Могут ли духовные ценности и нравственность быть основанием законодательства? Почему в современном правовом сознании происходит «легализация» греха? Что такое концепция субъективных прав, продвигаемая современной либеральной доктриной. Вообще, можно ли говорить о нравственности в государственном законодательстве? Эти и другие вопросы подняли 6 ноября юристы и представители Церкви на заседании круглого стола «Нравственные и ценностные основы современного государства и права». Состоявшуюся дискуссию по просьбе портала «Приходы» прокомментировал председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод ЧАПЛИН.
«Я очень рад тому, что молодежный отдел Московской епархии вместе с нашими светскими юристами, с Координационным советом молодых юристов АЮР здесь, в Храме Христа Спасителя, обсудил именно эту тему – нравственность и право, – сказал священнослужитель. – Сегодня некоторые говорят, что между нравственностью и правом нет связей или что такие связи должны быть разрушены, что нравственность надо поставить на как можно более дальнем расстоянии от права. На самом деле мы знаем, что именно она породила право, что вечные ценности, которые даны нам вечным и неизменным Богом, есть основание права, по крайней мере, одно из таких оснований – то, что дает праву легитимность. Если закон противоречит извечным, Богом данным ценностям, это уже не закон, а беззаконие. И мы смиренно, спокойно, но очень твердо об этом говорим как православные христиане».
Отец Всеволод особо отметил выступления студентов. «Это было очень интересно: молодые люди восприняли те идеи о восстановлении связи между правом и нравственностью, которые мы излагали в 90-е годы и в начале 2000-х, – рассказал председатель ОВЦО. – Они сегодня говорят о том, что для них востребована нравственность в политике, праве, экономике, государственном устройстве. Все это очень обнадеживает. Молодые люди кратко, емко, ярко, но совершенно убежденно говорили о том, что они хотели бы возвращения этического измерения и в право, и в общественные процессы».
«Я надеюсь, что нам удастся провести большой форум на тему права и нравственности, что мы добьемся нравственного измерения как процесса формирования законодательства, так и иных общественно значимых процессов, которые в нашем обществе происходят», – сказал протоиерей Всеволод Чаплин.
От кого должна исходить инициатива таких изменений? По убеждению отца Всеволода, она должна быть общей. «И религиозное право, и светское право нужно в равной степени учитывать, когда мы выстраиваем общественные процессы, – отметил он.– Церковь будет говорить об этом, думаю, об этом скажут и многие юристы, и представители общественных организаций. Но особенно радует, что об этом говорят сегодня молодые люди».
Но будет ли разделять такие позиции государство? «Позиция государства, думаю, будет меняться под влиянием позиции народа, – выразил мнение председатель ОВЦО. – У нас были политические, государственные, общественные деятели, которые пытались сделать народ счастливым без его воли, без его понимания, без совпадения политики с глубокой народной интуицией, которая всегда была связана в России с христианской нравственностью. Вот пытались поломать исторический путь России Петр I, некоторые другие государи, потом уже Ленин Сталин, Хрущев и прочие, позже – некоторые радикально настроенные деятели 90-х годов, но ничего из этого у них не получилось».
Успех государства зависит от того, может ли оно слышать глубинные интуиции народа и действовать в соответствии с ними, уверен священнослужитель: «Потому что эти интуиции правильные, они основаны на нравственном чувстве, которое заложено в душу народа тысячелетним христианским воспитанием и которое не смогли уничтожить даже годы воинствующего безбожия».
Но возникает вопрос, не изменится ли в таком случае светский характер государства. «Эта дискуссия в XXI века будет заново расширена, – полагает отец Всеволод. – Ее пытались закупорить в XX веке, и сегодня есть люди, которые стараются построить государство и общество на нерелигиозных основах. Можно соглашаться с этим, можно не соглашаться. Плохо, если кто-то пытается строить ту или иную модель государства, используя террор, агрессивное насилие, – такого политика, такого человека нужно остановить. Но дискуссия, бесспорно, будет продолжаться».
Протоиерей Всеволод Чаплин напомнил, что в современном мире существует множество людей, которые хотели бы выстраивать государство и общество на основе той или иной религии – по большей части, ислама, но есть и значительное число христиан, которые хотели бы, по крайней мере, чтобы религиозные мотивации участвовали в определении характера государства и общества. По его мнению, сегодня необходимо вести серьезный диалог между сторонниками секуляризма и сторонниками большего присутствия религии в праве и общественном устройстве.
«Это должен быть диалог без каких-либо предварительных условий, – подчеркнул председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. – Мы не согласны с теми, кто сегодня говорит, что «светскость не обсуждается». Будем обсуждать все, но обсуждать мирно и так, чтобы это приводило к общественно значимым решениям».
Соб. инф.