Норма акафиста

Пожалуй, самая любимая на Руси форма церковного гимнотворчества – это акафисты. При этом акафисты относятся к текстам, исполнение которых за богослужением церковным уставом не предусмотрено. Лишь раз в году, во время Великого поста, согласно уставу за утреней звучит так называемый Великий акафист Пресвятой Богородице – древнейший из известных нам акафистов, он был написан в VII веке после чудесного спасения Константинополя от нашествия персов. Ныне же известно множество акафистов – они посвящены Господу и Божией Матери, святым и великим праздникам. Они стали не только частью домашнего молитвенного правила, но и звучат в храмах в разные дни церковного года – на молебнах, вечернях, утренях, повечериях… Поскольку акафисты не являются богослужебными текстами, их употребление в храмах практически не регламентировалось. В прежние годы тексты новых акафистов, не получавшие одобрение Священноначалия, порой были полны как лингвистических ошибок, так и противоречащих православному вероучению формулировок и безграмотных с точки зрения историка утверждений. 14 мая Священный Синод принял ряд решений, которые призваны найти должное место акафисту в молитвенной жизни Церкви. О чем в них идет речь?

Еще в 2011 году при Издательском совете Русской Православной Церкви по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была учреждена Рабочая группа по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества. А в 2015 году комиссии Межсоборного присутствия по богослужению и церковному искусству было поручено подготовить документ «Акафист в молитвенной жизни Церкви».

Церковно-общественное обсуждение документа началось 16 января 2017 года публикацией проекта на сайте и в блоге Межсоборного присутствия, а также на портале «Богослов.ру». Проект был направлен на отзыв в епархии Русской Православной Церкви и духовные школы. Отзывы поступили из 117 епархий, в 66 из них содержались замечания и предложения по тексту документа. Общее число поступивших отзывов и замечаний – 142. Согласно Положению о Межсоборном Присутствии, заключение комиссии Присутствия может быть передано в Священный Синод, который, рассмотрев документ, передает его на рассмотрение Поместного или Архиерейского Собора, либо принимает по нему собственное решение.

На состоявшемся 14 мая нынешнего года в Санкт-Петербурге заседании Священный Синод указал на то, что с одной стороны, употребление акафистов в общественном богослужении до сих пор не имеет уставной регламентации, так как действующая редакция Типикона предполагает совершение акафиста только на утрене субботы пятой седмицы Великого поста, а с другой – в богослужебной практике используются и иные акафисты. В связи с этим было подчеркнуто: по замечанию священноисповедника Афанасия, епископа Ковровского, акафисты могут использоваться «только в дополнение к основным частям богослужения, а не в замену им».

В решении Священного Синода указывается, что тексты акафистов следует использовать преимущественно вне богослужебных последований, входящих в состав суточного круга, к примеру, в ходе паломничеств, крестных ходов или в соединении с беседами, проводимыми священнослужителями. При этом признано допустимым совершение акафистов при служении молебна (перед чтением Евангелия). Также, исходя из действующей практики, допустимо читать акафист на малой вечерне (после отпустительного тропаря), на вечерне (после стихир на стиховне либо после отпустительного тропаря), на повечерии (после Символа веры) или на утрене (после кафизмы или после шестой песни канона).

В то же время не рекомендуется совершение акафистов после Божественной литургии, а также в период Святой Четыредесятницы. Исключением является утреня субботы пятой седмицы, во время которой церковный устав предписывает совершать так называемый Великий акафист. Этот день по традиции так и именуется субботой акафиста. В число исключений также входят чинопоследования пассии в тех храмах, где имеется обычай их совершать.

Синод также напомнил о недопустимости использования текстов акафистов, не утвержденных Священным Синодом или не входящих в состав официальных изданий. При этом отмечается, что архиереи могут благословлять официальную публикацию новосоставленных акафистов только местночтимым святым и только в пределах возглавляемых ими епархий.

Синодальным решением Издательству Московской Патриархии совместно с Рабочей группой по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества поручено подготовить сборник акафистов, рекомендуемых для общецерковного употребления. Издательский совет должен будет разместить список утвержденных Священным Синодом акафистов и их тексты на своем сайте либо на особом интернет-ресурсе; список предполагается регулярно обновлять.

Синодальная богослужебная комиссия получила поручение подготовить и представить на утверждение Синода проект чинопоследования совершения молебного пения с акафистом. Это чинопоследование предполагается внести в дополнительную часть Требника.

Особо оговорено, что рабочей группе по кодификации акафистов и выработке норм акафистного творчества следует принимать к рассмотрению акафисты новопрославленным святым только после составления и утверждения в установленном порядке полных богослужебных последований этим угодникам Божиим.

Валентина ГОРОДНИЧЕВА

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *