Приносимый хлеб – репортаж из просфорни
Просфора — (от дрревнегреческого предлога προ и глагола φέρω — нести, то есть буквально «просфора» означает «приносимое») — в первые века христиане называли так приношения из хлеба и вина, с которыми верующие приходили в церковь. Часть приношений служила для Таинства Евхаристии, а остаток использовался в «вечерях любви». Сейчас же просфоры выпекаются при монастырях или больших приходах просфорниками – людьми, специально обученными этому мастерству. После окончания литургии во многих храмах прихожане выстраиваются в очередь за долгожданными просфорами. Дети им особенно радуются, протягивают высоко-высоко свои ручонки, чтобы этот жертвенный хлеб достался сначала им.
Раньше, да и сейчас по селам, просфоры выпекались при каждом храме. В больших городах в наше время часто какая-то одна просфорня снабжает этим специальным хлебом окрестные приходы. Просфорня при Ионинском монастыре в Киеве обеспечивает литургическим хлебом половину города. На просфорне очень тепло и пахнет свежевыпеченным хлебом. И мукой тоже пахнет, и тестом, и чем-то еще вкусным. Целая команда трудится тут каждый день с раннего утра.
Первый замес теста ставится с восходящим солнцем, а зимой – задолго до рассвета. Тесто состоит из муки, воды и соли, и – Крещенской воды. Конечно же, весь процесс сопровождается молитвой. В монастыре на просфорне трудятся в основном не монахи, а прихожане и батюшки с других храмов. Это отдельная серьезная и тяжелая работа. После замеса тесто ставится в теплое место до поднятия. Как только оно готово, делается новый замес, а первый раскатывается на большом столе с деревянной столешницей.
Быстрыми ловкими движениями из одного пласта вырезают специальным стаканчиком с ручкой нижнюю часть просфоры, с другого пласта, более тонко раскатанного – «крышечки». На последние тут же проставляются печати с изображением Богородицы, Креста или святых. Кстати, печати вырезаются из дерева резчиком или отливаются из сплава. Верх с проставленными печатями и низ раскладываются на деревянные противни, после чего опять ставятся в теплое место на специальные полки.
Просфора состоит из двух частей – в ознаменование двуединой Божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Остатки теста с дырочками отправляются в таз, после чего раскатываются и вырезаются снова. Весь процесс кажется отлаженным четким механизмом: каждый знает свой участок работы, хоть помещение и маленькое, но никто никому не мешает.
Святой Симеон Солунский о квасном хлебе рассуждает так: «Хлеб квасный есть хлеб, как бы одушевленный через квас и истинно совершенный… Он показывает, что Слово Божие, совершенно: нас ради восприняло плоть нашу; Оно воплотилось, не изменив Своего естества, и со словесною и умною душою восприняло человечество; было и совершенным Богом и совершенным Человеком, да и меня воссозиждет всего… В хлебе квасном бывают три вещества, потому что душа наша трехчастна и в честь Троицы. Мука с закваской означают душу, вода – крещение, а соль знаменует ум и учение Слова, Который сказал ученикам: «Вы есть соль земли». Хлеб же, испеченный огнем, показывает, что Бог весь соединился с нами и подает нам Свою помощь и содействие, а особенно то, что Он весь соединился со всем нашим естеством».
…Через некоторое время, когда поднимаются заготовки, противни приносятся обратно. Теперь нужно склеить обе части. В качестве связующего материала используется вода. Просфорники Ионинского монастыря придумали собственное приспособление, специальный поршень. Нужно сначала накачать воды, затем полить ею нижнюю часть, после чего тут же приклеить крышечку с соседнего подноса.
Самый последний штрих перед тем, как поставить уже железный противень – прокалывание просфоры. Это делается острым и длинным предметом, причем проколоть тесто нужно вплоть до самого низа и не один раз. Ионинские пекари и здесь проявили смекалку – вогнали в пробки по две спицы, и одним движением теперь получается сразу два прокалывания. Быстро-быстро делается все в четыре руки – и сразу в печь.
А тем временем на подходе уже новый замес. И вновь тесто вырезается, штампуется, приклеивается, прокалывается. После того, как первые просфоры испеклись, их тут же ссыпают в коробку для остывания. Противень сиюминутно же чистится для новой партии.
В течение дня приходят люди за свежими просфорами, согласно расписанию, которое подгадано к моменту приготовления очередной партии. Несмотря на увеличение заказов к Пасхе, в просфорне никаких сбоев, все получают просфоры в нужном количестве и в нужное время.
Молитва на принятие просфоры и святой воды
Господи Боже мой, да будет дар Твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, в просвещение ума моего, в укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих по безпредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех святых Твоих. Аминь.
К просфоре следует относиться с благоговением. Вкушают ее обычно вместе со святой водой, по утрам натощак с молитвой, стараясь не ронять ни крошки. Принесенные домой просфоры хранят у икон или в специально отведенных местах. Многие дома разрезают ее аккуратно ножом на небольшие части вертикально. Это дает возможность одну большую просфору разделить на маленькие кусочки и употреблять святыню каждый день по частичке. Тем более, если просфора начинает подсыхать, ее удобнее есть маленькими кусочками, чем пытаться раскусить целую, засохшую. Если же такое произошло, просфору можно размочить: поставить на ночь в блюдце со святой водой, тогда утром она будет мягкая и пригодная к принятию.
Юлия Маковейчук