Home / Церковные документы / Хиротонии целибатов в Русской Церкви могут стать исключениями из правил

Хиротонии целибатов в Русской Церкви могут стать исключениями из правил

О критериях рукоположения лиц, не состоящих в браке и не принявших монашеский постриг, говорится в документе «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве», принятом президиумом присутствия в первом чтении 16 декабря 2010 года и опубликованного на официальном сайте Московского Патриархата, а также в социальных сетях с целью проведения общественной дискуссии.

«Данная тема была направлена в комиссию присутствия по вопросам церковного права президиумом присутствия в конце января текущего года. Вопрос возник в связи с необходимостью упорядочивания практики хиротонии тех, кто не решился создать семью или принять монашеские обеты», − сказал в интервью порталу «Интерфакс-Религия» заместитель управделами Московской Патриархии, член президиума Межсоборного присутствия, преподаватель Московской духовной академии по церковному праву игумен Савва (Тутунов).

По словам канониста, в действующем праве Русской Православной Церкви нет никаких нормативных актов, регулирующих институт целибатства, что, в свою очередь, могло порождать злоупотребление. «Например, мне приходилось слышать о ситуациях, когда совсем еще юного человека, только окончившего семинарию, духовник или иное авторитетное для него лицо буквально принуждали к хиротонии целибатом. В иных случаях, молодой человек очень хотел хиротонии, но не был готов связать себя обязательствами брака или монашества и поэтому неосмотрительно просил рукоположения целибатом, не будучи на самом деле готов к такой жизни», − отметил отец Савва.

«В связи с этим комиссия обратила внимание на необходимость соблюдения строго подхода к хиротонии целибатом, признала подобную практику, особенно для тех, кто ранее не состоял в браке, как исключительную и предложила таковых лиц посвящать в сан не ранее достижения ими 30-летнего возраста», − добавил игумен Савва, подчеркнув, что ныне опубликован только проект документа, который может измениться после получения официальных отзывов из епархий, а также комментариев из соцсетей.

Важными условиями рукоположения целибатом комиссия посчитала достаточный жизненный и духовный опыт, полное семинарское или академическое образование. Кроме того, в случае получения заочного духовного образования, кандидату предписывается проходить не менее чем двухлетнюю практику (с полной нагрузкой) в качестве церковнослужителя при кафедральном соборе, многоштатном городском приходе или епархиальном монастыре под руководством опытного священнослужителя.

В подготовленном документе говорится, что совершать хиротонию целибата следует «лишь после изучения кандидатуры епархиальным советом, на основании письменного обоснованного прошения кандидата на священный сан, встречи с ним и письменной рекомендации его духовника, а также ректора духовной школы, где обучался кандидат, либо настоятеля храма или монастыря, при котором он проходил практику».

В ходе обсуждения вопроса о рукоположении целибатов, члены комиссии приняли к сведению решение Всероссийского Церковного Собора 1917–1918 годов «в изменение

установленного в Русской Церкви порядка, по коему возведение в сан диакона и священника лиц, не обязанных супружеством и не состоящих в иночестве, дозволяется лишь по достижении ими сорока лет, допустить посвящение в сан диакона и священника в безбрачном состоянии лиц, достигших тридцатилетнего возраста, по особливом испытании со стороны рукополагающего епископа». Данное решение затем было подтверждено постановлением Временного Патриаршего Синода «О безбрачном духовенстве, не достигшем сорокалетнего возраста (от 2 января 1931 года, No. 2)».

Каноническим материалом по вопросу критериев хиротонии не состоящих в монашестве безбрачных лиц являются такие нормы, как «принципиальное утверждение исключительности подобной хиротонии (запрет на развод, понуждение к выбору в вопросе семейного положения до хиротонии в Ап., 5; Анкир., 10; Карф., 20), признание обязательности целибата для кандидата в клир не отвечающим древним каноническим правилам Церкви (Трул., 13), запрет на изменение безбрачного статуса после хиротонии (Ап., 26; Неокес., 1; Трул., 6), запрет на проживание целибатного клирика с особами женского пола после хиротонии (I Вс., 3)», − говорится в опубликованном документе.

опубликовано в «Юристе прихода» (приложение к журналу «Юрист предприятия»)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *