Русской Православной Церкви. Оно сосредоточено на общецерковном, епархиальном, благочинническом и приходском уровнях.
В первом случае отвечает за просвещение людей Синодальный отдел религиозного образования и катехизации, во втором – правящий архиерей и епархиальный отдел (или профильный ответственный епархиальный сотрудник), в третьем – благочинный и ответственный сотрудник благочиния, в четвертом – настоятель прихода. Ему также могут помогать клирики прихода, студенты и выпускники духовных школ и профильных учебных заведений, а также миряне, получившие соответствующее образование и квалификацию катехизатора. При этом, деятельность мирян в области катехизации не должна подменять собой пастырское служение клирика и его духовное руководство. Работу воскресной школы для детей по благословению настоятеля организует директор воскресной школы.
Приходской катехизатор организует и (или) самостоятельно проводит огласительные беседы со взрослыми, детьми сознательного возраста, а также с родителями и восприемниками малолетних детей. Он организует беседы с лицами, желающими вступить в брак, занятия в воскресной школе для взрослых с целью расширения знаний прихожан и сотрудников прихода по основам православного вероучения, библейские (евангельские) беседы, занятия по вопросам богослужения. Он же отвечает за работу службы приходского консультирования по основам православного вероучения, церковной жизни, православной
этики и правилам поведения в храме, проведение духовно-просветительских бесед во время паломнических поездок прихода, издание и распространение катехизических листков к православным праздникам, воскресным дням, дням поминовения усопших, историческим храмовым датам.
Необходимыми условиями для совершения таинства Крещения являются православная вера (Мк. 16:16) и покаяние (Деян. 2:38) желающих креститься. Вот почему оглашение, то есть научение азам христианского вероучения, должны проходить все взрослые и дети старше двенадцати лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо совершение этого Таинства над людьми, не желающими готовиться к участию в нем, ведь конечной целью оглашения является воцерковление — вхождение новопросвещенного в Церковь как тело Христово (1 Кор. 12:27) и народ святой (1 Пет. 2:9).
Вера оглашаемых должна выражаться в исповедании ими Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем, в твердом намерении жить согласно учению Церкви и Слова Божия, в исповедании Символа веры. Таинство Крещения не может быть совершено над человеком, отрицающим основополагающие истины православной веры и христианской нравственности.
К участию в Таинстве не могут быть допущены люди, желающие креститься по суеверным причинам. В таком случае рекомендуется отложить совершение таинства Крещения до времени осознания человеком подлинного смысла этого Таинства.
В каждом конкретном случае продолжительность и объем оглашения должны определяться священнослужителем или мирянином-катехизатором с любовью и рассудительностью. При этом нужно помнить, что оглашение должно, по возможности, включать в себя изучение Символы веры, избранных мест Священного Писания, основ христианской нравственности, включая представление о грехах и добродетелях, введение в литургическую жизнь Церкви.
При отсутствии возможностей или условий для продолжительного оглашения должны соблюдаться следующие требования обязательного минимального оглашения: необходимо провести не менее двух огласительных бесед об основных понятиях христианской нравственности, православного вероучения и церковной жизни. На первой беседе особое внимание должно быть уделено выяснению мотивов обращения человека к Церкви с просьбой о Крещении, помощи ему в осознании христианского смысла таинства, ответам на вопросы и первоначальному наставлению в вере. На второй беседе оглашаемым должно быть преподано общее наставление в христианской вере и жизни посредством толкования Символа веры и основных библейских заповедей. Катехизатор должен акцентировать внимание оглашаемого на необходимости изменить свою жизнь в соответствии с Евангелием Христовым, а также удостовериться в правильности усвоения им основных истин православного вероучения о Боге, мире и человеке.
После второй огласительной беседы либо непосредственно перед совершением таинства Крещения священник должен провести покаянно-исповедальную беседу, целью которой является осознание и исповедание крещаемым своих грехов и утверждение в благом намерении отказаться от них и начать новую жизнь в послушании Богу и Его Церкви.
В случае совершения Крещения над больными людьми или в условиях опасности для жизни оглашение должно быть совершено после Крещения при первой возможности.
При совершении таинства Крещения над младенцами и детьми до 12 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников. В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они регулярно участвуют в церковных таинствах. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения. Уместно призвать родителей и восприемников подготовиться к участию в Крещении их детей личным участием в таинствах Покаяния и Евхаристии.
Возвращению таинству Крещения его исконного места в литургической жизни Церкви способствует, в частности, торжественное совершение Крещения, полным погружением, накануне Пасхи, двунадесятых и великих праздников.
Неотъемлемой частью жизни прихода должны стать систематические духовно-просветительские занятия. Чаще всего их организуют на базе воскресной школы. При некоторых крупных храмах или в благочинии могут создаваться богословские курсы. Здесь слушатели изучают несколько предметов, сдают зачеты и экзамены, получают свидетельства. Многие выпускники потом становятся помощниками благочинных и настоятелей по религиозно-просветительской работе во всем благочинии или на одном конкретном приходе.
Нашим приходам необходимо расширять практику изучения Священного Писания в форме библейских бесед и кружков, а также проводить для прихожан внебогослужебные беседы, посвященные изучению таинств и обрядов Православной Церкви. Изучение и обсуждение Библии в небольших группах под руководством священнослужителя или катехизатора-мирянина поможет прихожанам глубже понимать богослужение, слово Божие. Тогда люди смогут руководствоваться им в своей жизни.
В больших приходах рекомендуется создавать консультативные службы по вопросам православной веры и церковной жизни, привлекая для этого служения как клириков храма, так и духовно просвещенных мирян. Современный опыт церковно-приходской жизни свидетельствует об эффективности индивидуальных просветительских бесед с заходящими в храм невоцерковленными людьми. Особого попечения требуют люди, которые пришли в храм из-за случившегося горя. В храмах рекомендуется размещать стенды с духовно-просветительской информацией, издавать и распространять общедоступные миссионерские, катехизические и духовно-просветительские материалы.
Предметом особого пастырского попечения настоятелей приходов должно стать повышение уровня церковной грамотности сотрудников храма, а также забота об их духовно-нравственном совершенствовании. С этой целью рекомендуется организовывать для них соответствующие специфике их служения духовно-просветительские беседы, поощрять их к получению церковного образования, контролировать их отношение к прихожанам.
Современный кризис семьи и традиционных семейных ценностей побуждает Церковь уделять особое внимание подготовке верующих к Таинству Венчания и духовно-просветительской работе с семьей. Церковное попечение о семье должно заключаться в подготовке молодежи к вступлению в брак и духовной поддержке семьи после ее создания. Важным направлением развития деятельности Церкви является создание и организация работы различных форм православных консультаций по вопросам семьи и брака.
В связи с тем, что большинство вступающих в брак невоцерковлены, перед венчанием нужно проводить обязательные подготовительные беседы. На них священнослужитель или катехизатор-мирянин должен разъяснить желающим обвенчаться важность и ответственность предпринимаемого ими шага, раскрыть христианское понимание любви между мужчиной и женщиной, объяснить смысл и значение семейной жизни в свете Священного Писания и православного учения о спасении.
Также важно размещать и распространять духовно-просветительскую информацию в родильных домах и женских консультациях, проводить катехизические беседы о христианском понимании любви и брака со старшеклассниками общеобразовательных школ и студентами средне-специальных и высших учебных заведений.
Основной формой православного духовно-нравственного воспитания и катехизации детей и подростков являются церковно-приходские (воскресные) школы. Их деятельность ориентирована на всестороннее воцерковление подрастающего поколения, на усвоение учащимися христианских нравственных норм и на активное включение их в церковную жизнь.
Для достижения этой цели наряду с учебным процессом необходимо уделять значительное внимание организации внеучебной деятельности церковно-приходских школ: паломнических поездок, летних лагерей, участия в крестных ходах, подготовки рождественских и пасхальных спектаклей, хорового пения и художественного творчества, участия детей и подростков в социальном служении прихода. Вообще надо помнить, что паломнические поездки являются одной из важных форм современной церковной жизни. Вот почему настоятелям приходов, сотрудникам паломнических служб и ответственным мирянам следует помнить, что экскурсионно-паломническая деятельность имеет большой духовно-просветительский потенциал, который необходимо правильно использовать для проповеди слова Божия и наставления паломников в православной вере.