Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Патриарх Кирилл: Слово проповеди должно открывать людям другое измерение жизни

Патриарх Кирилл: Слово проповеди должно открывать людям другое измерение жизни

Выступая 21 декабря в Зале церковных Соборов Храма Христа Спасителя перед участниками Епархиального собрания города Москвы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, напомнил, в частности, о таком аспекте пастырского служения, как проповедь.

При всем многообразии предметов проповеди, при всей широте затрагиваемых в ней исторических, богословских и нравственных тем неизменным должно оставаться возвещение людям Евангелия, Благой вести о Христе, Распятом и Воскресшем, подчеркнул Святейший Владыка. «Современный человек вынужден жить среди многоголосицы мнений, идей, образов, новостей и слухов. Он бесконечно утомлен этим оглушающим и одурманивающим хаосом шумов, – констатировал Предстоятель Русской Православной Церкви. – Проповедник Евангелия не сможет, да и не должен перекричать этот шум, соперничать с ним. Слово о Христе – не столько в убедительных словах человеческой мудрости, сколько в явлении духа и силы (ср. 1 Кор. 2, 4). Это слово должно открывать людям другое измерение жизни – измерение, свободное от лжи, клеветы, корысти, зависти и гордыни, то есть от всего, что церковная аскетическая традиция называет миром».

По этой причине, констатирует Патриарх, служение проповедника немыслимо без личного духовного, молитвенного подвига: человек становится способным говорить о Христе, преподавать слушающим убеждающее свидетельство о Нем тогда, когда сам живет с именем Иисусовым в сердце. «Молитва — это не психологическое упражнение, не тренинг или медитация. Молитва — это обращение к высшей реальности, это то, что неизменно слышится Богом. Даже неудачи нашего молитвенного опыта помогают понять, что Бог всегда рядом с нами, и наша беда – в том, что мы не всегда рядом с Ним», – подчеркнул Его Святейшество.

При этом, отметил Святейший Патриарх Кирилл, помимо потаенного молитвенного делания, совершаемого уединенно во внутренней келии сердца, необходимо учиться самому и учить прихожан общей молитве. «Богослужение, то есть молитва, приносимая едиными устами и единым сердцем в церковном собрании, где личное и общинное тесно переплетаются, может стать и для нас самих, и для множества взыскующих христианского совершенства мирян подлинной школой предстояния перед Богом», – напомнил он. Это предполагает осмысленное участие человека в богослужении. По свидетельству Святейшего Владыки, непременным условием такого участия является, помимо прочего, сосредоточенное внимание к произносимым словам: «Богослужение Православной Церкви изобильно настолько, что стремящийся внимать ему человек всегда, день за днем, год за годом будет находить в его словах пищу для ума, а в его поэзии и мелодичности – сердечную радость».

«Поэтому забота о том, чтобы чтение и пение за богослужением соответствовали высокому предназначению храма как дома молитвы (ср. Мф. 21. 13), – это наша священная обязанность, – продолжил свою мысль Святейший Патриарх. – Мы должны делать все необходимое для того, чтобы служба Божия была понятна народу, чтобы люди в ней участвовали с разумением. Можно приветствовать предпринимаемые на приходах Первопрестольного града усилия по обеспечению прихожан богослужебными текстами, иногда с параллельным переводом или пояснениями, установке средств звукоусиления в храме и при необходимости трансляции за его стены для облегчения понимания богослужения людьми». Как отметил Предстоятель Русской Церкви, все это уже делается на многих приходах, и было бы правильно, чтобы удачный опыт одних церковных общин заимствовался другими.

«Когда это возможно, например, при совершении таинства Крещения, при венчании или при помазании елеем недугующих, а также при отправлении различных треб следует в кратких словах разъяснять людям, особенно новоначальным, смысл и значение совершаемых священнодействий», – сказал также Его Святейшество, напомнив, что это помогает участникам воспринимать совершающийся чин как подлинное таинство Церкви, имеющее непосредственное отношение к их жизни, как молитву Церкви о них. «Человеческое сердце всегда отзовется на такие слова благодарностью Богу», – подчеркнул Патриарх.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *