Интеграция в общество детей с особенностями развития – это не просто модное веяние, а давно назревшая необходимость. И уж конечно, Церковь должна здесь быть впереди всех – какая может быть сегрегация по интеллектуальным или физическим признакам в сообществе братьев и сестер?
Для многих детей с инвалидностью инклюзивное образование – реальная возможность достичь гораздо более высокого уровня развития, чем в коррекционных учебных заведениях. И все-таки оказывается, что специализированные образовательные проекты необходимы, потому что некоторые дети для успешной последующей социализации должны приобрести определенные навыки, так или иначе компенсировать имеющиеся у них нарушения (например, незрячие – освоить шрифт Брайля, дети с аутизмом – научиться элементарным поведенческим правилам и т.д.). Воскресная школа «Благодать» для детей с ментальными особенностями, действующая в Санкт-Петербурге прямо на территории Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, вовсе не изолирована от внешнего мира: ее ученики по мере сил общаются с обычными детьми и взрослыми, но не в рамках образовательного процесса. Об этом проекте рассказывает руководитель воскресной школы Надежда Арзамасцева:
– Благотворительный фонд Святой Блаженной Матроны Московской существует при Новодевичьем монастыре с 2008 года. Его директором была Светлана Николаевна Москалева. Фонд начал свою работу с ухода за «особыми» детьми-сиротами в больницах. Это направление в фонде продолжается и по сей день: любой человек может пройти «Школу волонтера» и присоединиться к нам, чтобы ухаживать за ребятами. Я по профессии дефектолог-логопед и детский психолог. В то время в фонде была волонтером, а работала сначала в детском доме, потом в коррекционной школе. Когда Светлана Николаевна отошла от дел фонда, то им руководить стала я.
Но в Новодевичьем монастыре начался большой ремонт. На одной из конференций в Александро-Невской лавре я встретила отца Николая Брындина (председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Санкт-Петербургской епархии – прим.), он предложил мне возглавить работу с инвалидами на епархиальном уровне и переехать вместе с образовательными проектами фонда в Митрополичий корпус Лавры. У нас давно были мысли про воскресную школу для детей с инвалидностью, живущих в семьях. А здесь появилась возможность для реализации этой идеи.
А почему у вас появилась такая идея? Ведь недостатка в воскресных школах нынче нет. И как вы находите тех, кто приходит к вам на занятия?
– Воскресные школы есть практически при каждом храме. Но дети с ментальными особенностями часто не вписываются в учебный процесс, им нужны специальные занятия. И вот мы организовали нашу школу. Сначала я звонила в реабилитационные центры. Но особого эффекта от этого не было – из этих центров приезжали группы ребят, как на экскурсии: побудут один раз и больше не появляются. Потом отец Николай предложил развесить объявления по храмам города. Вот после этого начались звонки, люди стали приходить.
Как организован у вас процесс обучения?
– Дети с разными нарушениями, поэтому программу пришлось выстраивать уже в процессе. С некоторыми ребятами мне приходится заниматься индивидуально как логопеду. Бывает, что ребенок походит на такие занятия, мы ему поставим какие-то звуки, а потом он ходить перестает. Но, знаете, я даже и таким ситуациям рада, ведь многие долго дожидаются очереди к логопеду, а здесь они получили эту помощь и хоть немножко, но прикоснулись к Церкви. В итоге сейчас к нам ходит 32 человека, которые разделены на младшую, среднюю и старшую группы.
Первые две группы действуют постоянно, а в старшей ребят немного, и бывает, что я их подключаю к занятиям в средней группе, но даю им еще и особые задания.
Также проходят индивидуальные занятия по записи, ведь есть детки, которые еще не готовы заниматься в группе. Эти занятия проходят по пятницам с 13 до 16 часов. Продолжительность – от 30 минут до часа, в зависимости от возможностей ребенка. В субботу занимаются средняя и старшая группы, младшая группа – в воскресенье.
Отдельно занимаемся с теми говорящими ребятами, у которых наблюдается дисграфия (сложности при овладении навыками письма – прим.).
А какой возраст у ваших учеников?
– К нам ходят не только дети и подростки: самой старшей девочке, которая у нас бывает, 25 лет. Хотя у меня в объявлении и написано, что мы принимаем ребят до 18 лет, но для некоторых я делаю исключение.
При желании родители могут присутствовать на занятиях – для них я тоже придумываю какие-то задания, иногда они сами узнают у нас что-то для себя новое. Взрослые говорят: «Мы здесь успокаиваемся». Иногда они приходят в будние дни и помогают мне здесь в других делах. Постоянно же здесь работают три человека – я и две моих помощницы.
Чему учатся здесь дети?
– Программа похожа на программу обычной воскресной школы, только мы добавляем задания на развитие моторики и тому подобное. Наша программа все еще в стадии разработки, я изучаю, какие методы действуют лучше. Обычно на занятии мы смотрим короткий видеосюжет, обсуждаем его, потом я даю детям задания из специальных тетрадей, выпущенных сестричеством во имя святого апостола Иоанна Богослова из города Новогрудок в Беларуси. Иногда мы делаем выезды в центральные храмы Санкт-Петербурга.
Вы ведь занимаетесь здесь не только с детьми из семей, но и с воспитанниками детского дома…
– Да, для воспитанников детского дома-интерната №4 для детей с отклонениями в умственном развитии в Павловске мы организовали мастерские, еще когда фонд святой блаженной Матроны Московской находился в Новодевичьем монастыре. Поскольку мы сопровождали ребят с младенчества, стали помогать им и по достижении ими подросткового возраста. Так мы поняли, что необходимо прививать им социальные навыки, в том числе и трудовые. Получили грант на конкурсе «Православная инициатива» и организовали при Новодевичьем монастыре мастерскую по вышиванию и мини-типографию. После этого стали целенаправленно работать с ребятами, проживающими в первом этого интерната. Для мастерских у нас прописана программа обучения, которая заверена и администрацией детского дома.
Потом типография переехала в Митрополичий корпус Александро-Невской Лавры, мы стали заниматься с ребятами в новом помещении. И к нам сейчас по списку ездит двенадцать детей – это те, которые могут после выпуска из детского дома получить жилье, значит, для них профессиональные навыки наиболее актуальны. Тех деток, которые посложнее, мы, конечно, тоже не оставляем — всего в первом корпусе сейчас 43 ребенка, в том числе двенадцать лежачих, которых не отведешь никуда. Но остальных мы стараемся в течение года хотя бы один раз сводить в храм (там же, в Павловске, храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины). Также мы проводим у них праздники – пасхальный, рождественский и так далее. Чтобы привезти детей из Павловска в Лавру на занятия, арендуем автобус. Иногда нам в этом помогает «Православная детская миссия». Бывает, волонтеры Фонда святой Матроны Московской привозят детей на своих машинах.
Раньше у занятия проходили раз в неделю, теперь – раз в две недели, так как у нас пока одно помещение и для мини-типографии, и для воскресной школы.
Какой техникой оснащена ваша мини-типография?
– Она оборудована так, чтобы ребятам было интересно. У нас есть цветной и черно-белый МФУ, брошюровщик, биговальная машина, фальцовочная машина, термопресс, резак, ламинатор и две паззл-машины. Дело даже не в том, чтобы дать ребятам профессию, которая поможет им в будущем зарабатывать деньги. Хотя если получается помочь в этом хотя бы нескольким, то уже хорошо. Но важно научить ребят вообще делать что-нибудь для кого-то другого, ведь в детском доме они привыкают, что, наоборот, все делается только для них.
Уже есть и результаты нашей работы: мы выпустили детский молитвослов с аудиодиском. Для записи диска мы специально обучали ребят правильно произносить молитвы. Запись делали в студии фонда «Золотой пеликан». Что касается оформления молитвослова, то ребята сами рисовали иллюстрации.
Также сделали мы и раскраски для других детей из детских домов, календари. Некоторые храмы заказывают нам календари.
Одна выпускница детского дома, наша воспитанница, получила жилье, а работает у нас в типографии – печатает бланки записок для храмов. Сейчас у нас появилась и вторая выпускница, колясочница, но с сохранным интеллектом – я думаю подключить ее к воскресной школе «Благодать», чтобы она вела творческую часть.
Игорь ЛУНЕВ