Что нужно для того, чтобы организовать православный клуб для молодежи? Рассказ о нелегкой, но интересной жизни «молодежки» продолжает иерей Михаил Яковлев, руководитель епархиального молодежного клуба «Логос» (Оренбург).
Литургика и фитотерапия
У «молодежки» такой насыщенный график… Вы вообще не выпускаете людей отсюда, да?
− И сами не уходим! В понедельник у нас литургика, во вторник − Евангельские беседы, по средам ведем занятия по фитотерапии, в четверг будет киноклуб, а по пятницам − либо встречи с интересными людьми, либо тематические беседы. По субботам ничего, так как всенощная. В воскресенье − спортивные мероприятия; для этого мы вот начали в школу ходить, там нам спортзал выделили.
Как среди литургики, киноклуба и фитотерапии появилась у вас в списке занятий физическая культура?
− Ну, спортивные мероприятия – это более-менее свободное дело, не такое серьезное, как литургика. Я стараюсь ходить на тренировки с ребятами, хотя у меня это редко получается. Вот летом мы в футбол гоняли, гоняли, а потом прозвучало предложение: «Ой, а поехали на Урал!» Ну, съездили на реку, искупались… Это, скорее, уже следствие дружеского общения… Ведь мы с ребятами много общаемся и много времени проводим. Вот меня Максим подвозит домой, я его могу на чай пригласить, это же в порядке вещей, как у всех…
Вообще, инициативу проявляют ребята, ту же литургику они сами предложили, да и идею с фитотерапией тоже подали, когда мы в лагерь ездили.
Сейчас вот я начинаю тематические беседы по теме «добрачных, брачных и послебрачных отношений» − это, опять же, ребята меня настропалили.
Сколько человек у вас в обеих группах, как они делятся?
− У нас вся программа рассчитана на два года, последующее посещение не обязательно, кто захочет, сможет посещать отдельные мероприятия. Но я надеюсь, что будут ходить, мне помогать, может, на себя возьмут группу младшую вести.
По группам делимся так: первая − те, кто присоединился к нам в 2012 году, вторая – те, кто пришел годом позже. В наступившем году мы с первой группой закончим изучать Евангелие, они будут посещать клуб просто по желанию.
Путь к истине надо пройти самому
Как проходит занятие в клубе?
− Занятие строится так: мы приходим, молимся, открываем Евангелие, читаем полностью тот отрывок или ту главу, которую сегодня проходим, и дальше я исхожу из следующего принципа: обсуждать и доходить до истины они должны сами. Моя задача − наблюдать и держать в некоторых рамках, чтобы не было ненужных отклонений. Бывает, нужны какие-то комментарии, порой я задаю наводящие вопросы. Ребята могут спорить друг с другом, кто-то доказывает свою точку зрения…Если я вижу (особенно в начале беседы), что ребята несколько неактивны, начинаю задавать провокационные вопросы.
Вот недавно у нас была дискуссия по поводу поминовения усопших. Говорю им: «Представьте, я протестант и заявляю: не надо молиться за усопших; зачем это нужно, ведь после смерти уже ничего исправить нельзя! как вы хотите повлиять? Что, Бог не милостив и вы хотите Его сделать более милостивым, что ли?» У них такой спор начался! Очень интересно было. Но я стараюсь находиться над спором, контролировать, смотреть, чтобы все закончилось логически. Самая главная моя задача − в конце сформулировать итоговое суждение, потому что за беседу прозвучало очень много слов, высказываний. Вижу также свою задачу в том, чтобы дать историческую справку. Кратко четко формулирую итог беседы.
Особенно интересно проходят занятия с тем, которые ходят к нам второй год. Евангелие от Матфея мы в том году разобрали, а в этом году мы взялись Евангелие от Иоанна изучать. Оно сложное очень. Благовествование от Матфея связано с описаниями, различными обстоятельствами, а у Иоанна Богослова все-таки больше богословских знаний. Очень сложно делать занятие в форме общения.
Очень сложно в наше время вести дискуссии. Мы мало читаем! Я обратил внимание, что молодежь очень плохо формулирует свою мысль. Часто приходится останавливаться и учить их формулировать свою точку зрения!
Не только батюшкам…
У нас есть занятия по литургике. Мы их буквально несколько месяцев назад начали. Я не ожидал, что она так сильно востребована. Относился к литургике с позиции: это батюшкам надо, пономарям, чтецам, им службу служить. А народу-то зачем? Ну, молятся, молитвословия более-менее знают − и так поймут, что в храме происходит. А когда я народу предложил, это был такой взрыв эмоций, такая радость! И вот сейчас еще один батюшка ведет литургику − народ очень активно ходит. А он так интересно проводит занятия! Освещает тему с исторической точки зрения: рассказывает, откуда все произошло, проводит с первыми христианскими общинами аналогии
Литургика пользуется особенным успехом у тех ребят, которые второй год ходят. Они уже более-менее воцерковились, уже более-менее знают дух Евангелия, знают, чему оно учит, и дальше стоит вопрос совершенствования знаний, а это следующая ступенька.
Кино как тема для разговора
Встречи киноклуба сейчас проводит третий священник, у меня совсем времени нет. Фильмы для просмотра подбирает он. У него своя страничка в социальной сети, ему ребята шлют туда ссылки; естественно, у нас в группе «В контакте» создана темка «Предлагаю темы кинолектория». Фильмы смотрим разнообразные, не обязательно глубоко христианские − главное, чтобы не было пошлости, но имелся какой-то нравственный момент.
За полтора года мы много всего уже посмотрели. Сначала смотрим, потом − обсуждение. Проходит оно за чаем, в неформальной обстановке: доказываем, спорим. У нас была лента «Сомнение». Шикарный фильм, но очень тяжелый. У него завязка длится 45 минут…
Иногда кинолекцию провожу я. Конечно, готовлюсь заранее: основательно продумываю линию беседы, читаю отзывы. Но всегда стараюсь услышать мнение, ведь я могу и не прав быть − запросто, такое бывает!
Еще в ряду просветительской работы, которой мы занимаемся, − скаутинг. Это уже на любителя. В прошлом году основали «Братство православных следопытов», провели лагерь.
В рамках подготовки к скаутскому лагерю с нами ездил замечательный человек – Царев Сергей Николаевич, хирург, заведующий хирургией одной из городских больниц. У этого врача хобби – он травник. Он к нам приходит, проводит по средам беседы по фитотерапии.
Одни девчонки ходят, наверное?
— Не-е-т! У меня был такой шок от этого. Да и вообще, у меня был стереотип, мол, в храм больше девушек ходит, чем ребят, но недавно стал замечать, что на беседы собирается парней больше, причем на любые беседы. Это, я считаю, тенденция очень положительная. И на фитотерапию они ходят тоже, причем с большой охотой, конспектируют. Летом группа собирается сделать выезд за травами.
Досугово-спортивное направление построено у нас на личном желании ребят. Хочешь ты заниматься краеведением – встал на занятии и говоришь: «Я хочу заниматься краеведением, и или крестиком вышивать – кто со мной?» Желающие тянут лапки кверху. Или вот: «Мы хотим плаванием заниматься». Это отец Михаил должен пойти, найти и постараться договориться, чтобы они группой плаванием занимались.
Это в теории. А на практике хотят все и много чего! Но не все могут, и не всегда у меня получается договориться, не всегда хватает времени и ответственности. Тут большую роль играет человеческий фактор. Мне бы помощника активного, желательно парня…
Печальки
Какие у вашей молодежки проблемы?
− Деньги. Это единственная проблема. Нам хоть пять тысяч в месяц стабильно кто-нибудь выделял бы, спонсор какой-то стабильный нашелся бы… Пример: ребята сложились за три дня, набрали двенадцать тысяч, и мы купили плазменный телевизор, теперь можно нормально киноклуб проводить. Ну, купили, а как повесить? Кронштейн − еще полторы тысячи рублей, а где я их возьму?
Разве Вас не поддерживает Никольский собор, епархия?
− Нет. Мы берем от церкви только помещение и свет. Но вот спасибо отцу Алексию − он выделил деньги, и мы закупили стулья…
Да если бы у нас были эти пять тысяч ежемесячно, то я мог бы какого-то студента, молодого человека привлечь, зарплату бы ему тысячи три платил, чтоб те моменты, которые организационно я не успеваю, он завершал. Так мы могли бы более эффективно работать, потому что эффективности в моей работе не хватает. Я не успеваю. Я не успеваю!
Пример: мы позавчера «В контакте» написали, что собираемся на волейбол. Меня один парень попросил об смс-рассылке. Я ему пообещал, но забегался и забыл. А потом скажут: «Наврал батя…»
А эти три тысячи для студента из какой-нибудь Пономаревки – хорошие деньги, да и он при деле, с другой стороны.
А духовные проблемы?
− Духовные… Они разрешаемы.
Хотя… есть тут у нас один, Витя (имя изменено). Я его давно знаю. Знаю, что ему сюда необходимо ходить. Но он этот, пикапер… А при том, что тут бывает одновременно по 50 девушек, у него, конечно, соблазн большой. Сюда, однако же, он ходит не для того! Но я честно ему сказал: «Витя, предупреждаю: пока ты таким делом занимаешься, то «объект» твой у нас в клубе сразу узнает, с какой целью ты к ней «подкатываешь». Витя очень пытливый, постоянно задает кучу вопросов, приводит какие-то доводы, не церковный вообще. Иногда ребятам тяжело бывает с ним.
На него переключается внимание, и он становится антилидером?
− Нет, не в этом дело. Он порой просто мешает. В принципе, Витя обладает лидерскими способностями, но здесь в настоящий момент он не лидер. Тут для него все ново, необычно, интересно, и он не осознает, когда глупость какую-то морозит.
Мы тут ремонт делали… Витя придет, возьмет шпатель, задумчиво постоит с ним, и начинаются разговоры о девочках. Я их в разные углы разгоняю: «Кто пискнет, на того анафему наложу». Потом потихонечку они друг к другу придвигаются, и начинается опять «шу-шу-шу». девочки придумали «Богородицу» петь: только Витя подсядет, они сразу: «Богородица, Дево, радуйся…» Но мне кажется, он уже выравнивается. Совсем недавно подходит он ко мне и говорит: я решил пикапом не заниматься и хочу на исповедь сходить. Но вот прежде, чем это произошло, мы с ним год проговорили в молодежке! Я с ним разговаривал постоянно, отвечал на вопросы, от которых у меня просто уже крыша ехала!
Больше – не значит лучше?
− Вообще, у нас сейчас народу перевалило за 80 человек! Я довольно давно не считал − думаю, уже до ста доходит. Но так как занятия каждый день, они растекаются по занятиям. В каждую группу на Евангельские беседы (не самая большая группа) приходит 15−20 человек. Это очень много, перебор. Получается, по вторникам занимается 30-40 человек (у нас ведь две группы). Не должно быть в молодежной организации столько много народу! Вот если бы в каждом храме города была бы такая организация, это было бы очень хорошо.
Но ведь пока такие молодежные группы организуются вокруг священника, а не просто при храме. Как происходит выбор священника для молодежного служения?
− Тут было мое личное желание. Спасибо отцу настоятелю − он нам выделил помещение, что потребовало определенных усилий с его стороны, а ремонт мы тут сами делали, деньги собирали сами, ребята скидывались мои… я по спонсорам ходил.
Вы сами спонсора ищете?
− Да, я сам хожу. На самом деле, «спонсоры» − это такое громкое слово… На ремонт помещения для клуба ушло около 100 тысяч − здесь был просто ужас, штукатурка отваливалась. Но из этих денег только тридцать тысяч – спонсорские деньги, на остальное ребята мои скидывались. Молодцы, конечно, я не ожидал даже! Ну, и весь ремонт мы сами делали, рабочих не нанимали. Не работал наш клуб тогда с ноября по февраль.
Христиане – братья, но враг не спит
− Я всегда ребятам говорю: в Церкви есть одна особенность. Мы помним, что Христос завещал любить всех, но если на заводе один рабочий пошлет другого, это через две недели просто забудется – ну, поговорили так, а вот если в церкви кого-то пошлете, то это будут помнить всю жизнь и всегда использовать в аргументах после вас. К этому надо быть готовым, и я частью своей работы считаю попытки оградить ребят от тех пагубных моментов, с которыми они могут столкнуться в церкви. Печалька.
Не оставить никого в одиночестве
− Есть еще такая проблема, я сейчас как раз думаю, как с ней бороться… Вот приходит молодой человек, сначала посещает Евангельские беседы, а потому еще какие-то занятия, и вот видит: толпа народа, а нормально в первые дни не удается познакомиться с кем-то, и некоторые уходят. Человек более коммуникабельный, пробивной остается, а вот если новенький стеснительный, страхи есть, комплексы, то, ему, естественно, сложнее, он ощущает себя здесь одиноким.
Я провел уже разговор со своими ребятами, прошу их: если видят, что пришел кто-то новый, то, как у сектантов, проводи «бомбардировку» приветливостью и вниманием. Я обращал внимание: теперь один-два человека к новому подсядут, поговорят, расспросят.
Пока мы держимся все вместе, но если придет еще человек 20, то все уже. Подходят ребята, предлагают: «Давайте объявление в газете «Южный Урал» дадим». Да и без статьи уже народу много! Что интересно, те объявления, которые мы по храмам развешивали, уже давно не висят, новых мы не делаем. Но ребята приводят друзей, срабатывает какое-то изустное предание… Тут у нас весит объявление, мы его обновляем всегда, очень много из сети «В контакте» приходят. Там в нашей группе больше 300 человек уже! Регистрируются, полгода смотрят-смотрят, а потом все-таки решаются прийти… И поэтому я понимаю, что у нас есть еще потенциально 200 человек из «В контакте», которые к нам придут в ближайшее время!
Социальное направление
− Есть детский дом-интернат в селе Колпаково. Мы его окормляем. Во-первых, по церковным праздникам приезжаем туда и даем концерты, делаем детские театральные постановки, подарки покупаем.
А под Рождество мы такую акцию проводим: организуем бригаду Дедов морозов со Снегурочками и поздравляем многодетные и малоимущие семьи.
Новое направление – соцзащита. Собираемся инвалидов посещать, помогать им по дому: в магазин сходить, полы помыть, погулять, да просто прийти поговорить. Планировали на 9 мая с ветеранами встречаться, но сейчас ветеранам эти посещения не в радость, а в тягость − годы берут свое…
Недавно проводили акцию «Не убей», в рамках которой раздавали информационные листовки против абортов. Даже в милицию из-за этого попали за несанкционированный пикет; но мы быстро самоликвидировались. А завершение акции такое было: на месте пешеходного моста через Урал на льду горящими свечами выкладывали фразу «Аборт = убийство». Зимой рано темнеет, и когда зажгли все свечи, мощное зрелище было! Опять же, смогли так привлечь внимание СМИ к проблеме.
Есть ли жизнь после 30?
Что будете делать через год? Проведете все запланированные беседы, а ребята расходиться не захотят…
− Мне часто задают вопрос: батюшка, а есть ли жизнь после 30 лет? Во-первых, никто никого выгонять не собирается! Во-вторых, я не волнуюсь, что «курсы кончатся − и все», потому что занятия построены на личном интересе и личной инициативе. Просто сейчас фитотерапия интересна, а через три года − что-то другое.
Я скажу: чего изволите? Что предложите, тем и будете заниматься. И если ребята будут устоявшиеся, если среди них будет лидер, кого я смогу назначить ответственным за занятие, то я просто буду приходить, посещать клуб, а заниматься кто-то другой будет. Главное − личная инициатива!
Что касается жизни «после 30 лет», то тут, скорее всего, будет такой выход: придется создавать воскресную школу для взрослых. Тут я бы опять обратил внимание на самарскую молодежку. У них на Евангельские беседы можно приходить вообще всем, в том числе бабушкам и дедушкам, а не только молодежи. Ко мне некоторые наши бабушки тоже приходят, спрашивают, можно ли им прийти. Но если я буду разрешать посещать наши занятия всем нашим бабушкам…
Думаю, что ребятам, которые сейчас у нас занимаются, после тридцати уже скучно будет то же самое делать. Думаю, их больше будут интересовать мероприятия социальные или досуговые, ну, и какие-то отдельные беседы, которые беспокоит не все общество, а конкретного участника.
Беседовала Александрина Маланина