Сегодня Церковь отмечает скорбное событие – убиение пророка, предтечи и Крестителя Спасова Иоанна, о ком Господь сказал: «Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11. 11).
Как это случилось? Вот рассказ из Евангелия от Марка (Мк. 6. 17. 29):
«Ирод, послав, взял Иоанна и заключил его в темницу за Иродиаду, жену Филиппа, брата своего, потому что женился на ней. Ибо Иоанн говорил Ироду: не должно тебе иметь жену брата твоего.
Иродиада же, злобясь на него, желала убить его; но не могла. Ибо Ирод боялся Иоанна, зная, что он муж праведный и святой, и берёг его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Настал удобный день, когда Ирод, по случаю дня рождения своего, делал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам Галилейским, дочь Иродиады вошла, плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним; царь сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе; и клялся ей: чего ни попросишь у меня, дам тебе, даже до половины моего царства.
Она вышла и спросила у матери своей: чего просить? Та отвечала: головы Иоанна Крестителя. И она тотчас пошла с поспешностью к царю и просила, говоря: хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя.
Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей. И тотчас, послав оруженосца, царь повелел принести голову его.
Он пошел, отсек ему голову в темнице, и принес голову его на блюде, и отдал ее девице, а девица отдала ее матери своей».
Кто такая Иродиада, почему она так сильно возненавидела Иоанна? Внучка Ирода Великого, на совести которого – убийство 14 тысяч младенцев в Вифлееме, она вышла замуж за собственного дядю Филиппа, сына Ирода. Тот получил от отца в управление ряд областей, но потом лишился власти и наследства. Честолюбие Иродиады было жестоко ущемлено, поэтому, чтобы вновь занять высокое положение, она постаралась соблазнить брата Филиппа – тетрарха Ирода Антипу. И это ей удалось: властитель заключил брак с женой собственного брата.
Иоанн Креститель обличал столь неслыханное нарушение нравственного закона, и потому вызвал жестокую ненависть Иродиады, которая чувствовала в нем угрозу своим честолюбивым устремлениям. Орудием мести она избрала собственную дочь, которой на тот момент было около пятнадцати лет. Предание донесло до нас ее имя – Саломея.
Ирод Антипа, к которому и относились обличения святого, не хотел убивать его, но, во слову святителя Иоанна Златоуста, правитель «царствовал над удовольствиями, вернее, был рабом удовольствий». И потому одного танца и неосторожно сказанного перед гостями пира слова для него оказалось достаточно, чтобы решиться казнить человека, которого, он, судя по всему, почитал, уважал и даже боялся – не зря же, когда разнеслись вести о проповеди Господа Иисуса Христа, Ирод подумал, что это Иоанн Креститель воскрес.
Множество художников разных эпох черпали вдохновение в истории жизни и кончины Предтечи Господня: известны картины, изображающие его рождение, уход в пустыню, проповедь и, конечно, заключение в темницу и усекновение главы.
В отличие от икон, картины не показывают духовный смысл события, но выхватывают тот или иной его момент: взятие под стражу, пир Ирода, танец Саломеи, казнь, принесение главы Иоанна Крестителя на блюде Иродиаде. Из этих фрагментов мы можем составить вполне связное повествование. Вот изображение с алтаря Мирафлорес «Взятие Иоанна Крестителя под стражу».
А вот – на картине Беноццо Гоццоли − пир Ирода и довольно редкое для Средних веков и эпохи Возрождения изображение танца Саломеи.
Это потом, в XIX – XX веках, основное внимание художники уделали чувственному и заводному танцу, который мог увлечь сластолюбивого правителя настолько, чтоб он мог дать опрометчивое обещание. Художники более ранних времен помнили, что является главным нервом сюжета, о ком рассказывается в картинах об усекновении главы Предтечи.
Кстати, в этой и некоторых других картинах более раннего периода можно увидеть совмещение сразу нескольких сюжетов: тут видим и танец Саломеи, и совет матери, и отсечение главы праведника.
Злодейское убиение Иоанна изображали на своих картинах многие художники Возрождения. На некоторых из этих работ трагическая сцена чрезвычайно натурализована, отчего зрителей и тогда, и сейчас бросает в дрожь.
Питер Пауль Рубенс: Обезглавливание Иоанна Крестителя
Альбрехт Альтдорфер. Саломея с головой Иоанна Крестителя
Лукас Кранах I. Обезглавливание Иоанна Крестителя
Однако в работах Караваджо, Рембрандта и других основное внимание сконцентрировано на смирении святого перед казнью.
Караваджо. Казнь Иоанна Крестителя
Рембрандт. Усекновение главы Иоанна Крестителя
Еще один часто встречающийся сюжет: Саломея, несущая на блюде голову убитого праведника. И сразу можно заметить разные трактовки ее образа, которые дают художники.
Вот на картине Василия Сурикова дочь как бы спрашивает Иродиаду: правильно ли я сделала, этого ли ты хотела?
Тициан показывает Саломею несущей главу Иоанна Крестителя, будто корзину с фруктами, – на лице ни сожаления, ни озабоченности
Тициан. Саломея с головой Иоанна Крестителя
Луини нарисовал ее отвернувшейся в ужасе от отсеченной главы, которую палач кладет для нее на блюдо. Но есть ли, кроме ужаса, раскаяние у нее на лице? Похоже, она не чувствует вины.
Луини. Саломея с головой св. Иоанна Крестителя
Скажете, что картины художников на евангельские сюжеты все равно не смогут передать смысл этих событий в той же полноте, что икона? Да, но ведь и солнечные зайчики на стене, и мгновенные отблески на разных предметах порой напоминают людям о том, что есть солнце.
Наталия Бубенцова