В декабре 2012 года Священный Синод принял ряд документов, касающихся организации воскресных школ и, в частности, стандартизация их программ. В нынешнем году воскресные школы города Москвы, как и всех других епархий Русской Православной Церкви, получили эти документы для практического использования. В связи с этим благочинный Богоявленского округа архимандрит Дионисий (Шишигин) выразил мнение, что одна из проблем школ заключается «в том, что вводятся в срочном порядке унифицированные общеобязательные программы. Это угрожает разрушением специфики уже давно существующих, сложившихся школ, где в одном случае центр тяжести детского образования и воспитания – иконопись, в другом – пение, в третьем – спорт, и т.д. Если за бортом школы окажется какой-нибудь выдающийся специалист, скажем, иконописец, которому в новой системе предложат заниматься какими-нибудь детскими “раскрасками”, это будет потеря для детей».
Как отметил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в докладе на Епархиальном собрании Москвы, описанные проблемы связаны с неполным пониманием сути определения Священного Синода, в решении которого по этому поводу содержится следующее указание: «Синодальному отделу религиозного образования и катехизации опубликовать перечисленные документы в церковных средствах массовой информации и разослать их к исполнению в епархии Российской Федерации, подчеркнув их рамочный характер применительно к местным условиям». Более того, в принятом Священным Синодом Стандарте учебно-воспитательной деятельности различаются, с одной стороны, общеобязательные предметы − такие как изучение Священного Писания, Основ христианской нравственности и подобные, и с другой стороны − дополнительные предметы, каковыми могут быть, к примеру, «хореография, рисование, драматический кружок, бисероплетение, рукоделие, рукопашный бой».
О дополнительных предметах сказано, что их перечень «определяется педагогическим советом воскресной школы». Более того, так же, как в любом учебном заведении, образовательные программы разрабатываются педагогическим коллективом на основании стандарта, который содержит основные темы по каждому предмету и ориентировочный учебный план. Таким образом, отметил Святейший Владыка, введенная Синодом система является достаточно гибкой.
В то же время, считает он, следует учесть и те затруднения, на которые указывает председатель епархиальной комиссии по церковному просвещению и деятельности воскресных школ иерей Андрей Алексеев, подчеркивающи крайнюю перегруженность детей в общеобразовательной школе: «Попытки реализации в воскресных школах полноценного учебного процесса в его привычной форме оказываются малоэффективными, так как перегруженные учёбой в общеобразовательной школе дети с трудом и неохотой воспринимают материал, преподаваемый в традиционной форме урока. Зачастую нелюбимым предметом учащиеся называют Закон Божий (по той причине, что преподается он сухо, безжизненно и неинтересно). Это ставит перед руководителями и преподавателями воскресных школ важную задачу поиска иных форм подачи материала, позволяющих пробудить в учениках живой интерес к предмету».
Святейший Патриарх Кирилл подчеркнул: «Епархиальному отделу религиозного образования и катехизация надлежит вести работу по распространению Стандарта очень бережно, в постоянном диалоге с воскресными школами, с тем, чтобы с одной стороны не допустить полный разнобой в преподавании детям основ христианской веры и нравственности, богослужения и истории Церкви, а с другой − не утратить богатство разнообразия и имеющихся достижений. Отцов настоятелей прошу поддерживать усилия епархиального отдела и самим оказывать должное внимание развитию воскресных школ».