С чем идем к святыням?

С чем идем к святыням?

Известный  историк Марк Блок в одной из своих работ писал о том, что люди, жившие в эпоху Средневековья,  часто совершали паломничества. Со всех концов Европы христиане отправлялись в Сантьяго де Компастелу, чтобы поклониться мощам апостола Иакова. Они шли не торопясь, по пути обходя все христианские святыни. Их подстерегали разбойники, грабившие, а часто убивающие путников, но паломники все равно шли, преодолевая многокилометровые расстояния, чтобы достичь желанной цели.

В наши дни ситуация поменялась. В Россию практически ежегодно привозят разные христианские святыни и верующим необходимо отстоять в очереди несколько часов, чтобы поклониться святым мощам, чудотворным иконам, Поясу Богородицы или частицам креста апостола Андрея Первозванного.

Наряду с великими святынями, постоянно находящимися в нашей стране или привозимыми из отдаленных мест,  православного христианина окружают святыни малые – домашние иконы, святая вода, освященное масло, щепотка земли или камешки, с места, где подвизался почитаемый подвижник. Все это хранится в наших жилищах, и расстаться со «святыньками» жалко, несмотря на то, что их число постоянно растет, и квартира со временем может превратиться в лавку старьевщика.

Однако паломничества по святым местам и домашние артефакты, связанные с подвижниками, играют в жизни верующего важную роль – они сакрализируют окружающее его пространство, дают общие темы для разговора, позволяют отличать своих от чужих. Съездил несколько раз в год человек по святым местам, приложился к святыням и вроде необходимый «религиозный минимум» сдан, снова можно вернуться к своим обычным, повседневным делам, в которых места Христу и святым может и не найтись.

Конечно, в самом поклонении мощам, чудотворной иконе, в самом стремлении прикоснуться к чему-то важному в истории Церкви нет ничего плохого. Проблемы начинаются в тот момент, когда человек считает святыню самодостаточной ценностью, магическим предметом, от которого исходит «сила», «положительная энергия» или происходит «чудо».

Многочисленные популярные фильмы, книги, изустные рассказы верующих о жизни и посмертной помощи блаженной Матроны Московской на 99 процентов состоят из диалогов о том, какая это сильная святая. Ее мощи или цветы, принесенные в Покровский монастырь, исцеляют неизлечимые болезни, помогают найти работу, деньги, наладить семейные отношения и список этот можно продолжать до бесконечности. И мало кто понимает, что подобные разговоры имеют мало общего с христианством. Святые отцы VII Вселенского Собора, защитившие святые иконы от поругания, дали четкое определение православного почитания святынь, отметив, что честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз.

Иными словами, никакой христианский артефакт не обладает самостоятельной силой. Бог, по молитвам святого или к святому, может дать человеку здоровье и ответить на его просьбы. Христиане не поклоняются костям, краске, дереву, железу или камням, человек, носящий в кошельке фотографию любимой, любит не бумагу и химические реактивы, а жену или детей, изображенных на этой маленькой вещи.

К сожалению, об этом задумываются далеко не все люди, стоящие в очереди к мощам. Житие подвижника, или Евангелие знают не все паломники. Зато они убеждены в том, что сам факт их пребывания возле святыни может улучшить их жизнь. Иногда это приводит к совершенно фантастическим последствиям. Некоторое время назад в Московском Кремле люди стали подолгу молиться перед богато украшенным окладом от богородичной иконы. Многочисленные паломники желали получить прибавку к собственному окладу, а их магическое сознание тут же подсказало нужный способ этого добиться.

Человек, совершающий такие действия, может быть религиозно всеяден. Он потрет нос собаке на одной из станций московского метро, повесит в машине православную икону, поставит в шкаф фигурку будды, сверится с астрологическим прогнозом и отметит Новый год по китайскому календарю. После этого приложится к какой-нибудь великой святыне и будет считать себя добрым христианином.

Конечно, это не повод осуждать людей, благоговейно относящихся к святыням и выстаивающих многочасовые очереди. Во все времена паломничество было видом подвига, способом претерпеть лишения ради Христа, исполнить обет, помолиться о здоровье родных и близких. Стоит отметить, что тяга к посещению святых мест иногда была столь велика, что представители духовенства напоминали мирянам о святости любого храма, в алтаре которого есть мощи святых. С другой стороны, с паломничества началось и христианство, когда волхвы пришли поклониться новорожденному Богомладенцу.

И Русь приняла христианство 1025 лет назад после путешествия послов князя Владимира в Константинополь и посещения Святой Софии, так что не нам говорить о вреде паломничества. Известный историк Василий Ключевский в статье, посвященной преподобному Сергию, превратил поклонение его мощам практически в национальную идею русского народа:

«При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое, и затверживает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия; не архивные или теоретические, а положенные в живую душу народа, в его нравственное содержание. Нравственное богатство народа наглядно исчисляется памятниками деяний на общее благо, памятями деятелей, внесших наибольшее количество добра в свое общество. С этими памятниками и памятями срастается нравственное чувство народа; они – его питательная почва; в них его корни; оторвите его от них – оно завянет, как скошенная трава. Они питают не народное самомнение, а мысль об ответственности потомков перед великими предками, ибо нравственное чувство есть чувство долга. Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем траты. Ворота лавры преподобного Сергия затворятся и лампады погаснут над его гробницей только тогда, когда мы растратим этот запас без остатка, не пополняя его».

Андрей Зайцев

фото сайта Нижегородской епархии

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *