Home / Актуальные вопросы приходской жизни / Молебны приведут к «общему знаменателю»

Молебны приведут к «общему знаменателю»

Итоги обсуждения в Межсоборном Присутствии вопросов, связанных с практикой совершения молебных пений в богослужении Русской Православной Церкви, были рассмотрены 26 декабря на последнем в 2019 году заседании Священного Синода.

Можно отметить, что за общим названием «молебен» в современной русской церковной практике стоит ряд посвященных различным поводам чинопоследований, большинство которых не привязано к определенным дням церковного календаря или времени суток. По сути, в традиции Русской Православной Церкви молебен понимается как наиболее универсальное богослужение, применимое как в торжественных и общественно значимых, так и в частных случаях, и обладающее наиболее гибким среди традиционных церковных служб последованием.

По свидетельству комиссии Межсоборного Присутствия по богослужению и церковному искусству, это является достоинством молебна, поскольку он создает как в частном, так и в общецерковном богослужении пространство, открытое к включению в него молитв на самые разнообразные нужды. Однако это же ведет и к нежелательным последствиям. Например, чины совершения различных молебнов нередко искажаются или смешиваются между собой; практически забыты некоторые древние традиции совершения молебна. Наконец, молебен может наделяться значением, не соответствующим его месту в богослужении и подменять собой службы суточного круга.

Также комиссия отметила, что в древнерусской традиции, засвидетельствованной в монастырской практике еще XVII века, предусмотрено регулярное совершение молебна в соединении с каноном (так называемый молебный канон), причем текст канона мог меняться в зависимости от дня недели.

Отметив, что молебен, как любой другой элемент богослужебной традиции, заслуживает бережного отношения, однако не должен при этом подменять собой уставное богослужение и, особенно, Божественную литургию, Священный Синод потановил полностью исключить практику совершения молебнов после литургии до ее отпуста и целования верными креста.

В тех приходах, где принято совершение после Божественной литургии так называемых общих молебнов, рекомендовано по возможности отправлять таковые в приделах. При этом молебен по частному поводу — например, о болящих, о путешествующих — предпочтительнее совершать в качестве самостоятельной требы, хотя он может соединяться и с совершением «общего молебна».

Отмечено, что случаях пастырской целесообразности возможно возвращение чинам молитвы о тех или иных категориях верующих их первоначального места в составе Божественной литургии. При этом особые прошения ектений соответствующих молебнов присоединяются к ектениям Литургии, по малом входе добавляются соответствующие тропари, Апостол и Евангелие читаются после рядовых, а молитва возносится на проскомидии либо читается после возгласа сугубой ектении или прибавляется к заамвонной молитве

Священный Синод признал правомерным предложение отдела о богослужении, проповедничестве и храме Всероссийского Церковного Собора 1917-1918 гг.: «Служение молебнов по просьбе отдельных лиц должно быть благочинным, согласно с положенным в Часослове последованием общего молебна. Соединение молебных канонов более чем четырем святым не допускается».

Согласно синодальному решению, священнослужителям, а также приходским и монастырским работникам следует напоминать людям, обращающимся с просьбой о поминовении на молебнах, о значении литургийного поминовения, которое не исключает поминовения на молебне, но не может быть им заменено, а также напоминать о желательности личного участия в богослужениях, за которыми будут совершаться поминовения.

Синод признал полезным восстановление традиции пения молебных канонов как в дополнение к уставному богослужению, так и, в исключительных случаях, когда длительное совершение уставных богослужений затруднительно, особенно в сельской местности и при совмещении священником служения на нескольких приходах, – взамен утрени и вечерни. При этом благочинным надлежит наблюдать за тем, чтобы такая замена была оправдана и не проистекала из злоупотребления такой практикой.

Комиссии Межсоборного присутствия по вопросам богослужения и церковного искусства поручено изучить, какие из существовавших в синодальную эпоху молебных чинов все еще актуальны, и подготовить список последований, которыми желательно было бы дополнить существующие богослужебные книги. По получении списка Синодальная богослужебная комиссия должна будет подготовить проекты новых молебных последований.

Редакция портала «Приходы»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *