Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Трансляция Патриаршего доклада на Епархиальном собрании города Москвы

Трансляция Патриаршего доклада на Епархиальном собрании города Москвы

12:02 «Традиция избрания на диаконское и пресвитерское достоинство состоящих в браке людей — это не просто древний обычай нашей Церкви. Это свидетельство ее мудрости, вдохновленной Духом Святым; это широко распахнутое окно возможностей для деятельного распространения правды Христовой в мире. Именно поэтому апостол Павел в послании к Тимофею (см. 1 Тим. 3, 4); напоминает нам, что способность хорошо управлять своим домом есть один из критериев доброго пастырского служения.

Воспользуюсь случаем, чтобы передать мою глубокую признательность матушкам — супругам наших священников и диаконов, поблагодарить их за молитвы, за деятельную любовь, за преданность Церкви Христовой и своему призванию. Их каждодневный подвижнический труд почти не виден извне, но практически всегда доброе пастырское служение в значительной мере сопряжено с незаметной, подчас молчаливой, но постоянной поддержкой и участием матушки».

12:01 «Жертвенность пастыря — это в первую очередь готовность жертвовать собой, своими силами, своим вниманием, своим отдыхом и временем. Но это не означает, что следует полностью жертвовать ближними! Всегда ли отцы внимательны к своим супругам? Не бывает ли так, что занятый пастырскими трудами священник не смотрит на настроение жены, на ее нужды, не замечает ее усталости, оставляет ее наедине со скукой и однообразием домашних дел? Внимательное и чуткое отношение к прихожанам есть норма пастырского поведения. А ведь не в меньшей мере в таком внимательном и чутком отношении нуждаются домашние священника и в первую очередь — та, кто связала с ним и его служением свою жизнь. Она вместе с детьми — в первых рядах его паствы.

Если учитывать все это, многие из упомянутых выше житейских трудностей не будут иметь рокового характера. Даже вопрос готовности семьи к священству мужа теряет свою болезненность и остроту. Да, не всегда супруга священника или диакона с первых дней может вполне понести связанные с ее положением обязанности и определенные ограничения, действительные или мнимые тяготы. Но там, где есть подлинная общность жизни и не угасает взаимная любовь и привязанность, там рано или поздно формируется и мировоззренческое единство, общий взгляд на вещи, единомыслие и готовность к несению тягот друг друга и исполнению закона Христова (ср. Гал. 6, 2)».

11:57 «Общая молитва, сохранение взаимной любви и возрастание в ней, обретение общего взгляда на мир, способность хранить внимательное, благодарное и признательное отношение друг к другу, великодушное терпение, умение слушать и слышать — все это должно быть содержанием ежедневного духовного подвига священнослужителя и его супруги, причем не только в период становления молодой семьи, но и — это не менее важно — много позже, в годы зрелости и даже в преклонном возрасте».

11:55 «Благополучная семейная жизнь, возрастание во взаимной любви — это христианский подвиг, аскетическая и — в нашем случае — пастырская задача. Все ли наша собратья помнят об этом? Не в забвении ли этих основ находится корень проблемы? Да, кризис в семьях священнослужителей — отражение — слава Богу в меньшем масштабе — подобного кризиса в жизни народа. Но если не знающие Церкви люди сквозь свои трудности нередко бредут без евангельского ориентира, то кому как не священнику должно быть понятно, что кризис в семьях есть в первую очередь аскетическая неудача и грех— грех равнодушия, невнимания, оскудения любви, за которым, увы, порой следует неверность, а порой и ненависть вплоть до готовности поднять руку на самого близкого человека?! Излишне говорить, что крах семейной жизни священника неизбежно ложится мрачной тенью и на его пастырское служение. Как он будет чистым сердцем служить Церкви Христовой, когда его домашняя церковь распалась?

Обыденному сознанию свойственно судить о христианской аскезе как о каком-то наборе ограничений, пусть даже принимаемых добровольно, как о необходимом средстве обуздания зла. Но ведь за хорошо известными словами Псалмопевца: «Уклонись от зла», — следуют другие: «И сотвори добро, взыщи мира и устремись к нему» (Пс. 33, 14). И если о том, как уклониться от зла, мы размышляем и говорим много и охотно, то о второй части этого императива Священного Писания бываем склонны забывать, считая, что благо в нашей жизни совершается само собой. А ведь именно стремление к благу, к миру Христову требует подвижнических усилий обеих сторон супружеского союза и особенно — главы семьи, облеченного священным саном».

11:50 «Опыт показывает, что доброе мудрое участие в судьбе терпящей кризис семьи во многих случаях может изменить ситуацию, — считает Патриарх. — Однако важно, чтобы такие встречи не оказались формальными. В особенности следует избегать в их организации методов административного руководства. Избыточное внимание к вопросам семейной жизни со стороны начальства порой воспринимается с опаской и недоверием как вмешательство и попытка неоправданного контроля. Деликатность в этой чувствительной сфере не будет излишней».

11:48 Архиерейский Собор 2017 года подчеркнул в соответствующем постановлении, что при определении места служения священнослужителя и его материального содержания важно по возможности принимать во внимание состав и численность его семьи.

«К сказанному Собором я добавил бы, что обстоятельства жизни семей священников и диаконов должны учитываться настоятелями и благочинными также при составлении богослужебного расписания на приходах и при распределении отпускного времени. К примеру, семьи священнослужителей с детьми школьного возраста должны иметь приоритет при выборе времени отпуска в период летних или иных школьных каникул», — напутствовал викариев, благочинных и настоятелей Патриарх.

11:47 Патриарх одобрил деятельность попечительской комиссии при епархиальном совете города Москвы, которая «в последние годы расширяется, и в идеале должна сложиться ситуация, при которой никто из остро нуждающихся не остался бы за рамками ее внимания».

11:45 «Но все же положение священнослужителей — особое», о чем известно ещё из Священного Писания. Поэтому «недопустимо, чтобы в затруднительных обстоятельствах жизни своей семьи священнослужитель оказался в одиночестве перед выбором между жертвой главным делом своей жизни — служением алтарю — и поиском необходимых средств к существованию».

Патриарх особо отметил, что «такое искушение поистине страшно, ведь каждый священнослужитель в глубине сердца понимает: когда им оставляется служение алтарю Господню, основание его жизни рушится».

Священник, вверивший себя и «жизнь своих близких Богу и Церкви», не может не надеяться «на Церковь, и она не должна отказать ему в поддержке».

Преосвященным викариям и отцам благочинным поручено иметь особое о том попечение.

11:41 По мнению Святейшего Владыки, во время дискуссий о кризисных явлениях в семьях духовенства «много говорят о материальных и бытовых трудностях». «Это справедливо, но и преувеличивать значение этих трудностей не следует. В какой-то степени священнослужители разделяют жребий всего народа, находятся в той же ситуации, что и обычные люди — с подобными трудностями сталкиваются сегодня и миряне любых профессий, а в особенности те, кто, подобно священнослужителям, не могут считать себя вполне свободными в выборе места работы или в поиске средств к существованию, например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, врачи и многие другие», — подчеркнул Патриарх.

11:39 «В духовных школах на регулярной основе должны проводиться беседы на темы семейной жизни, воспитания детей, норм общения с лицами другого пола, для чего следует приглашать опытных в семейной жизни священников. Надо подумать и о том, чтобы сведения о христианском понимании брака были включены в учебные программы соответствующих дисциплин в рамках духовного образования будущих клириков — в существующих курсах пастырского богословия, например, эти вопросы пока что освещены недостаточно. Те, кто намерен сделать делом своей жизни служение алтарю Господню, должны иметь осознанное евангельское представление о браке и семейной жизни».

11:37 Святейший Владыка подчеркнул, что «эта трагедия вновь обращает нас к теме семейной жизни священнослужителей». При этом Патриарх обозначил: «Одно из свойств современных средств коммуникации состоит в том, что они, обнажая недостатки в жизни общества, которые, быть может, существовали всегда, придают им не вполне соразмерный реальности масштаб. Это верно и в отношении так называемого кризиса священнических семей. Благодарение Богу, несмотря на сложности, время от времени возникающие в семьях священнослужителей, а нередко это такие же сложности, какие встречаются внутри любой другой семьи, семьи клириков в большинстве случаев сохраняются. Но проблема, тем не менее, нуждается в осмыслении».

«В последние два-три года эта тема стала предметом обсуждения с участием архиереев, священнослужителей и их жен, о чем я хорошо информирован. Далеко не со всеми оценками, звучащими в ходе этой дискуссии, можно согласиться, но уже сейчас совершенно очевидно, что недопустимо упрощать проблему, сводя ее к вопросам административного и материального характера или игнорируя влияние этих вопросов на семейную жизнь духовенства», — считает Его Святейшество.

По словам Патриарха, «мы имеем дело с целым комплексом накопленных не одним десятилетием проблем, среди которых — и общий кризис семьи, и экономические трудности, и, порой, неготовность семей будущих священнослужителей к жизненным обстоятельствам, связанным с принятием главой семьи священного сана, и многое другое».

11:32 «В этом году в нашей епархии случилась ужасная трагедия, когда священник, очевидно — больной человек, чье состояние, судя по всему, не было своевременно диагностировано, совершил убийство своей жены. От всей нашей епархии приношу глубокие соболезнования родным и близким погибшей матушки и молюсь, да причтет Господь её с праведными и да дарует ей Царство Небесное», — сказал Патриарх.

11:29 Патриарх остановился на проблеме катехизации, оглашения тех, кто хочет креститься или крестить детей. Довольно жёсткой критике подверглась некачественная катехизация, когда люди не могут прочитать «Символ веры» после оглашения. Важно идти навстречу людям, чтобы они захотели узнать о вере и не воспринимали оглашение как препятствие к принятие Крещения. Если человек после оглашения не хочет креститься, это проблема катехизации, а не человека. Значит, тот, кто проводил оглашение, не смог раскрыть красоту Православия.

«В сфере катехизации следует избегать крайностей формализма. К сожалению, бывали случаи, когда люди звонили в храм, спрашивали, как пройти беседы, и получали ответ, что могут пройти беседы с батюшкой непосредственно в день Крещения во время совершения таинства. Такая ситуация недопустима. Во время таинства Крещения можно разъяснять какие-то отдельные моменты, перед началом или по завершении таинства нужно еще раз призывать пришедших к христианскому воспитанию детей и личной жизни по вере, но все это не может заменять катехизических бесед, которые направлены на то, чтобы кратко и доходчиво разъяснить людям элементарные понятия о Вере, о Церкви, о Таинствах, об основах христианского образа жизни.

Противоположной крайностью является превращение небольшого цикла бесед в воскресные школы для взрослых, с заявлением об обязательности посещения таковых до участия в Крещении. Были случаи, когда от будущих крестных требовали чуть ли не сдать экзамен по итогам цикла бесед. Это явный перегиб. Воскресные школы для взрослых — это безусловно очень хорошее дело, но обучение в них может быть только добровольным и не может являться обязательным условием для участия в таинствах Церкви.
Повсеместное проведение катехизических бесед — это одно из очень важных достижений нашей совместной пастырской работы в Москве за прошедшее десятилетие. Благодарю вас за это».

11:18 «В этом году произошло несколько поджогов строящихся храмов или зданий при них с нанесением существенного ущерба. В связи с этим следует обратить внимание на то, что строительству храмов противостоят, с одной стороны, те, кого часто, и справедливо, именуют «храмоборцами» — это ожесточенные люди, принципиально пытающиеся воспрепятствовать созданию и укреплению православных общин. Они немногочисленны, но весьма активны и обеспечены широкими информационными возможностями. Важно, чтобы в ответ православные миряне, в том числе те, кто пользуется социальными сетями, не стеснялись защищать права верующих на создание храмов и на развитие церковных общин. К сожалению, мы еще не всегда достаточно активны в этом направлении. С другой стороны, храмостроительство порой вызывает отрицательную реакцию у местных жителей. Однако, как правило, эта реакция обусловлена не принципиальным неприятием храма, а разными сиюминутными опасениями. Правильным ответом здесь будет дружелюбная разъяснительная работа со стороны местного священника и общины, а также выстраивание жизни прихода таким образом, чтобы показать его встроенность в местную жизнь. Следует обратить особое внимание на то, что при недавнем поджоге в Тушино храмоборцем был разрушен не только храм, но и детская площадка, устроенная приходом и радовавшая местных жителей. Самое важное в связи с печальной темой поджогов это то, что нападки на храмы послужили поводом к еще большему сплочению их общин, а также к братской помощи со стороны соседних приходов. Как недавно выразился один священник в передаче на телеканале «Спас», перифразируя святого апостола Павла: нас поджигают, но мы укрепляемся (срав. 2 Кор. 6, 9-10)».

11:10 За годы Патриаршего служения «я посетил все порты и устья рек» на территории Российской Федерации, отметил Патриарх. Он подчеркнул, что это было предпринято им намеренно, чтобы посетить все, даже самые отдаленные, места жизни православных людей. Церковь должна идти туда, чтобы давать людям духовные ориентиры.

11:07 Рассказывая о Патриаршем служении, Святейший Владыка остановился на памятных событиях этого года. В частности, вспомнил богослужения по случаю 100-летия расстрела Царской семьи. «Мне довелось побывать на земле расстрела Царственных страстотерпцев, в Екатеринбурге и его окрестностях, а также в Алапаевске. На меня произвело неизгладимое впечатление совершение Божественной литургии в ночь с 16 на 17 июля в сослужении Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, членов Священного Синода и сонма архиереев и священнослужителей Русской Православной Церкви на площади перед Храмом-памятником на Крови в честь Всех святых Церкви Русской в городе Екатеринбурге. После литургии мы прошли крестным ходом протяженностью 21 километр. В богослужениях и крестном ходе приняли участие около ста тысяч человек. Богомольцы прибыли на Урал из различных регионов России, а также из более, чем 20 стран, включая страны Дальнего Зарубежья».

11:02 На 1 декабря 2018 года количество храмов и часовен города Москвы составило 1 179, то есть на 25 больше, чем годом ранее. По итогам 2018 года в Москве мною будут совершены 9 освящений храмов чином великого освящения, включая два предстоящих освящения. Также за пределами Москвы я совершил 10 великих и малых освящений храмов. В 516 московских храмах богослужение совершается не реже одного раза в неделю, что составляет прирост в 9 храмов. Московское духовенство объединяет 28 архиереев, 1350 священников и 414 диаконов — всего 1792 клирика, то есть на 81 клирика больше, чем год назад. К концу 2018 году мною будут рукоположены 42 пресвитера, включая две предстоящих хиротонии, и 6 диаконов. Число ставропигиальных обителей остается неизменным: 15 мужских монастырей и 18 женских, с 1035 тысячей насельниками и 980 насельницами (включая послушников и послушниц).

В клир Московской епархии вошли три новых архиерея: архиепископ Верейский Амвросий — некогда уже бывший московским викарием, архиепископ Егорьевский Матфей и епископ Домодедовский Иоанн. Желаю им плодотворных трудов на новых послушаниях.

10:59 Патриарх призывал каждого священника «к горячей, трепетной, сердечной молитве о единстве Святых Божиих Церквей, о мире для Украинской Православной Церкви». «Возносите эти прошения не только за богослужениями, но и в домашней молитве, повторяйте их в паломничествах, призывайте к этому ваших прихожан, обращайтесь с сердечным воздыханием и к священномученику последних времен — святому Владимиру, митрополиту Киевскому, столетие убиения которого пришлось на начало этого года, дабы он своим предстательством отвел от Украинской Церкви угрозу новых страданий», — напутствовал Святейший Владыка.

«Помня о тех, кому сейчас намного тяжелее, чем нам, будем стараться еще более ревностно исполнять наш пастырский долг: в совершении богослужений, в проповеди, в душепопечении, в заботе о просвещении паствы всех возрастов, в христианском участии в жизни тех, кто беден и обездолен в этом мире, кто болен и лишен помощи близких. Слава Богу, нам-то с вами в этом ничто не мешает, нам ныне никто всерьез не угрожает; и горе будет нам, если мы не сможем использовать благоприятные обстоятельства времени», — отметил Его Святейшество.

10:54 «В то время, как давление, оказываемое на наших братьев, епископов, клириков, монашествующих и мирян Украинской Православной Церкви, не желающих участвовать в антиканонических начинаниях политиканов и схизматиков, в действительности только возрастало и возрастало. Высшие должностные лица государства всё чаще стали публично заявлять, что верующие канонической Церкви – чужие, им нет места в своей стране. А ведь речь идет о миллионах граждан Украины! Фактически Синод Константинополя и его Патриарх стали на сторону гонителей. Говорю об этом с великой болью. Ведь речь идет о церковных властях Поместной Церкви, которая была нам Матерью. О людях, с которыми я столько раз встречался, молился, искал общего понимания, того, что служит единству».

10:50 Патриарх ещё раз прокомментировал решение Священного Синода о разрыве Евхаристического общения с Константинополем.»Евхаристия отражает единство общины, собирающейся вокруг престола и единой чаши. Но если единства нет, во что же тогда превращается таинство единства Церкви — Евхаристии?», — вопрошает Патриарх. Если единства нет, то как можно служить вместе? Такую профанацию допускать нельзя.

10:49 «Этот год был весьма непростым для всей Православной Церкви и особенно для православных верующих Украины. Даже 1030-летие Крещения Руси, яркий повод вспомнить о многовековом единстве наших народов, бережно хранимом со времен святого равноапостольного князя Владимира, некоторые политики и поддерживаемые ими вожди раскола попытались использовать как предлог для того, чтобы расколоть нашу Церковь. А самое печальное, что в этом стремлении их поддержал Константинопольский Патриархат. В то время, как представители Поместных Православных Церквей прибыли в Москву и в Киев для того, чтобы молиться и праздновать вместе с нами, посланники Константинополя были заняты другим. Они общались со светскими деятелями и с людьми, далекими от Православной Церкви».

10:45 «Завершается десятый год моего служения как Патриарха и, соответственно, правящего архиерея Московской епархии. Благодарю тех, кто все эти годы помогал и помогает мне в архипастырском попечении о московской пастве», — так начал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл свой доклад 21 декабря 2018 года. Его Святейшество особо поблагодарил митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия и митрополита Истринского Арсения за помощь в управлении Московской епархии. Также выражена благодарность викариям, руководителям епархиальных комиссий и отделов, благочинным, настоятелям, всему духовенству стольного града.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *