Приходской устав

На состоявшемся 22 декабря Епархиальном собрании города Москвы Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл затронул тему приходской богослужебной практики. Из разных викариатств и благочиний, например, поступают предложения разработать «оптимизированный богослужебный приходской устав», «унифицированную схему сокращения богослужебных последований для приходских храмов». А, например, член епархиального совета протоиерей Алексий Муравейник справедливо отмечает, что увеличение числа клириков, которые получили образование в различных духовных школах, приводит к тому, что «на московских приходах стало проявляться некоторое разнообразие в совершении богослужений и треб», и предлагает обратить внимание клириков на необходимость знакомства с богослужебными традициями московских приходов, с опытом авторитетных священников.

Возможно ли исполнить эти пожелания?

«Исторически все богослужебные уставы возникали не в результате какой-то келейной, теоретической работы, утвержденной потом особо уполномоченным органом в качестве нормы богослужения. Они вырабатывались самой жизнью церковной общины, – напомнил Святейший Патриарх. – Уставы отражали обычай, то есть реально сложившуюся практику. А письменная их фиксация помогала потом обучать этой практике последующие поколения. Однако порядок и нормы богослужебной жизни постепенно, органическим образом менялись вместе с общими изменениями обстоятельств жизни Церкви, ее монастырей и приходов, ее членов. С какого-то времени в нашей Церкви такие изменения, происходившие естественным путем, перестали находить отражение в писаном уставе. В точности «по уставу», по печатному Типикону богослужение сегодня не совершается не только ни в одном приходе, но и ни в одном монастыре Русской Православной Церкви. И если бы кто-то вдруг волевым образом решил отменить все те изменения, которые богослужебная практика, то есть сама жизнь Церкви, давно внесла в наше богослужение, и служить буквально так, как писано в Типиконе, то все бы очень удивились и восприняли такую службу как неслыханное новшество».

Понятно, что в приходских храмах исполняется, например, не то число стихир или тропарей канона, которое прописано в Типиконе. Но в одних храмах эти сокращения следуют разумной и практически общепринятой форме, а в других порой не имеют вдумчивого, осознанного характера, что обедняет и искажает богослужение. В иных же случаях, констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви, духовенство и вовсе не интересуется тем, что читают и поют на клиросе, полностью отдав эту область на произвол не всегда вполне сознательных в церковном отношении регентов и псаломщиков.

Нужен ли нам вводимый «сверху», решением Священноначалия новый обязательный «приходской устав», отражающий идеальное и полностью единообразное приходское богослужение? Такой вопрос поставил перед участниками собрания Патриарх.

«Полагаю, что не нужен, – выразил уверенность Его Святейшество. – Если он станет продуктом умственной, кабинетной работы, да еще и не будет допускать никакой вариативности, то очень скоро окажется, что жизнь следует своим чередом и расходится во многих деталях с новой писаной нормой – так же, как расходится она с издаваемыми у нас «Богослужебными указаниями», где ежегодно воспроизводится инструкция, которую в точности мало кто исполняет».

Вместе с тем действительно было бы полезно собрать и постараться письменно зафиксировать тот «бесценный богослужебный опыт заслуженного московского духовенства», о котором говорит в своей записке отец Алексий Муравейник, то есть лучшую практику московских приходов, рожденную самой церковной жизнью, полагает Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Этой работой могла бы заняться епархиальная богослужебная комиссия.

Святейший Владыка рассказал, что в Комиссии по богослужению и церковному искусству Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви также находится на рассмотрении вопрос об упорядочении практики совершения уставного богослужения. «Пока еще комиссия не пришла к определенному результату своей работы. Считал бы полезным координацию деятельности в этих вопросах между упомянутой Комиссией Межсоборного Присутствия и Богослужебной комиссией города Москвы», – отметил Патриарх.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *