Home / Актуальные вопросы приходской жизни / ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ: СО-ТРУДНИЦА И СО-СЛУЖИВЕЦ

ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ: СО-ТРУДНИЦА И СО-СЛУЖИВЕЦ

ЖЕНЩИНА В ЦЕРКВИ: СО-ТРУДНИЦА И СО-СЛУЖИВЕЦ

Активизация роли женщин в церковном обществе очевидна. Заслуга женщины в сохранении веры и традиции – аксиома, доказанная историей ХХ века. Но когда же возникли споры о необходимости вовлечения женщины в церковную жизнь не только для молитвы, но и для делания?

 Когда женщин допустили к церковному служению

 Конечно, о равноправии женщин и мужчин в первом веке по Рождестве Христовом говорили еще апостолы. Так, апостол Павел сказал в послании к галатам, что в Церкви нет мужского или женского пола (Гал. 3, 28; Кол. 3, 11), а апостол Петр называл женщин сонаследницами благодатной жизни (1 Петр. 3, 7). Еще более «правозащитные идеи» в пользу равноправия женщин и мужчин во Христе можно найти в первом послании к коринфянам апостола Павла, где раскрывается смысл церковного служения: так как Церковь является телом Христа, то все христиане становятся его членами. Вот почему несправедливо женщин записывать в пассивные, бесправные или меньшие члены. Ведь «не может глава сказать руке – ты мне не нужна» (ср.1 Кор. 12, 21).

Не будем забывать и о подвижницах веры и благочестия, потрудившихся на ниве евангельской проповеди и делом, и словом: жены-мироносицы, равноапостольные жены, мученицы, исповедницы, преподобные, проповедницы, праведницы – жены, девы, вдовицы самых разных сословий из разных народов и континентов. В церковном календаре их значительно меньше, нежели мужчин, но является ли в данном случае количество претензией к качеству?

Осмысление роли женщины в Церкви в новом контексте в России особенно плодотворным было в конце XIX – начале XX веков и продиктовано рядом социально-экономических процессов. Об этом очень интересно и подробно в своей книге «Церковный суд и проблемы церковной жизни» пишет исследовательница Елена Белякова (кстати, эта глава ею написана в соавторстве с дочерью, Н.А.Беляковой).

В начале XX столетия женщины стремились доказать свою самостоятельность. Все чаще они уходили из деревень в города, где были вынуждены без мужской помощи искать себе средства на пропитание. Нередко для этого требовалось образование, позволяющее женщинам заниматься интеллектуальным трудом (устраиваться учителями, наставницами, секретарями, стенографистками).

Также стали развиваться женские общества с прогрессивными народническими установками. Во имя высоких целей – просвещения крестьянства – образованные женщины готовы были наоборот уезжать из городов, дабы нести свет науки в народную тьму. Впрочем, в основной своей массе «женское движение» было антирелигиозным, настроенным нигилистически, отрицавшем традиционные ценности – веру, семью, материнство.

В ответ на растущую эмансипацию женщин Церковь в начале XX века, в рамках Предсоборного Присутствия, а затем и на Всероссийском Соборе 1917-1918 годов высказала свое мнение о признании прав женщин. Так, будущий священномученик митрополит Владимир (Богоявленский) в 1906 году в проповедях отмечал «важность привлечения женщин для сохранения православия и нравственности в народе». А участник Поместного Собора, делавший доклад об участии женщин в соборной жизни Церкви, протоиерей Иаков Галахов подчеркивал: «Церковь должна была бы призвать Божие благословение на успех в подобном стремлении женщины-человека отвоевать себе независимость».

Более того, он полагал, что женщина устремилась к нигилистким воззрениям из-за того, что в Церкви у нее фактически не было прав: «…Женщине в Церкви не было дано надлежащего места… Безгласная и бесправная в Церкви, что она могла до сих пор сделать? Как она могла противодействовать этому злу?».

На фоне сложных политических коллизий, долгоиграющей войны, да и в целом деградации образа мужчины, некоторые церковные представители видели в приобщении женщины к церковному служению насущную необходимость наступившего времени. Причем вопрос касался не только привлечения женщин к социальному, миссионерскому, просветительскому служениям, но и к бытовым вопросам приходской жизни. Например, в храмах не стало хватать мужчин для уборки алтаря, а также чтения и пения.

На Поместном Соборе высказывались опасения, что «замена мужчины женщиной-псаломщицей станет новшеством в приходской жизни и может вызвать нежелательные результаты».

«Женщина может быть чтицею в церкви, но не должна занимать должность штатного псаломщика и входить в алтарь. И пусть она проповедует, но не в храме, а во внебогослужебных собраниях, но на епархиальные собрания женщин допускать не следует», – считал делегат Собора торговый приказчик из Кашинского уезда Тверской области В.Г.Рубцов.

В качестве положительного примера участия женщины в церковном служении приводился опыт старообрядцев, которые «издавна и прекрасно оценили значение женщины для церковной жизни»: «У них женщины не только убирают храмы алтари, но и несут службу чтиц и даже наставниц».

Участие женщины в хозяйственной деятельности так детально обсуждалось на Соборе еще и потому, что с ним увязывался вопрос наделения прихожанок правом решающего голоса на приходском собрании, а также возможность поставления их на должности старост храмов.

По итогам многочисленных дискуссий и доработок текста постановления Всецерковный Собор 1917-1918 годов определил привлекать женщин «к деятельному участию на разных поприщах церковного служения». Отныне женщинам было дозволено состоять в приходских собраниях и советах и занимать должности церковных старост. Они также получили «право участия в благочиннических и епархиальных собраниях». Кроме того, женщины теперь могли «занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных». Помимо этого Собор разрешил женщинам «исполнять должности псаломщика со всем правами и обязанностями штатных псаломщиков, но без включения в клир».

Результат после ста лет

 По преодолении ХХ века мы знаем, насколько данные решения были своевременны и важны. Более того, во многом именно они сохранили Церковь для нас, граждан XXI столетия. Женщины на своих плечах вынесли тяготы церковного лишения, оскудения приходских общин. Они в советские годы были первыми помощницами архипастырей и пастырей: читали, пели, убирались, экономили – сохраняли то, что не отняли. Был и еще один аспект служения женщины в Церкви. Некоторые становились женами священнослужителей. И это, безусловно, особый путь церковного служения, заслуживающий самого подробного анализа и отдельного внимательного исследования. Мы же попытаемся ответить на вопрос: «Кем сегодня является женщина, работающая в Церкви?».

Определить, в какой сфере ныне больше всего трудниц, практически невозможно. То есть возможно: их больше всего везде. Достаточное количество женщин участвует в богослужениях: поют на клиросах, читают, следят за порядком в храме. Не будет преувеличением сказать, что на женских плечах лежит церковное хозяйство. Ведь женщины, как правило, являются работницами свечных ящиков, приходских складов, храмовых бухгалтерий, церковных трапезных.

Не уменьшается их число и в иных областях церковной деятельности. По большей части именно женщины занимаются социальным служением, религиозным образованием. Достаточно их и на позициях, обычно относимых к «лидерским», априори ассоциируемых с мужчинами, – речь идет о сотрудниках, ответственных за молодежную и миссионерскую работу.

В церковных учреждениях не приходского уровня женщин тоже не мало. Они трудятся и в епархиальных управлениях, и церковных организациях. Здесь все чаще женщины завоевывают должности не только обслуживающего персонала. Не составляют исключения и синодальные учреждения. В них женщин можно встретить на позициях специалистов и ответственных сотрудников, иногда даже кураторов целых направлений и руководителей подразделений. Женщины повсюду. И этому есть несколько причин.

Во-первых, бытие Русской Церкви в XX веке сломало стереотип, что церковная административная система только для мужчин. Она для всех. И каждый в меру своих способностей может принести пользу и послужить Богу и людям.

Во-вторых, существует целый комплекс вакансий, занять которые мужчины соглашаются редко. Помимо обслуживающего персонала, к ним можно отнести позиции машинисток, делопроизводителей, секретарей-референтов. Хотя на последней именно в церковных кругах мужчины встречаются довольно часто.

В советские годы в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС) штат машинисток насчитывал больше десятка женщин. Не меньше было и в штате переводчиц. Однако люди, занимавшие данные должности, не именовались «сотрудниками». Женщина-сотрудник в ОВЦС появилась уже в эпоху нового времени. И еще не так давно сотрудниц в Отделе можно было перечесть по пальцам одной, потом двух рук.

Сегодня ситуация меняется. И связано это, вероятно, с третьей причиной. У женщин появилась возможность получать не просто высшее профессиональное образование, но высшее конфессиональное профессиональное образование. Кстати, данное обстоятельство влияет на динамику вхождения женщин в богословскую науку. За последние двадцать лет женщины не просто получили возможность написать диплом, но и защитить кандидатские и докторские диссертации, в частности, по церковной истории. Конечно, не все женщины с высшим образованием, как не все выпускники вузов, решаются идти в аспирантуру, однако многие по окончании Российского православного университета и Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета идут работать в Церковь.

Каких специалистов готовят православные университеты? Спектр специализаций широк, как того и требует современное общество. Здесь можно встретить и традиционные для православных вузов факультеты (например, философско-богословские, пастырские, религиоведческие, теологические, миссионерские), а также те, которые у человека не сведущего в церковной жизни могут вызвать недоумение. Так, православные университеты готовят экономистов, юристов, журналистов, программистов, реставраторов. А еще есть и исторические, и филологические, и психологические специальности.

В советские годы, да и то во второй половине ХХ века, прогрессивным стал допуск женщин к образованию в духовных академиях. Новатором стал нынешний Патриарх, а тогда ректор Ленинградской духовной академии, открывший в 1979 году регентский класс для девушек. Впоследствии он был преобразован в полноценное отделение. В Московской духовной академии девушек на регентское отделение стали допускать к поступлению в начале 1980-ых годов. Возможность получения женщинами специализированного церковного образования было важной вехой в становлении женского церковного служения. От самодеятельности церковная деятельность переходила к профессионализму.

Конечно, воспитанницы регентских школ помимо музыкальных предметов изучали богословские дисциплины, что впоследствии позволяло им не только регентовать, но и организовывать воскресные школы, богословские кружки при храмах и иных учреждениях, то есть заниматься просветительским, миссионерским служением. Однако современная разветвленная система православного образования позволяет Церкви готовить для своих нужд сотрудников самых разных областей, не связанных напрямую с приходской жизнью, но предоставляющих церковному человеку возможность участвовать в различных сферах общественной жизни.

На небогословских факультетах женщин, опять же, не меньше половины, а где-то – абсолютное большинство. И их выпускницы находят работу в лоне Церкви. Кто-то поступает в отделы кадров или бухгалтерии. Кто-то выбирает преподавательскую стезю на приходе, кто-то занимается социальной, миссионерской, катехизической, молодежной деятельностью. Помимо церковных учреждений существует немало православных организаций. Женщины трудятся и в них, что, несомненно, также является формой церковного служения.

Однако не все выпускницы православных университетов идут работать в Церковь. Во многом это связано с банальными финансовыми проблемами: в Церкви относительно невысокий уровень зарплат, особенно если сравнить ставки со светскими коллегами. Не секрет, что по ряду позиций зарплаты церковных и светских специалистов могут разниться десятками тысяч рублей, а иногда и сотнями. И не в пользу первых, хотя в определенных кругах создается совершенно иной образ церковного служащего.

Зачастую женщина не идет трудиться в Церковь и по иной, совершенно простой и понятной причине: она выходит замуж и занимается домашним хозяйством, воспитанием детей. Впрочем, скорее всего, данный отказ от церковнослужения временен – до той поры, пока дети не подрастут.

Еще одним нежеланием занять позицию в Церкви можно назвать невозможность построения женщиной здесь карьеры. На ключевых постах в церковном администрировании мужчины, чаще – мужчины в сане, еще чаще – монашествующие мужчины в сане. Им, как кормчим церковного корабля, доверено стоять у штурвала. И абсолютно очевидно, что женских сил для его управления не достаточно. Но их как раз хватает на помощь, на со-трудничество и со-служение. Отсутствие карьерного роста вовсе не равно унижению или деградации. Успешная трудовая деятельность может мериться чиновничьей должностью. А может возвышаться вкладом, который человек внес в развитие той или иной области. В конце концов, с церковных служащих, прежде всего, спросится не сколько положений из должностной инструкции выполнено, а сколько людей достигло Царствия Небесного. Чиновничьи труды попираются, если они не приносят пользы людям.

Установки современного общества как бы противоречат церковной традиции. До нас с разных сторон доносятся вести об успешных карьерах женщин «в светском мире». Но дает ли классическое образование, получаемое в православных университетах, возможность конкурировать с выпускницами иных, светских, вузов? Да. И не только претендовать на высокооплачиваемые и престижные вакансии, но и получать их. Ведь у православной женщины есть удивительное сокровище – вера, выражаемая уникальным целостным мировоззрением. Чего подчас так не достает согражданкам, колеблемых ветрами сомнительных секулярных идей. И здесь, на работе в светских организациях, христианки также служат Церкви – проповедуют слово Божие. И служение это не менее важное. Можно сказать, проповедническое.

 

Евгения Жуковская

 

при подготовке статьи использовались материалы книги Е.В.Беляковой «Церковный суд и проблемы церковной жизни»

 

фото Александр Джус

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *