Миряне в иерархии: важные младшие. Семинар, посвящённый месту церковнослужителя в церковной иерархии, прошёл 5 октября 2015 года в исторической резиденции Московских митрополитов в Черкизове. Его организатором выступила комиссия Межсоборного Присутствия по вопросам церковного управления и механизмов осуществления соборности в Церкви при участии информационно-просветительского интернет-портала «Приходы». В соответствии с поручениями священноначалия эта комиссия призвана подготовить «Положение о церковнослужителях Русской Православной Церкви». Председательствовал на семинаре митрополит Читинский и Петровск-Забайкальский Владимир, член Межсоборного Присутствия, которому поручено создать проект упомянутого документа. Модерировал научный семинар заместитель управляющего делами Московской Патриархии, настоятель храма пророка Илии в Черкизове архимандрит Савва (Тутунов).
Оглашенные = немотивированно крещенные?
В начале семинара заместитель заведующего кафедрой истории Церкви и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Димитрий Пашков представил очерк положения низшего клира в эпоху Вселенских Соборов. Он отметил, что по каноническим правилам, если оглашенные отрекались от веры или совершали другие тяжкие грехи до крещения, при условии покаяния после Таинства они всё равно могли производиться в низший и даже высший клир. Применительно к современной ситуации отец Димитрий предложил подумать над тем, чтобы, возможно, заменить формулировку «оглашенный» на «немотивированно крещенный в детстве», чтобы соблюсти дух канона.
Он напомнил и других ограничениях, касающихся как высшего, так и низшего клира: человек должен рукополагаться только к определённому приходу, необходимо вести клировые списки, клирик должен быть грамотным и знающим, не должен быть двоебрачным, женатым на блуднице или актрисе и самоскопцом.
Чины мирян
Выступавший следом доцент Общецерковной аспирантуры и докторантуры священник Михаил Желтов отметил, что в древних литургических текстах термины «хиротесия» (буквально «возложение рук») и «хиротония» (буквально «протягивание рук», то есть «голосование», «избрание») используются совсем не так, как в современной богословской литературе. А именно, в то время как для современной традиции характерно называть «хиротониями» исключительно чины поставления в священные степени – диакона, пресвитера, епископа, а термин «хиротесия» зарезервирован за поставлением в степени церковнослужителей (а также за присвоением иерархических титулов протодиакона, протоиерея и др.), в древних литургических памятниках два упомянутых термина вполне взаимозаменяемы. В частности, в «Апостольских постановлениях» (IV в.) говорится о «хиротесии во епископа» и т.д.
Если обратиться непосредственно к византийским чинам поставлений, можно обнаружить, что по отношению к церковнослужителям обычно используется либо термин «прохирисис» («произведение [в такую-то степень]», «назначение»), либо термин «хиротония», либо описательная конструкция: «чин/молитва, чтобы сделать [такого-то] свещеносцем (и т. д.)».
Этой традиции полностью следует и современный русский Архиерейский Чиновник, содержащий следующие чины хиротесий: во чтеца и певца, во иподиакона, во архи- и протодиакона, в протопресвитера, во игумена, во архимандрита. При этом большинство чинов использует термин «произведение», а чин поставления иподиакона и вовсе назван «хиротонией».
С другой стороны, современный греческий Архиератикон систематически использует именно термин «хиротесия» применительно к таким чинам. И самих чинов тоже значительно больше, чем в русской традиции. К церковнослужителям здесь относятся: собственно церковнослужитель, а также чтец, певец, иподиакон и архонт Вселенской Патриархии. К иерархическим титулам: митрополит, игумен, архимандрит, архидиакон, великий иконом, протопресвитер, духовник.
Последовательно проведенное в современном греческом Архиератиконе разделение на «хиротесии» и «хиротонии» вполне соответствует традициям школьного (в хорошем смысле слова) богословия, тогда как русские богослужебные книги просто сохраняют более древнее, еще византийское, словоупотребление. «Сейчас есть разделение терминов «хиротония» и «хиротесия», в византийскую эпоху такого разделения не было», – отметил отец Михаил. Он предположил, что здесь могло сказаться влияние схоластического богословия с его чётким разделением на Таинства и обряды, что, в частности, заставляет разграничить все церковные служения на Ordines Majores (священнослужители = Таинство Священства) и Ordines Minores (низшие члены клира = только обряд, но не Таинство).
Далее отец Михаил представил свой анализ состава различных рукописей византийского Евхология. Как выяснилось, если исключить из рассмотрения чины «хиротоний», то есть рукоположений во диакона, священника и епископа, в этих рукописях можно встретить следующие чины клириков: экклесиарх (буквально «церковноначальник», но фактически речь идет об ответственном за порядок в храме, то есть пономаре, алтарнике), монах со специальным послушанием (трапезарий, виночерпий и т.д.), свещеносец, чтец и певец, иподиакон, архидиакон, духовник, ставрофор, великий иконом, архонт, протопресвитер, игумен, духовник. В рукописях, происходящих из Александрийского Патриархата, – также хорепископ (в Александрийском Патриархате в поздневизантийскую эпоху этим раннехристианским титулом отмечали старших священников церковных округов – что-то вроде наших благочинных).
Докладчик отметил, что все непривычные нам чины поставления церковнослужителей – то есть те, которые не имеют соответствия в Архиерейском Чиновнике – сложились либо в поздневизантийскую, либо уже в поствизантийскую эпоху, после распада империи. Единственное исключение составляет чин свещеносца, который в Архиерейском Чиновнике присутствует, но слился с чином поставления чтеца и певца (а именно, первая молитва этого чина — не о чтеце, а о свещеносце).
На взгляд отца Михаила, некоторые из этих непривычных чинов в Русской Церкви не имеют смысла (например, архонта: когда-то это был титул при императорском дворе, затем вошел в традицию Константинопольской Патриархии; в наши дни этот титул присваивается мирянам, имеющим заслуги перед Фанаром – как правило, политикам, «лоббистам» интересов Церкви в миру), другие утратили практическое измерение (например, хорепископ, а также ставрофор: сейчас в Сербской и некоторых других Поместных Церквах так называют священников, имеющих право носить наперсный крест, но изначально титул ставрофора присваивался Патриаршим экзархам независимо от их сана, включая диаконов); прочие же могут быть полезны.
Далее отец Михаил резюмировал данные русских литургических источников. Оказывается, самые ранние сохранившиеся рукописи (XIV–XV вв.) упоминают всего три чина хиротесий: игумен, чтец и певец, иподиакон. В XVI веке к ним добавляется свещеносец. Это вполне соответствует содержанию современного Арихерейского Чиновника, который, таким образом, верен древней традиции.
Однако в Святительском Cлужебнике середины XVII в., некогда принадлежавшем святителю Димитрию Ростовскому, равно как и ряде других белорусских и украинских рукописей XVII–XVIII вв., можно найти значительно более длинный перечень: причетник, привратник, экзорцист, свещеносец, иподиакон, архимандрит, духовник. По мнению отца Михаила, «лишние» чины, среди которых столь характерные для латинского богослужения экзорцист и привратник, – следствие влияния католической традиции Юго-Западную Русь.
В практической плоскости отец Михаил предложил обсудить в Межсоборном присутствии в будущем различные темы в трех содержательных направлениях.
Первое касается уточнения имеющегося текста Архирейского Чиновника: в нем должно быть восстановлено самостоятельное заглавие молитвы над свещеносцем, которая ошибочно слилась с молитвой над чтецом. В чин поставления чтецов следует вернуть традиционную рубрику о поставлении певцов, по непонятным причинам исключенную из текста чина при одновременном сохранении слов «… и певца» в его заглавии. Возможно также стоит исключить из чинов возгласы египетского происхождения, попавшие туда в ходе справы XVII века, и добавить в Чиновник молитву при поставлениии во духовника (о которой, как подчеркнул в последовавшей дискуссии, протодиакон Константин Маркович, упоминает текст чина исповеди в Требнике).
Второе направление относится к осмыслению чинов церковнослужителей как таковых. Отец Михаил предложил разграничить чины, имеющие универсальное и локальное значения. Например, если иподиакон, по самому смыслу своего служения, имеет послушание в рамках епархии, то алтарник помогает в определенном приходе – и только. Кроме того, в жизни есть множество примеров того, как алтарники, певчие, звонари и прочие приходские служители зачастую могут оставить свое служение, и совсем не обязательно из-за духовных причин, а просто потому, что меняют место жительства, светскую работу, заводят детей и так далее. Имеет ли смысл подвергать их за это каноническим прещениям, что предполагается самим понятием поставления в общецерковный чин? И еще одно: действительно ли назначение, например, в алтарники необходимо каждый раз согласовывать с епископом, или для этого достаточно благословения настоятеля? В связи со всеми этими обстоятельствами докладчик предложил не включать в число хиротесий никакие чины, кроме уже имеющихся в Архиерейском Чиновнике. Это не означает отказа от совершения молитв над иными чинами церковнослужителей, включая уже одобренные Священным Синодом чины иконописцев и звонарей. Отец Михаил предложил просто включать их не в число хиротесий, что имеет определенные канонические и церковно-административные последствия, а осмыслить эти и имеющие возникнуть в будущем чины как священнические благословения.
Третье направление обсуждения относится к тому, какие собственно чины церковнослужителей необходимо выделить. Помимо уже упомянутых звонарей и иконописцев, отец Михаил считает уместным соборно одобрить молитву на благословение прислуживать в алтаре («на экклесиарха»), возможно, также на просфорниц, а в монастырях – на специфические монастырские служения (эконом, келарь и проч.). Правом совершать такие молитвы следует наделить настоятелей храмов и монастырей (в духе 14-го правила VII Вселенского Собора). Совершение указанных молитв, по мысли докладчика, вполне возможно сопровождать осенением знаком креста и возложением руки священника на голову – по аналогии, например, с молитвой на поставление в число оглашаемых.
Церковнослужители в древности
Преподаватель Коломенской духовной семинарии священник Дмитрий Полещук напомнил, что сам институт чтецов, упоминающийся уже в раннехристианских текстах, возник потому, что в древней Церкви далеко не все люди умели читать – даже некоторые епископы не владели этим навыком. Читавшие люди были дороги для церковной общины, занимали привилегированное положение и исполняли функции евангелистов. С распространением грамотности, примерно с середины III века чин чтеца стал сводиться к произнесению за богослужением текстов Апостола. Тогда же появился чин постановления во чтеца, дополненный в VI века.
Институт иподиаконов возникает так же рано, во II веке. Первоначально их обязанностью было наблюдать за порядком в храме. Со временем чин поставления дополнялся и к XIV веку сформировался окончательно. «Мы можем говорить о древности и преемственности традиции поставления церковнослужителей, берущей начало ещё в первые века христианства», – подчеркнул отец Димитрий. Он также обратил внимание, что каждый чин церковнослужителей в древней Церкви выполнял особую задачу. Впоследствии это разделение потеряло смысл и приобрело символическое значение.
Отец Димитрий отметил, что наличие тех или иных чинов должно исходить из литургической практики. Он также согласился с мыслью, что молитву на благословение алтарника можно вернуть в богослужебную практику, чтобы человек исполнял пономарское служение с большей ответственностью.
Латинская традиция
Преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии протодиакон Константин Маркович остановился на чинах церковнослужителей в латинской традиции. Он отметил, что нынешняя трёхступенчатая система управления Церковью (епископ-благочиние-приход) фактически сложилась в Риме в первые века христианства, а исторические вызовы и задачи, стоявшие в то время перед Римской Церковью, схожи с вызовами, актуальными для современной Русской Православной Церкви.
Развитие младших чинов следует рассматривать в контексте развития трехступенной системы, полагает отец Константин. Уже во II веке папский диакон и архидиакон занимал привилегированное положение в Риме. Папа Сикст I повелел, чтобы к священным сосудам не прикасались непосвящённые. Папа Эгин распределил полномочия и обязанности между чинами высшего и низшего клира, а Папа Фабиан разделил округа между прихожанами и поставил для них семь иподиаконов и семь нотариусов. Папа Гай определил, что все степени служения должны проходиться по очереди, и установил для них четкую иерархию: привратник (остиарий), чтец (лектор), экзорцист, свещеносец (аколит), иподиакон (субдиакон). Уже после Миланского эдикта Папа Юлий I постановил, что ни один клирик не должен обращаться в светский суд.
В промежутке между V и VII веком в латинской традиции появляется тонзура (выбритые волосы на темени). По преданиям Римско-Католической Церкви, первая тонзура была еще у апостола Петра. Но, по-видимому, тонзура возникает в понтификат, предшествующий понтификату Папы Григория Двоеслова — у этого святого есть соответствующее поучение. Символика тонзуры в том, что человек, вступающий на путь служения Церкви, должен отогнать от себя посторонние мысли и посвятить разум Богу.
Интересно, что на «младшие чины» при посвящении не возлагались руки. Они посвящались путем вручения им знаков их служения: остиарию — ключей, лектору — богослужебных кодексов, экзорцисту — книги с молитвами, аколиту — незажжённой свечи, субдиакону — пустых литургических сосудов: патены (аналог дискоса) и чаши.
Все эти чины просуществовали в Римской Церкви до Папы Павла VI, который в 1972 году отменил все степени, кроме лектора и аколита, а также упразднил тонзуру. В нынешней Католической Церкви соответствующие обязанности выполняют миряне (министранты). Тенденции гендерного равноправия приводят к тому, что все большую роль начинают играть служители-женщины (министрантки), которым в ряде стран даже доверяется первое (ветхозаветное) чтение на Папских мессах. В ответ на замечание, что подобная практика существует и в Русской Православной Церкви, отец Константин возразил, что у нас женщины читают Апостол «не от хорошей жизни», а лишь когда на приходах не хватает мужчин. В Риме же это происходит «из соображений толерантности и равноправия».
Целеполагание и практика
Заведующий отделом аспирантуры Российского православного университета Павел Герасимов отметил, что для решения вопроса о чинах церковнослужителей в современной Русской Церкви необходимо богословски его осмыслить. По его словам, человек, который не понимает причину и цель своих действий, подобен врачу, не понимающему природы болезни.
Проследив упоминание темы за последние два года в таких русскоязычных источниках, как «Журнал Московской Патриархии», газета «Церковный вестник», база диссертаций Российской государственной библиотеки и электронная база РИЦ, Герасимов констатировал, что проблема служения младших клириков современной Церковью практически не осмыслена. Есть научные знания, но не существует опыта их обдуманного применения на практике. «Всякая деятельность в этой сфере приведет к непредсказуемым последствиям», — подчеркнул докладчик. На его взгляд, для решения вопроса нужен ряд исследований, посвященных целеполаганию: для чего Церкви необходимо церковнослужение. «Наука не может быть чистой наукой. Наша наука церковная, она должна иметь конкретный результат», — резюмировал Павел Герасимов.
Без противопоставления
Преподаватель Нижегородской духовной семинарии священник Андрей Логинов обратил внимание, что в раннехристианских текстах отсутствует противопоставление «священники-миряне», а самого термина «миряне» нет вообще: предполагается, что Церкви служат все её члены. Исходя из этой парадигмы, надо определять, какие будут чины и какие потребуются молитвы, полагает отец Андрей.
Должность и посвящение
Преподаватель Коломенской духовной семинарии протоиерей Дионисий Басов подтвердил, что в древней Церкви клириками считались все её служители, поставляемые епископом. Термин «причетники», возникший в Синодальную эпоху, не соответствует канонической практике, хотя законодательно положение причетников было приведено в соответствие с церковными установлениями. Однако в советскую эпоху и это условие было нарушено — обязанности церковнослужителей сплошь и рядом стали исполнять миряне, не входящие в клир. В современной ситуации отец Дионисий полагает необходимым отделить лиц, занимающих церковные должности, от клириков, имеющих посвящение, определив условия вступления в должность, обязанности ее обладателя и санкции за их неисполнение.
В частности, отец Дионисий призвал определить порядок прислуживания в алтаре пожилых женщин в исключительных случаях, а также порядок ношения мирянами церковных одежд — как богослужебных, так и внебогослужебных — и поступления певчих в церковные хоры. Докладчик напомнил, что 15-е правило Халкидонского собора разрешает монахиням входить в алтарь только для его метения. При этом в нынешних обстоятельствах отец Дионисий считает правильным оставить исполнение пономарских послушаний монахинями на усмотрение правящего архиерея.
Клирик Троицкого храма подмосковного Реутова священник Михаил Конюхов напомнил, что служение иподиакона, которое требует от церковнослужителя наибольшей ответственности (к иподиакону предъявляются повышенные требования, он не имеет права жениться, если еще не женат), сегодня часто исполняется лицами, не имеющими этого сана, — как чтецами, так и диаконами. Чин свещеносца сохранился в Русской Православной Церкви, но только в единоверческих приходах. В женских монастырях – например, Серафимо-Дивеевском – обязанности свещеносиц и посошниц исполняют монахини.
В Русском зарубежье
Аспирант Санкт-Петербургской духовной академии Александр Андреев провёл экскурс в современную практику Русской Зарубежной Церкви, где должность псаломщика неоднократно закреплена в уставных документах, однако некоторые моменты, связанные с её исполнением, никак не прописаны. В частности, нигде не отмечено, что псаломщик обязан быть православного вероисповедания. В результате на некоторых приходах псаломщиками оказываются люди нецерковные либо принадлежащие к раскольничьим группам.
Смирение против посвящения?
С другой стороны, аспирант Московской духовной академии Дмитрий Бочарников обратил внимание, что если ввести практику обязательного молитвенного благословения на любую церковную должность, то некоторые благочестивые миряне могут отказаться от должности псаломщика, ссылаясь на свое недостоинство. Если заменить такого человека нельзя, ему придётся продолжить служение без посвящения.
Работа в Церкви и церковное посвящение
Старший преподаватель кафедры православного вероучения Российского православного вероучения игумен Хризостом (Елисеев) и магистрант II курса Московской духовной академии священник Роман Смирнов рассказали о работе в синодальных и епархиальных структурах как форме церковного служения. Свои доклады также представили аспирант Московской духовной академии священник Сергий Гурдяев и магистрант II курса МДА Александр Бандурин.
***
В заключение семинара были обозначены основные вопросы, поставленные участниками семинара: что есть служитель Церкви, какие есть степени церковнослужителей и типы их служений, насколько применимы каноны к церковнослужителям, каковы условия и последствия вступления в ряды служителей Церкви, следующе из этого обязанности и права. Именно на этих темах предстоит сосредоточиться комиссии Межсоборного присутствия при создании документа о современных служителях Церкви, не принявших священный сан, но трудящихся во славу Божию.
Даниил СИДОРОВ
Фоторепортаж Марии ТЕМНОВОЙ