Home / Актуальные вопросы приходской жизни / "НЕБЛАГОГОВЕЙНЫЕ" ПОКЛОНЫ

"НЕБЛАГОГОВЕЙНЫЕ" ПОКЛОНЫ

«НЕБЛАГОГОВЕЙНЫЕ» ПОКЛОНЫ

Началась Великая среда – день, когда был предан на страдания и смерть Господь и Спас наш Иисус Христос. В молитвословиях и песнопениях за богослужением мы вспоминаем, как  в Вифании в доме Симона прокаженного некая жена-грешница возлила драгоценное миро на главу Спасителя (Мф. 26, 6-15). На возмущение учеников, увидевших в этом поступке бессмысленную трату, Господь ответил: «Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению; истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала».

И еще один поступок вспоминаем мы в этот день, противоположный бескорыстному движению сердца жены-грешницы: один из двенадцати учеников Спасителя, Иуда Искариот, предал Учителя. Он пошел к первосвященникам, искавшим случая взять хитростью Иисуса, и предложил за мзду совершить предательство (см. Мф. 26, 16).

В молитвословиях среды мы видим противопоставление этих поступков и оттого еще больше ощущаем величие смирения грешницы и невыносимую тяжесть предательства ученика: «Егда грешная приношаше миро, тогда ученик соглашашеся пребеззаконным. Овая убо радовашеся, истощающи миро многоценное, сей же тщашеся продати Безценнаго. Сия Владыку познаваше, а сей от Владыки разлучашеся. Сия свобождашеся, а Иуда раб бываше врагу».

После Литургии Преждеосвященных Даров перед Царскими вратами последний раз в нынешнем году читается молитва Ефрема  Сирина с земными поклонами. Таким образом, эта покаянная молитва совершалась на протяжении семи недель – от среды Сырной седмицы до Великой среды.

С этого времени и до самой Пятидесятницы церковный Устав не предполагает совершение земных поклонов в храме. Особо упоминается единственное исключение из этого правила: «Поклонение Святой Плащанице в Великую Пятницу и Великую Субботу, подобно как и Святому Кресту, сопровождаются тремя земными поклонами».

Такое установление относится еще ко времени Вселенских Соборов. Так, в двадцатом правиле Первого Вселенского Собора говорится: «Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому Собору, да стояще приносят молитвы Богу».

Конкретизируется это положение в девяностом правиле Шестого Вселенскаго Собора, причем уточняется, что «канонически переданное от богоносных отец» правило не преклонять колен установлено «ради чести воскресения Христова».

«Ибо не только как совоскресшие Христу и обязанные искать вышнего стоянием во время молитв в день воскресения напоминаем себе о благодати, нам дарованной, но и потому сие творим, что день этот является образом будущего века, –  разъясняет святитель Василий  Великий. –  И так основательно Церковь научает питомцев своих бывающие в этот день молитвы в стоянии совершать, чтобы при частом напоминании о нескончаемой жизни мы не оставляли в небрежении напутствия к оному переходу».

При этом он напоминает: «Но и вся Пятидесятница есть напоминание о воскресении, ожидаемом в вечности. Ибо единый и первый оный день, седмикратно умноженный на число седмь, совершает седмь седмиц священной Пятидесятницы; потому что, начинаясь первым днем седмичным, им же и оканчивается, по пятидесятикратном обращении подобных, средних между ними дней. Почему уподобительно подражает веку, как бы в кругообразном движении, с тех же знаков начинаясь и теми же знаками оканчиваясь. В сию-то Пятидесятницу церковные уставы научили нас предпочитать прямое положение тела в молитве, сим ясным напоминанием как бы переселяя наш ум из настоящего в будущее».

«Вся Пятидесятница есть напоминание восстания, ожидаемого в будущем веке», — пишет  византийский канонист Матфей Властарь.

Однако порой от людей можно услышать: «Я же свое благоговение этим выражаю, как же можно мне запретить делать земные поклоны?»  И невдомек им, что подобное самочинство не только нарушает порядок в храме и обличает их малое знакомство с церковным уставом,  но и может спровоцировать самих делающих поклоны на тщеславие, а окружающих – на осуждение.

Святитель Симеон Солунский предостерегает: «Нет ничего маловажного в Церкви Великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, и ничего в ней не допускается без значения; ибо она есть Церковь Самого Живаго Слова; всё здесь имеет глубокий смысл. Как же дерзать, по собственному произволу, совершенно презирать уставы, положенные в основание Богом Словом, и делать самого себя законоположником для уничтожения их?»

Так стоит ли всегда следовать своему желанию пасть ниц?  Что делать, если всем сердцем хочется сделать земной поклон вне зависимости от требований церковного устава? Давайте прислушаемся к словам святителя Филарета, митрополита Московского: «Если, стоя в церкви, ты делаешь поклоны тогда, когда велит это церковный устав, стараешься удерживать себя от поклонов тогда, когда этого не положено уставом, чтобы не обратить на себя внимание молящихся, или сдерживаешь воздыхания, готовые исторгнуться из сердца, или слезы, готовые пролиться из очей твоих, — в таком расположении ты и среди многочисленного собрания сокровенно предстоишь Отцу твоему Небесному, иже в тайне, исполняя заповедь Спасителя (Мф. 6. 6)».

Наталия Бубенцова

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *