В ряде публикаций на нашем сайте была поднята вызвавшая разноречивые мнения тема: место ли детям за богослужением? В продолжение разговора предлагаем вниманию читателей очерк-размышление о том, как приучить маленьких детей к посещению храма и присутствию за церковными службами.
Противоположные мнения о необходимости/необязательности регулярного посещения храма детьми дают две расходящиеся педагогические линии. Родитель, считающий присутствие ребёнка в храме необязательным, беспечен, внутренне успокоен. Он не идёт на службу с ребёнком и тогда, когда у него есть такая возможность. «Зачем? Дети отвлекают, мешают прихожанам. Малыш устаёт и мало что понимает». Логика минимализма не позволяет вместить педагогическое содержание, соблюсти последовательность, реализовать продолжительные, составные педагогические действия. Говорить можно лишь об отдельных ситуативных действиях и о предпочтении родителем пути наименьших затруднений. Послабления, таким образом, распространяются и на взрослого, желание которого посещать храм зачастую недостаточно и непостоянно. Для Православия с его сильным богослужебным ядром и определением Церкви в первую очередь как «экклесии», то есть собрания, отлучение от храма сказывается очень остро. Оно имеет своим результатом охлаждение настроя и приводит даже к расцерковлению.
Семьи с маленькими детьми составляют значительную часть «убывших». Причиной становится сбой в ранее относительно организованном церковном образе жизни. До появления детей норма ответственности каждого из супругов – богослужения, таинства, посты – не была размыта. Теперь она становится более отвлечённой, зависящей от собственных желаний. Понятным образом планка из-за этого понижается. Что есть исповедание веры и принадлежность к Церкви, когда твои дни напролёт заняты простейшими бытовыми делами? Мало что обязывает к молитве, к самообразованию, мало что соединяет с другими православными. Растворение понятия христианского подвига в прозе жизни и субъективных ощущениях переживают многие. Наоборот, в том случае, когда родитель приобщает детей к храму, действуют факторы совместного участия и педагогического примера: иной раз, даже желая пропустить службу, старший возвращает себя к мысли, что воспитать детей в любви к храму нельзя, самому не любя храм, и таким образом получает пособие в своём благочестивом намерении.
Педагогика проективна. «Должному» в ней отводится значение не меньшее, чем значение показаний практического разума. То, на что внутренне настроен родитель, образует так называемый этос семейной системы и с течением времени овеществляется в детях и взаимоотношениях. Известно, например, что одним семьям без особых стараний удаётся поддерживать семейную педагогическую обстановку, в то время как для других это большой труд либо даже труднодостижимый идеал. У одних есть вкус к решению воспитательных задач, другие же его не имеют и подходят к делу более формально или действуют «по случаю». Пробуждение педагогического чувства – первое весьма желательное условие для родителей, которые обретут через это необходимые стройность жизни и удовлетворение.
Общий замысел, который в нашем примере касается участия ребёнка в таинствах, обрядах и соборной молитве, образно лучше всего представить в виде маршрута на карте, прокладываемого в начале похода. Проблемы и сложности семьи с детьми – это те обстоятельства на местности, которые затрудняют его прохождение. Будет неправильным сказать, что перемещение из пункта А в пункт Б составляет единственную цель путешественника. Ценность следования проложенному маршруту складывается из преодоления обстоятельств: на пересечённой местности возникает возможность испытать себя, проявить смекалку, творчество, выучку, взаимную поддержку, терпение. Заметьте, всё это не досаждает, а принимается человеком как желаемое. Трудности лишены негативного восприятия — наоборот, они помещаются в положительный контекст. Вот секрет управления своим внутренним состоянием одной только правильной расстановкой акцентов! Данный образ подходит к тому, кто упражняется в своих христианских качествах.
Реальный маршрут на практике различается с картографическим. И это не стихийные ситуативные блуждания — конечная цель в пункте Б остаётся ведущей и неизменной. Похожим образом родители в воспитании могут сталкиваться с тем, что походы в храм не удаются. С малышами это могут быть затруднения одного рода: естественные потребности, обстановка в храме, темперамент. С детьми старшего возраста затруднения другие: формальное отношение, двоедушие на исповеди, отвлечения, скука, протест. Это заставляет семью ходить петлями, избирать обходные пути, наводить переправы, останавливаться, устраивать условные привалы, чтобы потом всякий раз подниматься, идти дальше вперёд и находить удовлетворение даже в решении педагогических головоломок.
Разумеется, любая аналогия относительна, и целями православного воспитания не могут быть исключительно волевое начало и спортивный интерес. Живое чувство Бога, узнавание Христа, Божией Матери, знакомство ребёнка с лучшими образцами христианской культуры – всё это неоъемлемые и дополняющие аспекты. Однако педагогика не обходится без систематических усилий, без стратегии и тактики, и это позволяет проводить сравнение с некоторыми другими усовершительными практиками.
Тогда на что практически стоит обратить внимание родителю, желающему приобщить ребёнка к богослужению? Во-первых, на обстановку за церковной службой. Есть весьма многолюдные храмы, и спокойного уголка со свежим воздухом и отсутствием толчеи и шума (условия для нахождения с ребёнком) в них не найти. Есть также храмы, в основном, монастырские, с размеренным, строгим порядком, где всякое движение или реплика ребёнка создают помеху ходу богослужения. И те, и другие нежелательно избирать для регулярного посещения семьям с детьми. Если возможно, выберите небольшой приход. Неплохо, если это будет какой-нибудь не очень приметный храм, например, домовый, находящийся на территории учреждения. Постоянного движения «захожан» в этом случае во время службы не будет.
На маленьком приходе вас и ваших детей скоро начнут узнавать, и отношение окажется более тёплым. В том случае, если ваше чадо проявит непоседливость, для окружающих это не станет проблемой абстрактной «девочки в шарфе», а тем, что относится ко вполне конкретной, узнаваемой Даше или Насте. По собственному опыту скажу, что нас на разных приходах принимали благожелательно. Серьёзных препятствий для посещения храма с детьми мы не испытывали нигде, даже с учётом того, что младший сын – инвалид: самым сварливым церковным бабушкам и строгим-престрогим священникам импонирует, когда дети присутствуют за богослужением, родители же постоянны в своём намерении вводить детей в приходскую обстановку и следят за их поведением.
Разумеется, мне знакомы рекомендации пастырей, которые считают более предпочтительным непродолжительное нахождение детей на службе, в основном, около момента Причастия. Такие рекомендации отражают условия, которые по разным причинам лишены должного педагогического качества: родительского внимания на всех детей может не хватать, обстановка в храме может быть стеснена, присутствие сверстников может втягивать ваших детей в некую дурашливую перекличку. Но если ребёнок спокоен и собран, то, наверняка, его присутствию в храме будут только рады.
Не существует никакой неизбежности в том, чтобы детям плохо вести себя за богослужением или изнывать из-за нахождения в храме. За богослужением священнику часто помогают отроки, алтарничать мальчиков берут иногда с 6-7 лет. Это наглядно показывает возможность детям участвовать в службе полностью либо при незначительных сокращениях. Иногда в храме приходится видеть детей клириков, певчих, стереотип кратковременного посещения для них перестал действовать, и они настроены на участие в общих делах либо, по меньшей мере, на какие-нибудь самостоятельные занятия, не причиняющие беспокойства окружающим. Таковы за небольшими исключениями нормальные, естественные проявления детской природы, всё остальное зависит от влияния старших.
Повторим ещё раз, что педагогически ситуация может быть упущена, и тогда возражения против присутствия детей становятся закономерны. На крупных приходах в скоплении людей священники предугадывают неспособность большой части родителей соблюсти порядок и тишину. Отсюда проистекает требование при первой возможности удалять детей за порог. На то есть свои основания, ведь неблагоговейное отношение к святыне – большой грех. И всё-таки необходимо помнить, что данная логика – вынужденная, и продиктована она, в первую очередь, пессимизмом относительно родительских действий и оценки условий. Отцов и матерей как сознательных христиан такое решение «по бедности» не должно устраивать и успокаивать. То, что досаждает в храме в форме капризов, развязности и т. п., обычно представляет симптом общего состояния воспитания в семье и обнаруживает направления, которыми так или иначе необходимо заниматься.
Так, баловство в среде сверстников побуждает подыскивать приход с меньшим количеством детей. Многие родители мотивируют детский интерес к храму тем, что там можно увидеться с друзьями, провести время в общении. Это слабое решение, которое является эрзацем посещения храма. Не вполне удовлетворяет также целям воспитания устройство при храме игровых комнат и площадок. В отдельном помещении нуждаются, в основном, мамы с младенцами до 3-х лет.
Для ребёнка лучше предусмотреть ту или иную степень участия в храмовой жизни. Если община невелика, то, как правило, предложения помощи принимаются. Наши старшие девочки стали петь вместе с хором с возраста 6-7 лет. Полупрофессиональное пение простыми распевами даёт возможность участвовать желающим. На клиросе маленьких певчих принимали приветливо. К сожалению, нам пришлось сменить приход. На новом месте дети приобщились к другому занятию: уходу за подсвечниками. Послушание это имеет определённый порядок и приостанавливается на моменты входов, чтений Писания, Херувимской, Евхаристического канона, полиелея и пр. Младшим даётся возможность сидеть, опять-таки, в определённом порядке, в известные промежутки между главными священнодействиями. Отправляясь на службу, уместно захватить из дому один-другой раскладной стульчик – это избавит от поиска свободных сидений.
В многодетных семьях старшие обычно настроены присматривать за младшими: помогать, подсказывать, успокаивать. Таким образом, присутствия даже одного из родителей оказывается достаточно для поддержания порядка. В замысле Божием семья органично устроена, оплетена внутренними связями, и поддержание семейного целого – залог положительного педагогического результата. Присутствие младших в храме, как ни удивительно, помогает: подростки, которые выступают в роли не воспитуемых, но воспитателей братиков и сестрёнок, меньше скучают и тяготятся.
Общение со сверстниками желательно оставить на время после богослужения — игровая площадка во дворе храма пригодится для этого.
Не следует спешить записывать детей на занятия воскресной школы, кружков, так как это означает дополнительную нагрузку. Утвердиться детям необходимо, в первую очередь, в навыке регулярного участия в богослужении.
Понуждение к посещению храма возможно и, по-видимому, неизбежно в педагогической практике. Предпочтительно, чтобы таковое совершалось не с утра перед службой жёсткими дисциплинарными мерами, а в продолжение всего предыдущего времени общим собранным, бодрым настроем.
Родительская задача облегчается тем, что детство любит службу, обстановку торжественности, каждение ладаном, иконы, блеск позолоты, игру света и полумрака в интерьере, песнопения, свечи, просфоры и прочие атрибуты церковности. Детская душа сама тянется к храму, Таинства оказывают на неё большое внутреннее влияние. Плохо, если ребёнок остался обделен, не развил вкуса ко всему этому, не покоен в кругу родных, во время общих семейных выходов. К сожалению, это распространено, и родителям приходится ощущать на семье последствия общественного неблагополучия, диспропорций современной городской жизни.
На всём протяжении взросления вопрос о практической результативности воспитания остаётся открыт. Невозможно обещать, что, применив определённую сумму педагогических усилий, мать и отец гарантированно вырастят благочестивого, регулярно посещающего храм молодого человека. Сходным образом обстоят дела в любой смежной педагогической теме. Развитие в ребёнке способностей на уровне, превышающем средний массовый, сопряжено с трудностями и не даёт гарантированных результатов. Религиозное воспитание при этом несёт в себе больше надежды по сравнению воспитанием интеллектуальным, профессиональным или эстетическим. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что Бог принимает не только благие дела человека, но даже намерения целует. Из этого можно судить, что напряжённые родительские педагогические труды наверняка будут иметь плод, хотя и не обязательно прямым буквальным «эффективностным» образом выраженный.
Если подытоживать тему «дети и храм», то общая ошибка родителей — в том, что внимание богослужению уделяется по остаточному принципу. В приоритеты семьи включены: профессиональная деятельность родителей, достаток, местожительство, обучение, родственные и дружеские связи, досуг. И только по тому, как сложились в уравнении остальные переменные, отсчитывают церковную составляющую. В таких условиях нечего удивляться и сетовать на безжизненность и тяжесть её как довеска. Потенциально богослужение, участие в приходской жизни способно занять место в центре, напитывать и содержать, связывать и упрощать педагогические задачи в целом. Рассматривая общий проект и организацию дел семьи, естественно закладывать в них богослужебную жизнь, как минимум, наравне с прочими факторами. Место жительства, работа, образование, планы на отдых могут выбираться такие, которые способствуют посещению Божия храма. Всё вместе призывает взрослых к зрелости во избежание «широких врат» и минимализма, следования массовым шаблонам.
Через стихии времени семья движется каменистым, пересечённым маршрутом. Прямые отрезки чередуются с подъёмами, спусками, преодолением быстрых потоков. Прохождение пути замедляется, временами родители вынуждены начинать поиск обходных решений, например, за многолюдностью общие семейные выходы в храм переносить на субботние дни, в летние каникулы вместо пляжного отдыха в тёплых странах совершать выезды в монастырь, загородную дачу подбирать рядом с хорошим сельским приходом.
Одним словом, это тема для размышлений и проб. Желающий, как известно, ищет возможности, нежелающий ищет причины.
Андрей Рогозянский
Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси